Всесоюзный урок Арктика-фасад России классный час в 4 классе Арктика


.
-
Классный час в 4 классе.
« В Арктике»
Цели:
.Образовательная: познакомить с характерными особенностями Арктики.
.Воспитательная: помочь детям задуматься о необходимости охраны природы.
Оборудование: карта, картина “В Арктике”, предметные картинки, дидактический материал.
- Итак, мы отправляемся в путь. Наше путешествие мы начинаем с Арктики.
Арктика! Она живая или это там, где пусто? Почему этот суровый край называют арктической пустыней? Это крайний север России, край удивительной природы. “Арктос”! В переводе с греческого – медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т.е. вокруг Северного полюса. Знаменитый исследователь Ф. Нансен назвал Арктику “страной льда и тьмы”, а известный немецкий писатель С. Цвейг еще более мрачно “страной белой смерти”.
Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая ее. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах нет льда, но и здесь суша промерзает намного метров в глубину. Поэтому почва здесь почти совсем не образуется.
Зимой в Арктике полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Иногда возникает разноцветный мерцающий занавес в темном небе – полярное сияние. Зима – очень суровое время года. Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 600С.
Летом в Арктике – полярный день. несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура поднимается на несколько градусов выше 00С. . Что это значит в Арктике? (Это прежде всего долгая полярная ночь, лютые морозы, сильные ветры, вой пурги. Пурга бушует повсюду и в океане, и на скалах, и на побережье. Ветер воет, свистит. Ветер северный, сердитый. Морозно. А снег все идет и идет. И когда только закончится пурга. Лето. День и ночь теперь не прячется за горизонт солнца. Арктику называют безмолвной, унылой, суровой, но еще о ней говорят, что она гостеприимна и чарующе красива. Но ее красоту могут увидеть только те, кто понимает и много знает о русском севере. Задумаемся, Арктика – это страна белого безмолвия, или все же “живая” Арктика? Кто живет там далеко на крайнем севере? В таких суровых краях живут только животные? Наше самое первое путешествие мы начнем на крайнем севере, это тоже наша Родина – Россия, и Арктика – этот удивительный, интересный мир приглашает нас. Наш путь на птичьи базары севера. В гости к гагам, белым совам, казаркам, кайрам, тупикам. НО есть в Арктике коренные жители – полярники – это белые гуси. Селятся они в Арктике небольшими колониями, а иногда вместе с казарками, гагами, или вблизи гнезд белых сов. Гнезда белых гусей охраняет гусак. Тревожным громким криком он обращает на себя внимание, просит помощи у соседей. Сегодня гнездовий белых гусей очень мало в Арктике. Сохранились они лишь на островах.
Самый главный “коренной полярник” в Арктике белый медведь. Это самый крупный из животных Арктики. Встречаются медведи до трех метров длины. Живет белый медведь в северных и холодных морях. Плотный, могучий, с острыми когтистыми лапами проплывает в ледяной воде десятки километров. Живут белые медведи в снежных берлогах, там они пережидают самые трудные месяцы холодной арктической зимы, такие неуклюжие ленивые на вид – это настоящие жители крайнего русского Севера. Кто же еще живет в “живой” Арктике? На льдинах можно увидеть моржей, тюленей. Уж очень они любят погреться на солнышке. А растительность встречается в Арктике? На островах растут мхи и лишайники, летом можно встретить полярный мак, камнеломку.
-Мы убедились, что Арктика – самая холодная природная зона. Но все же и в ледяной зоне есть живые существа.
В морях водятся морские губки, моллюски, морские звезды, медузы, ракообразные. Очень много рыбы: камбала, треска, пикша, морской окунь, сайка. Насекомых мало, чаще встречаются шмели. Птицы: кайры, чайки, гагарки, буревестники, поморники, тупики. Крупные животные: белый медведь, тюлень, морж, кит.)- Чем же занимаются люди в зоне Арктики?
Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа манила сюда человека. Здесь ведётся промысел морских животных. Среди птиц особый интерес представляет гага, пухом. которой выстланы гнёзда. Производится сбор гагачьего пуха из покинутых гнёзд для производства одежды, которую носят полярные моряки и лётчики. Кроме того, люди стремились найти самый короткий путь из Атлантического океана в тихий, а этот путь лежит как раз через Северный ледовитый океан. К сожалению, в настоящее время природе нанесён большой ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж. Они внесены в Красную книгу России. Также загрязняется воды северных морей мусором, вредными веществами из проходящих судов. Люди задумались над тяжёлым положением этой зоны. Они взяли под охрану редких животных, уменьшили рыбную ловлю.
Остров Вра'нгеля — российский остров в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Назван в честь российского мореплавателя и государственного деятеля XIX века Фердинанда Петровича Врангеля.
Остров Врангеля - уникальный регион в Арктике. На острове расположен Национальный заповедник “Остров Врангеля”, включенный в список Мирового Наследия Юнеско. Остров Врангеля известен благодаря огромным лежбищам моржа (одни из крупнейших в Арктике), а также наибольшей во всем мире плотностью родовых берлог белого медведя. Этот район важен как место нагула серых китов, мигрирующих сюда со стороны Калифорнии, и как место гнездования для более чем 50 видов птиц, многие из которых отнесены к редким и исчезающим. На острове зафиксировано более 400 видов и разновидностей сосудистых растений, то есть больше, чем на любом другом арктическом острове.
-
Арктика-это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями омывающими Россию (Белое, Баренцево, море Лаптевых, Чукотское, Карское, Восточно-Сибирское), и островами (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, о-ва Врангеля)
.Арктика расположена в Арктическом поясе.
- Наше путешествие закончено.
Учитель:
- Ребята, на основе того, что мы узнали, какой можно сделать вывод?
Пушмина.Е.А.
Учитель начальных классов.