Рабочая программа для обучающихся младшего возраста по ручному труду Умелые руки


Муниципальная специальная (коррекционная)
общеобразовательная организациядля обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида».
Рабочая программа
для обучающихся младшего возраста
по ручному труду
«Умелые руки»
Подготовила: Тубольцева И.М.
2015-2016 г.г.
Пояснительная записка.
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Рабочая программа составлена на основе типовой Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой: М. - Просвещение, 2008 года.
В системе обучения и воспитания специальной (коррекционной) школы VIII вида трудовое обучение является важнейшим звеном. Занятия ручным трудом воспитанников младшего возраста направлены на решение общих и специальных задач, на подготовку обучающихся к профессионально-трудовому обучению. Программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ручному труду составлена с учётом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально – волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по трудовому обучению включает в себя: пояснительную записку, календарно-тематический план; перечень учебно-методической литературы; требования к уровню подготовки воспитанников.
Количество часов по трудовому обучению соответствует требованиям и составляет 32 часа, 1 час в неделю.
Внеурочные занятия по ручному труду тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования и ручного труда, математики.
В программу включена работа по изготовлению поделок из ниток, пряжи и шпагата, различного подручного материала (проволока, фетр, бумага, картон, ткань и др.) с применением инструментов (ножницы, клей, канцелярский пистолет, крючок и др.)При подборе материалов для изготовления поделок можно использовать различные нитки: шерстяные, полушерстяные и синтетические, различный шпагат.
Пряжа, нитки в качестве материала для поделок очень удобны. При минимальных затратах можно получить очаровательную декоративную мелочь, которая украсит квартиру или станет частью небольшого подарка близкому человеку. Кусочками ниток можно дополнять самодельные открытки и даже выкладывать целые картины, а из плотных мотков – делать вазы, светильники и пр. детали интерьера, игрушки.  Поделки из джутового или бумажного шпагата своими руками крайне просты в изготовлении и доступны практически каждому. Это могут быть игрушки для детей, предметы декора интерьера, полезные в хозяйстве мелочи, вроде вазочек и корзинок – все зависит от вашей фантазии и желания. Благодаря естественному цвету натурального материала изделия из шпагата, выполненные своими руками, идеально подходят к пасторальным интерьерам, возможно с некоторыми оттенками кантри и этноса. Для придания им оригинальности, готовые поделки можно расцветить акриловыми красками.
В ходе работы дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Особенностью программы “ Умелые рук” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель программы.
Развитие познавательных и творческих способностей в процессе создания поделки, используя различные материалы и техники.
Задачи программы.
1.Обучать детей различным приемам преобразования ниток, пряжи, шпагата и подручных материалов.
2.Изготовление детьми атрибутов для дидактических игр, использование детских поделок для оформления интерьера группы и как подарки.
3.Изготовление поделок самостоятельно и коллективно.
4.Воспитывать трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Принципы построения занимательного процесса.
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок
Ожидаемый результат.
Воспитанники должны знать:
Названия и свойства материалов, используемых для изготовления для поделок
Названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила ТБ при работе с ними
Соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Воспитанники должны уметь:
усвоить основные приёмы работы с различными материалами;
с помощью учителя составлять план работы предстоящего занятия;
выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно;
давать словесный отчёт и анализировать свои изделия с помощью учителя, в отдельных случаях – самостоятельно;
отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Отслеживание результатов:
В процессе работы по изготовлению изделия.
Участие в проектах, выставках, конкурсах.
Критерии оценки развития творческих и трудовых навыков воспитанников (приложение №1).
Список литературы.
1. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
2. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
3.Интернет-ресурсы:
http://www.liveinternet.ru/users/4141610/rubric/1853594http://marrietta.ru/post353433275/http://womanadvice.ru/podelki-iz-shpagata-svoimi-rukamiСодержание программы
I. Вводное занятие – 1час
Знакомство с предстоящими работами
- изделия из пряжи, ниток, шпагата, джута.
Правила поведения и правила техники безопасности на занятиях ручного труда.
Подготовка рабочего места
II. Материалы и инструменты – 1 час
Виды и свойства пряжи, ниток, шпагата, джута.
Инструменты: канцелярский пистолет, нож, ножницы, крючок для вязания, швейные иглы, клейБросовый материал: остатки кожи, фетра, материала, картона, цветной бумаги, фольга, проволока и др.III. Изготовление поделок – 30 часов
Поделки из пряжи – 10 часов
- поделки из помпонов (игрушки, цветы);
- дидактический материал,
- картины (коллективные работы).
Поделки из ниток – 6 часов
- игрушки, шары, вазы.
Поделки из шпагата – 13 часов
- интерьерные поделки,
- картина (коллективная работа)
IV. Итоговое занятие – 1 час
- организация групповой выставки,
- подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятий Дата К-вочасов Цели занятий Оборудование
I. Вводное занятие 08.09 1 Знакомство с предстоящими работами:
- изделия из пряжи, ниток,шпагата, джута.
Правила поведения и правила техники безопасности на занятиях
Подготовка рабочего места - расширение кругозора;
- заинтересовать воспитанников предстоящей работой показом образцов изделий.
Образцы изделий
II. Материалы и инструменты 15.09 1 Виды и свойства пряжи, ниток, шпагата, джута.
Инструменты: канцелярский пистолет, нож, ножницы, крючок для вязания, швейные иглы, клейБросовый материал: остатки кожи, фетра, материала, картона, цветной бумаги, фольга, проволока и др.- ознакомить с образцами ниток, пряжи, шпагата, джута и их свойствами,
- формировать умение правильно выбрать применить необходимые материалы и инструменты в работе,
- привитие аккуратности в подготовке рабочего места,
- развитие познавательного интереса.
Образцы ниток, пряжи и шпагата;
инструменты:
канцелярский пистолет, нож, ножницы, виды клея, крючок.
III. Изготовление поделок – 30 час
1. Поделки из пряжи: 10 - игрушки, цветы из помпонов (сложность по возрасту) 22.09 1 - развитие мелкой моторики,
- привитие аккуратности при организации рабочего места; усидчивости;
- изучение способов изготовления поделок из пряжи. Пряжа, ножницы, подручный материал (глазки, пуговицы).
- изготовление подарков ко Дню учителя (работа с пряжей)
29.09 1 - развитие мелкой моторики,
- привитие аккуратности, усидчивости,
- освоение способов изготовления поделок из пряжи.
Пряжа, ножницы, подручный материал.
- изготовление игрушек из помпонов
(сложность работы по возрасту, продолжить работу) 06.10 1 - развитие мелкой моторики, речи;
- формирование правильно выбрать и применять материал и инструменты;
- воспитание волевых качеств: терпения, настойчивости. Пряжа, ножницы, канцелярский пистолет, подручный материал.
- изготовление дидактического материала для счета (овощи из пряжи)
13.10 1 - развитие мелкой моторики, речи,
- организация рабочего места,
- воспитание качеств: аккуратность, усидчивость. Пряжа, ножницы, канцелярский пистолет, подручный материал.
- изготовление дидактического материала для счета (продолжить работу) 20.10 1 - развитие мелкой моторики, речи,
- организация рабочего места,
- воспитание качеств: аккуратность, усидчивость. Пряжа, ножницы, канцелярский пистолет, подручный материал.
- картина «Подсолнух» (коллективная работа, группа 5 класс);
- аппликация «Цветы» (коллективная работа, группа мальчиков нач.кл-ов) 27.10 1 - изучение нового способа работы с пряжей,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие диалогической речи,
- сплочение детского коллектива.
Пряжа, картон, ножницы, канцелярский пистолет, клей ПВА.
- картина «Подсолнух», аппликация «Цветы» (продолжить работу) 10.11 1 - освоение нового способа работы с пряжей,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие диалогической речи,
- сплочение детского коллектива.
Пряжа, картон, ножницы, канцелярский пистолет, клей ПВА.
- картина «Подсолнух», аппликация «Цветы» (завершение работы, оформление поделок) 17.11 1 - воспитание чувства ответственности за выполнение коллективной работы,
- привитие усидчивости, аккуратности и желания довести работу до конца. Пряжа, картон, ножницы, канцелярский пистолет, клей ПВА.
- поделка «Пчелка» (коллективная работа) 24.11 1 - отработка полученных навыков. Пряжа, канцелярский пистолет, подручный материал.
- поделка «Пчелка» (завершение работы) 01.12. 1 - закрепление полученных навыков Помпоны из пряжи, канцелярский пистолет, подручный материал.
2. Поделки из ниток: 6 - разноцветные шары (сложность работы по возрасту) 08.12 1 - освоение способов работы с нитками,
- развитие мелкой моторики, речи,
- привитие усидчивости, аккуратности. Нитки, шары надувные, клей ПВА.
- поделки «Ваза», «Конфетница» (изготовление ваз по возрастным возможностям) 15.12 1 - освоение способа работы по изготовлению ваз,
- формирования умения выбрать работу по своим возможностям, обращаться за помощью,
- привитие эстетических навыков.
Нитки, клей ПВА, подручный материал.
- завершение работы по изготовлению ваз 22.12 1 - отрабатывать полученные навыки,
- привитие усидчивости, эстетических навыков,
- формировать умение обращаться за помощью.
Нитки, клей ПВА, подручный материал.
- композиция «Веселая полянка»
(коллективная работа) 12.01 1 - отработка полученных навыков,
- сплочение детского коллектива,
- развитие пространственной ориентации,
мелкой моторики. Нитки, клей ПВА, картон, подручный материал.
- композиция «Веселая полянка»
(коллективная работа) 19.01. 1 - отработка полученных навыков,
- сплочение детского коллектива,
- развитие диалогической речи,
- воспитание чувства ответственности за выполнение коллективной работы.
Нитки, клей ПВА, подручный материал.
- завершение работы по изготовлению композиции 26.01 1 - закрепление полученных навыков. Нитки, клей ПВА, подручный материал.
2. Поделки из шпагата, джута. 14 - вазы для цветов (сложность по возрасту) 02.02 1 - освоение способа работы со шпагатом,
- развитие мелкой моторики, речи,
- привитие усидчивости, эстетических навыков,
- формирование умения выбирать работу по своим возможностям.
Шпагат, джут формы для ваз, канц. пистолет, клей ПВА, подручный материал.
- вазы для цветов (продолжить работу) 09.02 1 - отработка полученных навыков. Шпагат, джут, клей ПВА, подручный материал.
- изготовление подарков к 8 марта
(работы по собственному выбору) 16.02-
01.03 3 - формирование умения выбора работы по своим способностям, обращаться за помощью,
- привитие эстетических навыков,
- развитие мелкой моторики и речи. Пряжа, нитки, шпагат, джут, подручный материал, инструменты
- интерьерные поделки:
старшие мальчики -«Жираф»,
младшие мальчики – «Лошадки»
(коллективные работы) 15.03-
12.04 4 - привитие эстетических навыков,
- развитие диалогической речи,
- сплочение детского коллектива,
- формирование умения распределения обязанностей при выполнении коллективной работы. Шпагат, джут, подручным материал, инструменты
- картина «Гроздь винограда» 19.04-
17.05 4 - закрепление полученных навыков Шпагат, подручным материал, инструменты
IV. Итоговое занятие:
Организация групповой выставки
Подведение итогов 24.05 1 - формирование чувства удовлетворенности от полученного результата Поделки, выполненные воспитанниками группы.