Урок по теме Накануне отмены крепостного права

Тема урока: « Накануне отмены крепостного права».
Цели урока:
выяснить причины отмены крепостного права и процесс подготовки реформы;
развивать навыки анализа документов, умения сравнивать обобщать, определять и объяснять понятия.
План урока:
I. Император Александр И.
II. Либерализация режима при Александре И.
III. Крестьянский вопрос.
IV. Проекты крестьянской реформы.
Новые термины и даты: редакционные комиссии, Секретный комитет с 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу.
Оборудование: карта «Отмена крепостного права в Росси в 1861 г.», портреты Александра II, Н. А. Милютина, Я. И. Ростовцева.
Предварительная подготовка: сообщение «Император Александр II - сын царя, воспитанник поэта»; сообщение учащегося «Ростовцев - председатель редакционной комиссии» (1-2 мин.). Повторение темы «Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века», «Крымская война».
Ход урока
I. Император Александр II
Сообщение учащегося: «Император Александр II - сын царя, воспитанник поэта».
II. Либерализация режима при Александре II.

Публицист Ю.Ф. Самарин писал о начале царствования императора Николая I: «Прошлое царствование началось с того, что в один морозный день на Дворцовой площади облетел лучший цвет целого поколения. В развитии нашей общественности последовал насильственный перерыв»
Привыкши всего ждать сверху, общество и теперь всего ждало от прогрессивного правительства, отнюдь не стремясь обеспечить за собой какие-нибудь права на участие в государственных делах. Замечательно, что те программы, которые от общества исходили в то время, были совершенно единодушны, - принадлежали ли они умеренным либералам, каким был умерший в октябре 1855 г. Грановский, или будущим радикалам, как Чернышевский, или безусловно свободным и искусившимся в политике во время европейских бурь 1848 г. людям, как Герцен, который жил на полной свободе в Лондоне, вне всякого давления русских условий. Все эти программы стремились, как скромно формулировал это в 1856 г. Чернышевский, к одному и тому же: все желали распространения просвещения, увеличения числа учащих и учащихся, улучшения цензурных условий (о полной отмене цензуры не смели и мечтать), постройки железных дорог - важнейшего средства к развитию промышленности, наконец, «разумного распределения экономических сил», под которым подразумевалось уничтожение крепостного права, но о чем еще не разрешалось высказываться открыто.
III. Крестьянский вопрос
Беседа с учащимися
- Что такое крепостное право? (Форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование ею различные повинности (барщину, оброк) и подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьянин является собственностью барина.)
- Как относился к крепостному праву император Николай I? (Николай I говорил, что крепостное право является злом. Но его отмена, по мнению императора, была бы еще большим злом, т. к. нарушила бы общественное спокойствие.)
- Вспомните, предпринимались ли в России попытки отмены крепостного права? (В Латвии и Эстонии в 1816 г. было отменено крепостное право. Крестьяне получили личную свободу, но без земли.)
- Назовите причины отмены крепостного права.
Учитель дополняет ответы учащихся.
Причины отмены крепостного права:
1) Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, основанных на подневольном труде, как следствие, крепостное право препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства.
Кошелев А. И.: «Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить».
- Объясните такое отношение крестьян к барщине. (Крестьянин не заинтересован в результатах своего труда. Весь урожай с барщиной запашки принадлежал помещику.)
2) Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наемных рабочих.
3) Крепостное право - угроза общественного спокойствия. (Первая четверть XIX в. - 651 крестьянское волнение, вторая четверть XIX в. - 1089 крестьянских волнений; с 1851 по 1860-1910 гг.)
Отчет III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».
- Как вы понимаете слова отчета III отделения? (Любое волнение могло превратиться в крестьянскую войну против верховной власти при поддержке армии, состоявшей в большинстве из крестьян, набранных по рекрутскому набору.)
4) Крепостное право на практике ничем не отличалось от рабства
Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью: он имел право даже содержать свою собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно («но без увечья»), ссылать в Сибирь за так называемые «предерзостные поступки» без ограничения срока ссылки и возврата ссылаемых, причем каждый сосланный засчитывался помещику как сданный в рекруты. Помещик мог провинившегося или чем-либо не угодившего ему крестьянина отдать для наказания в полицию, заключить на определенный срок в «смирительный дом» или сдать в «арестантские роты гражданского ведомства». Произвол помещиков не знал границ. В изобретении пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности.
(Федоров В. А. Коней крепостничества в России. М., 1994)
5) Крымская война. (Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.)
Таким образом, крепостное право препятствовало дальнейшему экономическому развитию страны, грозило отодвинуть Россию в разряд второстепенных держав и являлось мощным дестабилизирующим фактором внутри российского общества.
Работа с документом
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и, вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»? (По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и даже к революции.)
IV. Проекты крестьянской реформы
Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики Виленской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал
Запись на доске и в тетради:
Запись на доске и в тетради:
Рескрипт генерал-губернатору В. И. Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права.
Рескрипт - письмо монарха к подданному.
Составление таблицы-схемы
Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы
Обязанности

Государственный Совет
Секретный комитет с 1858 г.
Главный комитет по крестьянскому делу
Завершение обсуждения проекта закона

Редакционные комиссии (председатель - Я. И. Ростовцев)
Рассмотрение материалов, представленных губернскими комитетами, составление единого проекта закона
Внесение поправок и изменений в проект

Губернские дворянские комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян
Разработка вариантов отмены крепостного права с учетом местных особенностей каждой губернии



В течение 1858 г. рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу. В марте 1859 года были учреждены так называемые Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами. Председателем комиссий был назначен генерал Яков Иванович Ростовцев. (Сообщение о Я.И. Ростовцеве)
Ростовцев привлек к работе комиссий последовательных сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков – Н.А. Милютина, Ю.Ф. Самарина и др.
(Сообщение о Н.А. Милютине)

Беседа с учащимися
- Обсуждение каких вопросов при подготовке отмены крепостного права вызвало наиболее горячие дискуссии? {Освободить крестьян за выкуп или нет. Наделять ли крестьян землей при освобождении. Кто и в каком размере должен компенсировать помещикам потерю части земли) Таким образом, можно выделить два ключевых слова - проблемы, вокруг которых шли горячие споры: земля и выкуп.
- Какая форма эксплуатации крестьян (барщинная, оброчная) преобладала в нечерноземных и черноземных губерниях? (В нечерноземных - оброчная, следовательно в этих губерниях были широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле часто не являлась основным источником дохода ни для крестьян, ни для помещика. В черноземных - барщинная. Плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на этой земле.)
- Как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей? (В нечерноземных губерниях - положительно. В черноземных губерниях - отрицательно. Стремление помещиков к сохранению в своих руках максимального количества земли. Желание, чтобы свободные крестьяне по-прежнему работали на помещика, но уже как вольнонаемные сельскохозяйственные рабочие.)
- Что думали эти же помещики по поводу выкупа крестьянами своей личной свободы и земли? {Помещики нечерноземных губерний хотели получить не только вознаграждение за землю, предоставленную крестьянам, но и «за самих освобождаемых крестьян», т. к. земля стоила недорого. Помещики черноземных губерний хотели получить выкуп за минимальный земельный надел, в случае если он будет предоставлен крестьянам, а также компенсацию за утраченную рабочую силу, т. е. за самих крестьян.)
Запись на доске и в тетради:
Проекты освобождения крестьян:
а) в черноземных губерниях (освобождение крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп);
б) в нечерноземных губерниях (освобождение с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина).
Работа с документом
Учитель читает отрывок из письма председателя Редакционной комиссии Я. И. Ростовцева Александру II, в котором содержится обзор мнений помещиков о способах освобождения крестьян. Учащиеся должны определить, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, и тем и другим.
«<...> Смотря с точки гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима. <...>
...положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разложить на шесть главных категорий;
а) Одни желают уплаты за освобождаемых крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.
б) Другие желают уплаты за крестьян и прикрепления их к месту не для обеспечения их быта, а для того только, чтобы рабочие силы находились у помещика под рукой.
в) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т. е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.
г) Четвертые домогаются, чтобы крестьяне навсегда землею только пользовались. <...>
д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же общего обязательного выкупа, видя в этом, может быть и очень справедливо, исход всего вопроса самый простой и удобный.
е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новую жизнь и в новые отношения не вдруг, а приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей.
(Ответ: черноземные: а), б), в), г); нечерноземные: д), е).)
Домашнее задание.



































Дополнительные материалы к уроку
I
Ростовцев Яков Иванович (1803-1860) - военный и государственный деятель. При Николае I Ростовцев руководил военно-учебными заведениями, а во время подготовки крестьянской реформы был членом Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу, в 1859-1860 гг. возглавлял редакционные комиссии. В молодости Ростовцев поддерживал тесные связи с руководителями «Северного общества» декабристов, но накануне восстания 14 декабря 1825 г., не называя имен и не скрывая свой шаг от друзей, сообщил Николаю I о готовящемся выступлении. В день восстания Ростовцев находился в рядах правительственных войск.
В своих воспоминаниях А. М. Унковский рассказывает об одном случае, который лег в основу всех дальнейших действий Ростовцева в крестьянском деле: «В начале 1857 года ...один из его сыновей заболел опасно в Гейдельберге. Отец поехал к нему... На смертном одре умирающий сын обратился к отцу с такими словами: «батюшка! Я обращаюсь к вам с посмертной просьбой вот какого рода: вы настолько замараны по декабрьской истории и по военно-учебным заведениям, что мне хотелось бы умереть с мыслью, что вы чем-нибудь загладите свою память... Дайте слово, что вы будете помогать делу освобождения крестьян». Говорят он (Ростовцев -С. Н.) при этих словах прослезился и клялся, что все средства, какими он будет в состоянии распоряжаться, употребит в пользу этого дела. И действительно, после этого случая он стал писать всеподданнейшие письма уже совершенно в ином тоне... «Я дал клятву своей семье служить честно крестьянскому делу» - слова Якова Ивановича».
Ростовцев собрал все законодательные акты о крестьянах, все поступившие проекты крестьянской реформы, материалы секретных комитетов, специальные журналы и оттиски статей по крестьянскому вопросу, в том числе и запрещенные в России заграничные герценовские издания, которые посылали ему из III отделения императорской канцелярии. «Колокол» Герцена постоянно лежал на столе Ростовцева.
















Милютин Николай Алексеевич (1818-1872) - племянник крупнейшего реформатора эпохи царствования Николая I П. Д. Киселева, брат военного министра Д.А.Милютина. Окончил Благородный пансион при Московском ун-те. В 1835г. поступил на службу в Министерство внутренних дел. В 1852 г. стал директором хозяйственного департамента МВД. Одновременно принимал активное участие в работе Статистического отделения Русского Географического общества, под его руководством был выполнен ряд статистических исследований, осуществлено 8-томное издание о городских поселениях в России. В середине 50-х гг. начинается его деятельное участие в подготовке крестьянской реформы. Свои взгляды изложил в «Записке» об освобождении крестьян в имении тетки Александра II великой княгини Елены Павловны. Ведущая идея «Записки» состояла в том, что крестьяне должны освобождаться с земельным наделом, который они выкупают в собственность.
В начале 1859 г. Александр II по настоятельной просьбе министра внутренних дел С. С. Ланского назначил Милютина временным товарищем (заместителем) министра внутренних дел. Сыграл видную роль в работе Редакционных комиссий (1859-1860), непосредственно готовивших крестьянскую реформу. Обладая взрывным темпераментом, он, как никто другой, вносил в дело сильное личностное начало, не давая единомышленникам остановиться на полдороги <...>
В глазах крепостников Николай Алексеевич был «красным», и император никогда не забывал этого. В апреле 1861 г. Милютин получил отставку и оплаченный годичный отпуск для поправки здоровья. Около двух лет провел за границей <...>
В конце 1863 г. Милютин вернулся на службу, участвовал в разработке земской реформы (1864). В 1864 г. по поручению Александра II провел в Царстве Польском аграрную реформу, которая была более радикальной и последовательной, чем в России. В январе 1865 г. введен в состав Государственного совета... В 1867 г. по болезни ушел в отставку.













II. Биография наследника престола Александра Николаевича
Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле. <.. .>
Если рождение Александра I приветствовал Г. Р. Державин, то рождение Александра II - В. А. Жуковский, пожелавший ему в числе разных добродетелей особенно быть гуманным человеком («...Да встретит он обильный честью век! Да славного участник славный будет! Да на чреде высокой не забудет Святейшего из званий: человек».)
<...> В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному - капитану К. К. Мердеру <...> Современники единодушны в оценке Мердера как человека высоконравственного, доброго, обладающего ясным и любознательным умом и твердой волей (что подтверждает и его собственный дневник). Твердость и строгость характера сочетались в нем с гуманностью. <...>
Тотчас по воцарении Николай I озаботился общим образованием наследника <...> и избрал ему в наставники В. А. Жуковского. Не исключено, что восторженные стихи поэта на рождение Александра расположили к нему родительское сердце Николая I, но существовали и иные, более веские соображения. Жуковский был хорошо известен царской семье как человек просвещенный, гуманный, обладающий педагогическими способностями и опытом. <...> В течение полугода он составил специальный «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем !.<...> Целью воспитания и обучения Жуковский провозгласил «образование для добродетели». Он писал: «Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть многообъемлющее знание, соединенное с нравственностью».
В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. <...> Особое внимание уделялось истории. Жуковский считал, что «история из всех наук самая важнейшая, важнее философии, ибо в ней заложена лучшая философия, то есть практическая, следовательно, полезная», что «сокровищница просвещения царского есть история, наставляющая опытами прошедшего или объясняющая настоящее и предсказывающая будущее. Она знакомит Государя с нуждами его страны и его века. Она должна быть главною наукою наследника престола». <...> И сам ученик выделял историю среди других предметов, любил ее. <...>
Гармоничная, просвещенная программа воспитания и образования наследника престола с самого начала натолкнулась на чуждую ей традицию императорского двора и установку отца-самодержца. <...>
<...> Александр с детства полюбил бесконечные смотры, парады, военные праздники, военные игры со сверстниками, в которых часто принимали участие Николай I и его близкие, и пронес увлечение это через всю жизнь. <...>
<...> попытка Жуковского с самого начала ограничить время занятий военным делом шестью неделями в году (в летние месяцы) не удалась. Невозможно было противостоять военной направленности могущественного российского самодержца и его двора. Из бойкого в военной игре подростка выходил молодцеватый, ловкий офицер. <...>
Воспитательные усилия Николая I были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. <...>
Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая.I, а также учителями и наставниками и их воспитанниками. Ему не грозила раздвоенность, свойственная Александру I. Он был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей. <...>
Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность (Жуковский: «за сердце Ваше мы все отвечаем смело»), веселый нрав (Мердер: «милая веселость, ему одному свойственная»), любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность.
Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако при отсутствии усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам. <...>
Несмотря на исключительность своего происхождения и предназначения, наследник престола рос не изолированно от своих сверстников. Досуг, праздники, дни рождения он проводил с друзьями, среди которых сыновья воспитателя Мердера, дети высшей знати и сановников из ближайшего окружения Николая I <...> Наследник воспитывался вполне светским человеком. С 10-11 лет иногда приглашался к большому столу родителей, умел вести себя со взрослыми, вызывая похвалы, а со стороны женщин и восхищение. Даже придирчивый Мердер всегда оставался доволен светскими манерами и поведением своего воспитанника. Общительность, любовь к светской жизни и развлечениям будут присущи ему в зрелые годы, и после воцарения.














III. Русское общество в начале царствования Александра II
После заключения мира, в марте 1856 г., явилась возможность обратиться к исправлению внутренних дел. Во время войны в этом отношении Александр мог сделать лишь некоторые шаги, не требовавшие особых усилий, но обрисовывавшие в глазах всех его новое прогрессивное настроение. Такое значение имели отмена бутурлинского комитета, разрешение свободной выдачи заграничных паспортов и уничтожение стеснений, введенных в университетах после 1848 г. Общество в этот момент отнеслось к этим первым проблескам либеральной политики совершенно так же, как общество начала царствования Александра I к его первым шагам. Настроение было совершенно оптимистическое, необыкновенно розовое и благодушное. Общество, в течение целого тридцатилетия испытывавшее страшный гнет и будучи еще ранее обессилено уничтожением своей лучшей части в лице декабристов, конечно, было очень принижено и не привыкло свободно выражать свои мысли. Господствующим чувством было чувство освобождения от гнета николаевского режима и то ожидание более либеральной политики, которое поддерживалось первыми мерами Александра.
<...> Привыкши всего ждать сверху, общество и теперь всего ждало от прогрессивного правительства, отнюдь не стремясь обеспечить за собой какие-нибудь права на участие в государственных делах. Замечательно, что те программы, которые от общества исходили в то время, были совершенно единодушны, - принадлежали ли они умеренным либералам, каким был умерший в октябре 1855 г. Грановский, или будущим радикалам, как Чернышевский, или безусловно свободным и искусившимся в политике во время европейских бурь 1848 г. людям, как Герцен, который жил на полной свободе в Лондоне, вне всякого давления русских условий. Все эти программы стремились, как скромно формулировал это в 1856 г. Чернышевский, к одному и тому же: все желали распространения просвещения, увеличения числа учащих и учащихся, улучшения цензурных условий (о полной отмене цензуры не смели и мечтать), постройки железных дорог - важнейшего средства к развитию промышленности, наконец, «разумного распределения экономических сил», под которым подразумевалось уничтожение крепостного права, но о чем еще не разрешалось высказываться открыто.
В рукописных записках того времени это выражалось и более прямо: говорили, что одною из первых нужд является отмена крепостного права, но и здесь это выражалось чрезвычайно скромно; именно: указывалась желательность постепенного уничтожения крепостного права без потрясения страны, как выражался Грановский в записке, напечатанной в 1856 г. Герценом в «Голосах из России».
(А. А. Корнилов. Курс истории России XIXвека. М., 1993. С. 203.)




IV. Положение крепостного крестьянина
Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью: он имел право даже содержать свою собственную тюрьму, наказывать крестьян телесно («но без увечья»), ссылать в Сибирь за так называемые «предерзостные поступки» без ограничения срока ссылки и возврата ссылаемых, причем каждый сосланный засчитывался помещику как сданный в рекруты. Помещик мог провинившегося или чем-либо не угодившего ему крестьянина отдать для наказания в полицию, заключить на определенный срок в «смирительный дом» или сдать в «арестантские роты гражданского ведомства». Произвол помещиков не знал границ. В изобретении пыток и истязаний бесправных крестьян некоторые из них доходили до виртуозности.
(Федоров В. А. Конец крепостничества в России. М., 1994, С. 5.)
































Работа с документом
Речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и, вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
- Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?
- Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?































Отрывок из письма председателя Редакционной комиссии Я. И. Ростовцева Александру II, в котором содержится обзор мнений помещиков о способах освобождения крестьян. Определите, какие мнения принадлежат помещикам черноземных, нечерноземных губерний, и тем и другим.
«<...> Смотря с точки гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима. <...>
...положения губернских комитетов и мнения членов сих комитетов, сюда вызванных, можно разложить на шесть главных категорий;
а) Одни желают уплаты за освобождаемых крестьян и вместе с тем удаления их по истечении некоторого времени с земли помещика.
б) Другие желают уплаты за крестьян и прикрепления их к месту не для обеспечения их быта, а для того только, чтобы рабочие силы находились у помещика под рукой.
в) Третьи, не требуя уплаты за личность, полагают, что поземельные отношения крестьян к помещикам, равно как и оставление первых в их усадьбах, должны продолжаться лишь несколько лет, т. е. в период срочнообязанного положения, а потом крестьяне без изб и без полей вступали бы в договоры с помещиками.
г) Четвертые домогаются, чтобы крестьяне навсегда землею только пользовались. <...>
д) Пятые желают немедленного отделения крестьян от помещиков и немедленного же общего обязательного выкупа, видя в этом, может быть и очень справедливо, исход всего вопроса самый простой и удобный.
е) Шестые предпочитают выкуп полюбовный и постепенный, дабы крестьянин входил в новую жизнь и в новые отношения не вдруг, а приучаясь мало-помалу к новому порядку вещей.