ПРОГРАММА Дополнительного образования кружок «Умелые ручки» Для обучающихся 5-6лет


ГУ «Дом детского творчества»
отдела образования акимата Костанайского района
Утверждаю:
Директор ГУ «Дом детского творчества»
________________Исмагулова К.С.
«___»________________ 20___ г.

Программа расмотрена
на заседании методического совета
Протокол № __ от «___»______ 20___ г.
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
кружок «Умелые ручки»
Для обучающихся 5-6лет
Срок реализации программы ___1_ год/а
Суходолова З. В.
Педагог дополнительного образования
п.Затобольск
2016 год
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания »
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Декоративно – прикладное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках предметы из далёкого прошлого, сделанные своими руками и сделать их самостоятельно. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с видами работы с бумагой и пластилином, различными предметами окружающие нас. Была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству «Умелые ручки».
Программа знакомства ребёнка с декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.В соответсвии с концепцией учебного плана, принятой в организации ГУ «Дом детского творчества» отдела образования Костанайского района, программа курса расчитана на __144__ часа. Периодичность занятий - _2__ раза в неделю с делением на 2 подгруппы.
Практические занятия составляют большую часть программы. Программа рассчитана на 1 год.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 25 человек. Количество групп – 2.
Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
Приобщение к эстетической культуре;
Познакомить с разновидностью аппликаций из таких материалов как: бумага, пластилин, ткань, салфетки, крупы, вата и ватные тампоны, поролон и др.;
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций из крупы, карандашей, ниток и др. материалов;
Развивать мелкую моторику рук детей;
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:
Беседы;
Занятия на основе метода интеграции;
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;
Просмотр видеофильмов;
Экскурсии;
Дидактические игры;
Использование силуэтного моделирования
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Использование физминуток;
Создание книг по декоративно-прикладному искусству.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.
Типы занятий:
На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);
На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление о разновидностях бумаги, пластилина и природного материала, салфеток поролона и др.;
Различать виды аппликаций (сюжетно – тематическая, декоративная, коллективная, объёмная, обратная и др);
Умеют различать изделия разных народных промыслов;
Украшать собственные работы придавать им живость и эстетику;
У детей появится интерес к аппликации из различных предметов;
Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть мастерством аппликации.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ;
Посещаемость;
Статистические данные;
Фиксация занятий в рабочем журнале;
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Практические материалы.
Качественный анализ:
Формирование новых навыков и умений;
Анализ успешности деятельности и достижение целей;
Анализ диагностического материала;
Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:
Родительские собрания;
Индивидуальные консультации;
Беседы;
Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);
Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, в поселке; создание декоративных книг;
Содержание программы.
Вводное занятие (2ч.)
Знакомство с задачами и целями кружка. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с видами аппликаций и материалами для их выполнения.
Аппликация из бумаги: (18ч.)
Аппликация. Краткая история аппликации. Виды аппликации (объёмная, мятая бумага, плетение, обрывная мозаичная, модульная). Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из бумаги. Этапы выполнения аппликации. Приёмы выполнения аппликации.
Аппликация из пластилина: (16ч.)
Познакомить с различными техниками раскатывания пластилина. Изготовление картин методом точечного раскатывания пластилина, пластилиновые шарики, аппликации из целых частей, изготовление фона картин. Изготовление жгутиков для деревьев и веток. Оформление картин пластилином.
Аппликация из салфеток: (20ч.)
Знакомство с методами и приёмами работы с салфетками при выполнении работы. Выполнение объёмных работ, предметных и коллективных. Темы: «Виноградная гроздь», «Бабочка», «Одуванчики», «Сакура» и др.
Аппликация из ваты, ватных дисков и ватных палочек (14ч)
Знакомство с методами и приёмами работы с ватой и атными дисками при выполнении работы. Выполнение предметных и колективных работ. Оформление смешанных методик в одной работе. Темы: «Дом в котором я живу», «Зимняя сказка» и др.
Аппликация из крупы (18ч)
Познакомить с техникой нанесения фона на картину из пластилина. Изготовление картин с использованием круп: горох, гречка, фасоль, макароны и др. Оформление картин на выбор детей.
Аппликации из поролона (16ч)
Знакомство с методами и приёмами работы с поролоном при выполнении работы (изделия из целых частей кусочков). Выполнение объёмных работ, игрушек, предметных и коллективных. Темы: «Солнышко лучистое», «Царевна – лягушка», «Ёлочка – красавица» и др.
Аппликации из подручного материала (22ч)
Выполнение аппликаций из различного подручного материала: спички, крышки, пуговицы и мн.др. Темы: «Улитка», «Подводный мир», «Деревня» и др.
Аппликации из ниток (18ч)
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных изделий из ниток и пряжи, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных работ. Таких как: изготовление предметных картинок и коллективных картин, использование методов работы с целыми и резанными нитками.
Тематический план
Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
2 4 144
№ Наименование тем Общее кол-во часов В том числе дата
теорети-ческих практи-ческих 144 28 116 Вводное занятие (2ч.)
Аппликация из бумаги (18ч.) 1-2 Вводное занятие. Знакомство с задачами и целями кружка. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с видами аппликаций и материалами для их выполнения. 2 1 1 3-4 «Петя – петушок» (предметная аппликация, бархатная бумага) 2 0,5 1,5 5-6 «Павлин» (предметная, гофрированная бумага) 2 0,5 1,5 7-8 «Принцесса осень» (сюжетно – тематическая аппликация) 2 0,5 1,5 9-10 «Салфетка» (плетение из бумажных полосок) 2 0,5 1,5 11-12 «Грибная поляна» (плетение, декоративная аппликация) 2 0,5 1,5 13 -14 «Ромашковое поле» (объёмная аппликация из кругов) 2 0,5 1,5 15- 16 «Осенний пейзаж» 2 0,5 1,5 17 -18 «Во саду ли в огороде» (обрывная аппликация) 2 0,5 1,5 19-20 Творческая работа по выбору. Выставка. 2 0 2 Аппликция из пластилина (16ч)
21-22 Знакомство с методами и приёмами работы с пластилином. Виды раскатывания. Закомство с картинами из пластилина. 2 1 1 23-24 «Лисичка – сестричка» (предметная, пластилиновые жгутики) 2 0,5 1,5 2-26 «Мой весёлый звонкий мяч» (пластилиновые шарики) 2 0,5 1,5 27-30 «Пластилиновое счастье» (коллективная работа пластииновые шарики) 4 0,5 3,5 31-34 Рамка для фото (смешанные техники) 4 0,5 3,5 35-36 Творческая работа по выбору. Выставка. 2 0 2 Аппликация из салфеток (20ч)
37-38 Знакомство с методами и приёмами работы с салфетками при выполнении работы. 2 1 1 39-40 «Виноградная гроздь» 2 0,5 1,5 41-42 «Бабочка» (Скручивание шариков) 2 0,5 1,5 43-44 «Божьи коровки» 2 0,5 1,5 45-46 «Одуванчики» (разрезные круги) 2 0,5 1,5 47-48 «Ветка сакуры» 2 0,5 1,5 49-54 «Чудо – дерево» (коллективная работа) 6 0,5 5,5 55-56 Творческая работа по выбору. Выставка. 2 05 1,5 Аппликация из ваты, ватных дисков и ватных палочек (14ч)
57-58 Знакомство с методами и приёмами работы с ватой и атными дисками при выполнении работы. 2 1 1 59-60 «Цветы» (предметная, объёмная аппликация) 2 0,5 1,5 61-62 «Барашек» 2 0,5 1,5 63-64 «Дом, в котором я живу» 2 0,5 1,5 65-66 «Котёнок» (вата) 2 0,5 1,5 67-68 «Зимняя сказка» (смешаная работа) 2 0,5 1,5 69-70 Творческая работа по выбору. Выставка. 2 0 2 Аппликация из крупы (18ч)
71-74 «Сказочная страна» (герои сказок по желанию) (рис, гречка) 4 0,5 3,5 75-78 «Подсолнухи» (семечки и горох) 4 0,5 3,5 79-80 «Удивителные картины» (фасоль) 2 0,5 1,5 81-82 «Приятного чаепития» (оформление кесе или стакана макаронами) 2 0,5 1,5 83-86 Рамка для фото (тыквенные семечки и рябина) 4 0,5 3,5 87-88 Творческая работа по выбору. Выставка. 2 0 2 Аппликации из поролона (16ч)
89-90 Знакомство с методами и приёмами работы с пороллоном при выполнении работы. 2 1 1 91-92 «Солнышко лучистое» 2 0,5 1,5 93-96 «Царевна – лягушка» (целые части) 4 0,5 3,5 97-98 «Ёлочка – красавица» (кусочки) 2 0,5 1,5 99-102 «Крокодил» (игрушка) 4 0,5 3,5 103-104 Творческая работа по выбору. Выставка. 2 0 2 Аппликации из подручного материала (22ч)
105- 106 «Дождливый день» (пуговицы) 2 0,5 1,5 107 -108 «Подводный мир» (крышки) 2 0,5 1,5 109 -110 «Улитка» (спички) 2 0,5 1,5 111- 112 «Деревня» (спички) 2 0,5 1,5 113 -116 «Коврик» (спички) 4 0,5 3,5 117-120 «Цветок» (спички) 4 0,5 3,5 121-124 Рамка для фото (маленькие палочки, карандаши) 4 0,5 3,5 125-126 Творческая работа по выбору. Выставка. 2 0 2 Аппликации из ниток (18ч)
127-128 Вводное занятие. Знакомство с видами ниток, разновидностями работы с ней. 2 1 1 129-130 «Цыплёнок» 2 0,5 1,5 131-134 «Морские жители. Кит» 4 0,5 3,5 135-136 «Кораблик» 2 0,5 1,5 137-142 «Весеннее настроение» (коллективная работа) 6 0,5 5,5 143-144 Творческая работа по выбору. Выставка картин. Итоговое занятие. 2 0 2 ИТОГО ЧАСОВ 144 28 116 Список литературы:
Основы рисунка. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 
Основы живописи. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 
Основы композиции. Сокольникова И.М., «Титул», Обнинск, 1996 г. 
Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г. 
Энциклопедия рисования. Перевод с английского. «Росмэн» Москва. 
Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 1987 г. 
Краткий словарь худ. терминов. Сокольникова И.М. «Титул» Обнинск. 1996 г. 
Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 1993 г. 
Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 1999 г. 
Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение» 1991 г.