Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.


ТЕМА: Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
В. А. Сухомлинский

Работу выполнила:
Литвинова Наталья Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 9».
I. Пояснительная записка.
В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения ими задач теоретического и прикладного характера.
В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.
Изменение приоритетов и задач образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
Изучая данную проблему и реализуя её на практике, я убедилась, что организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов, возможности обмениваться накопленным опытом с другими педагогами, и, вообще, большого желания углубленно работать с учащимися.
II. Цель и задачи
Цель:
• выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
• совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
• пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;
• обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
• поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
• активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
Исходя из поставленных целей, определила следующие задачи:
• воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
• готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
• развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
• овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
• развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
• пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
Успех исследования во многом зависит от его организации. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка. Важно, чтобы он понимал возможность использования полученного результата не только в прикладных целях, но и в практическом плане. Исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
III. Сущность опыта и его технология
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:
1. Выделение и постановка проблемы.
2. Выработка гипотез.
3. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов).
4. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация).
5. Представление результатов исследовательской деятельности.
Уже глядя на эти этапы видно, что они дают возможность формирования и развития таких блоков универсальных учебных действий как:
• Рефлексивные:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
• Поисковые (исследовательские):
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Навыки оценочной самостоятельности.
• Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
• Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
• Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня.
Готовность младших школьников к проектно-исследовательской деятельности.
Работая над проблемой, я убедилась, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.
Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений младших школьников.
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел меня к пониманию того, что нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
На практике чаще всего использую следующие типы проектов:
• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
• ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
• творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
IV. Заключение.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Я считаю если ученик, сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться. Важно не сужать мировоззрение учеников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
Я учу детей формулировать тему, определить цель и задачи исследования, как выделить этапы работы и многое другое, что важно для создания исследовательского проекта. Конечно, не всегда удачно, но они постепенно набирают навыки, начинают осознавать, что может быть полезным и интересным для изучения, какие проблемы волнуют детей и взрослых. И самое главное, на мой взгляд, эта деятельность даёт возможность ребёнку заглянуть в свой мир, почувствовать, что волнует его самого, что ему интересно. Понимание этого ведёт к поиску информации, желанию изучить разное мнение, разные источники информации. Активная мыслительная деятельность с целью исследования расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности ребёнка, что всегда было важным и особо актуальным является в настоящее время.
Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
21.Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org
22.Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.- pedsovet.org
23.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
24.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
Введение.
1. Я ,Буланкин Захар, ученик 3 класса, школы № 9, села Подлужного, Изобильненского района. Очень люблю наблюдать, экспериментировать, исследовать. Особенно меня интересует, что происходит внутри нашего организма. Какие продукты берегут наше здоровье, а какие разрушают? Кока – кола мой самый любимый напиток, но я очень часто слышал о его вреде для человеческого организма. Я не очень часто пью этот напиток, но решил проверить, действительно ли так вредна кока – кола, как об этом говорят. Чтобы это выяснить я определил цель своего исследования.
Цель:
Узнать в чём состоит вред кока – колы на организм человека.
Чтобы достичь этой цели, я поставил перед собой определённые задачи.
Задачи исследования:
А) Прочитать статьи в интернете о вреде или пользе кока – колы.
Б) Опытным путём определить изменения в сыром мясе и чайной ложке, помещённых в раствор кока – колы на два часа.
В) Выпить стакан кока – колы и проанализировать собственные ощущения после этого.
Затем я выдвинул следующую гипотезу.
Гипотеза исследования.
Кока – кола вредна для человеческого организма.
Исследование.
Своё исследование о вреде кока – колы я начал с поисков статей об этом в интернете. В мае 1886 года в Атланте полковник Джон Пембертон, фармацевт по образованию, пытаясь найти средство от головной боли, сварил необычный сироп карамельного цвета. В этот напиток входили отвар листьев коки, сахар и кофеин, что сделало его очень стимулирующим. Оценив вкусовые качества напитка (сироп оказался сладким и густым), Джон отнес свое изобретение в аптеку «Джейкобс», где первые порции сиропа продавались по пять центов за стакан. Затем в напиток добавили газированную воду и окрестили его Кока-Кола. Название и оригинальный шрифт придумал Фрэнк Робинсон - друг и партнер Джона Пембертона.
Итак, в чём же «полезность-неполезность» кока-колы. Что же это за активный ингредиент такой присутствует в составе любимого напитка?
То, что сильногазированные напитки не рекомендуется пить лицам, страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта – это общеизвестный факт. Не стоит злоупотреблять подобными напитками, и в частности кока-колой, и по той причине, что избыточное поступление в организм фосфорной кислоты, содержащейся в них, может вызвать дефицит кальция. Но даже и то, что, вызывая расстройство желудка при постоянном употреблении, газированная вода может привести к панкреатиту, к нарушениям со стороны желчевыводящих путей и поджелудочной железы и к другим патологическим процессам, – это ещё не всё. Американский журналист Рич Бахлер, более тридцати лет сопоставлявший слухи о вредоносности кока-колы и подобных ей напитков, с научнообоснованными фактами и экспериментами, опубликовал данные о том, насколько же опасения потребителей соответствуют действительности.
Высокий уровень кислотности любимого мной напитка делает, оказывается, возможным использование в качестве чистящего(!) средства для удаления ржавчины и накипи, для зачистки контактов автомобильных аккумуляторов, придания блеска унитазам и т.д.
И, представьте себе, В США существуют даже руководства и «полезные советы» по ведению домашнего хозяйства с применением подобной «бытовой химии». Кока-колой удаляют пятна ржавчины с хромированного бампера автомобиля и коррозию с батарей в том же авто. Запылились стекла? И тут вам поможет наша трудолюбивая помощница! Не можете раскрутить заржавевший болт? Тоже не беда! Кока – кола и здесь вас выручит: всего-то лишь смочите тряпку, обмотайте ею болт на несколько минут. Можно также стирать сильно загрязнённую одежду, добавляя кока-колу вместе со стиральным порошком в стиральную машину. А чтобы прочистить забившуюся раковину или унитаз, нужно всего-то лишь вылить туда банку напитка и не смывать в течение часа. Дистрибьюторы кока-колы уже 20 лет используют ее для очистки моторов своих грузовиков.
Что же это за активный ингредиент такой присутствует в составе любимого напитка? Это уже упомянутая выше фосфорная кислота. И вот из-за этой самой кислоты самый популярный в мире безалкогольный напиток обвиняю в нанесении ущерба здоровью потребителей. Настораживающим потребителей фактом является ещё и то, что автомобили, перевозящие концентрат кока-колы, в обязательном порядке снабжаются знаком «Опасный груз» и специальными противокоррозионными поддонами для продукции.
К сожалению, в большинстве газированных безалкогольных напитков – таких, как кoка - кола или пепси-кола, разрушительный потенциал кислоты раз в десять выше, чем у фруктового сока, а потому они опасны для зубной эмали. Вывод этот был сделан на основании экспериментов, проведенных Университетом Южного Иллинойса, где исследовались 20 марок безалкогольных напитков, в том числе и их диетические (то есть не содержащие сахара) версии. Поэтому кока-кола – враг зубов и желудка!
Прочитав обо всём этом, я решил провести собственные опыты.
Опыт №1:
Залил кока - колой мясной фарш. Оставил на два часа. Слил кока – колу и обнаружил, что фарш приобрёл цвет варёного мяса. Можно предположить, что именно это, происходит со стенками моего желудка, если я не поел.
Опыт №2:
Попытался почистить кока - колой чайную ложку. Налил в блюдце кока – колы, положил туда ложку и оставил на два часа. Ложка осталась без изменений, то есть не очистилась. Предположение о том, что кока – колой можно чистить посуду - не подтвердилось, т.е. кока – кола не является ядом, в отличие от химических очистителей для посуды.
Опыт №3:
Выпил стакан кока – колы. Зубы стали сильно скрипеть, появилось чувство дискомфорта на зубах, которое быстро прошло. Можно предположить, что кока – кола, действительно вредна для зубов, только в случае очень частого её употребления.
. Выводы.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Кока – кола вредна для желудка, если употреблять её в большом объеме на голодный желудок. (опыт №1).
Кока – кола вредна для зубов, если употреблять её очень часто (опыт №3).
Сравнение кока – колы с чистящими химическими средствами – это преувеличение (опыт№2).
7. Подтверждение гипотезы.
Моя гипотеза о вреде кока – колы подтвердилась частично. Кока – кола вредна только в случае частого её употребления на голодный желудок в большом количестве.
8. Рекомендации.
На основании этого исследования я могу посоветовать всем своим сверстникам, всем любителям кока – колы употреблять её умеренно. После принятия кока – колы нужно почистить зубы.
9. Список литературы.
интернет сайт http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21174/газета, журнал «Здоровье».
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Исследовательская работа


Выполнил: Буланкин Захар
ученик 3 класса
Руководитель: Литвинова Н.В.
учитель начальных классов
с. Подлужное 2014г.
Содержание:
1. Bведение.2. Цель исследования.
3. Задачи поиска.
4. Гипотеза исследования.
5. Исследование и его результаты.
6. Выводы
7. Подтверждение гипотезы.
8. Рекомендации.
9. Список литературы.