Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации образовательной системы Школа 2100


Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в рамках реализации образовательной системы "Школа 2100"
Коновалова Евгения Венедиктовна
МБОУ «Лицей №35», учитель
В 21 веке человеческая цивилизация вступила в информационное общество. По некоторым оценкам, объем информации в мире увеличивается вдвое каждые десять лет, по другим — каждые четыре года. Как и в каком направлении изменится жизнь через 15-30 лет? Каким будет мир в середине 21 века? Ответа на этот вопрос нет. Поэтому школа должна готовить учеников жить в меняющемся мире, развивая у них такие качества как динамизм, мобильность, самостоятельность. Значит уже недостаточно вооружить детей только знаниями, умениями и навыками. Цель школы - формирование навыков самостоятельного поиска знаний и умение применять их для решения жизненных задач.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Для формирования личностных УУД – используются задания, в которых ученикам предлагается дать собственную оценку полученной информации.
Для формирования регулятивных УУД подбираются задания, в которых учащимся предлагается поставить перед собой определенные цели и задачи и самостоятельно выработать алгоритм своей деятельности с последующей самооценкой полученных результатов. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в парах и группах, а так же задания, предполагающие умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
В образовательной системе «Школа 2100» накоплен достаточный опыт формирования универсальных учебных действий.
Рассмотрим возможности достижения личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания УМК «Школа 2100»
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о многообразии языкового и культурного пространства России, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи. Но этот же предмет с помощью другой группы линий развития обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как формирует умение «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Предмет «Литературное чтение», прежде всего, способствует личностному развитию ученика, так как формирует понятия о добре и зле, прививает эстетический вкус. Коммуникативные умения формируются здесь через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, через организацию диалога с автором учебника в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.
Предмет «Математика» направлен, прежде всего, на развитие познавательных универсальных учебных действий. Но наряду с этим в рамках образовательной системы «Школа 2100» у этого предмета есть ещё одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.
Предмет «Окружающий мир» через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий: освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Вторая линия – умение определять своё отношение к миру – способствует личностному развитию ученика. С ней связано формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что предметное содержание УМК «Школа 2100», содержит большой потенциал для формирования универсальных учебных действий.