Мероприятие по ОБЖ на тему: «ЗНАЙ, ПОМНИ, СОБЛЮДАЙ!» (пожарная безопасность и электробезопасность), (3 класс)

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г. Новополоцка»








«ЗНАЙ, ПОМНИ, СОБЛЮДАЙ!»
(пожарная безопасность и электробезопасность)








Подготовила:
учитель начальных классов
Сычевич Людмила Анатольевна






Новополоцк, 2016
Цель занятия: обобщить знания учащихся по правилам техники безопасности и пожарной безопасности, при использовании электрических приборов в доме.

Задачи:
1) обучающие: содействовать формированию у обучающихся знаний о правилах электробезопасности и пожаробезопасности, выработать необходимые умения безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения опасных ситуаций, связанных с электричеством;
2) воспитательные: способствовать воспитанию ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, самостоятельности в принятии решений;
3) развивающие: содействовать развитию у обучающихся развитию речи, познавательной активности, логического мышления (анализ, деление на группы, установление связи «причина-следствие», обобщение, разрешение противоречий).

Форма проведения: игра «Крестики-нолики»
Продолжительность: 45 минут
Возраст учащихся: 3 класс

Оборудование: лист бумаги с расчерченным полем, компьютерная презентация, на каждую команду раздаточный материал, картины, плакаты или другие иллюстрации, цветные карандаши либо фломастеры, чёрный ящик.

Подготовительная работа: для игры готовится игровое поле, состоящее из девяти клеток. Каждая клетка пронумерована от 1 до 9, и каждому номеру соответствует определенная тема вопроса. Для игры также необходимо приготовить по 9 карточек со знаками «X» и «О», которые в случае победы той или другой команды будут вывешиваться на клетки игрового поля.

– ХОД МЕРОПРИЯТИЯ –

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о безопасности в доме, где живет каждый из нас, и о самых обычных вещах в нашем доме. Каждый дом – это ведь не просто крыша и стены. Свое жилье человек наполнил удобными механизмами. В доме каждого человека много вещей, одними из которых являются бытовая техника и электрические приборы. Вот о них мы сегодня и поговорим.
На нашем уроке мы разберём с вами, какие опасности нас подстерегают в повседневной жизни и как их можно предотвратить. Урок будет проходить не в обычной форме. Сегодня мы будем играть. Игра наша будет весьма проста и незатейлива. Все вы её хорошо знаете и не раз играли в неё с одноклассниками. Боюсь, что не только на переменах, но и во время уроков. Итак, сегодня мы с вами будем играть в «Крестики-нолики». Каждый из вас, наверняка, знает правила этой игры, но всё же я вам напомню. Тем более, что игра у нас будет командной.
Перед вами игровое поле с девятью клетками, которые будут заполняться по мере проведения конкурсов. Также на экране – названия конкурсов. В каждом конкурсе принимают участие обе команды. Жюри оценивает игру и объявляет результат в конце каждого конкурса путём поднятия табличек с изображением «Х» и «0». Та команда, которая побеждает в данном конкурсе, ставит на игровом поле свой знак (крестик или нолик). Следующий конкурс всегда выбирает проигравшая команда. Победит команда, чей знак чаще повторяется на игровом поле или как только у какой-либо команды на игровом поле образуется выигрышная ситуация, а именно: их три знака расположены подряд по любой вертикали, горизонтали или диагонали.
Для проведения игры ребята поделились на две команды. Попрошу команды построиться, чтобы поприветствовать друг друга (команды выходят). Ребята, чтобы у вас все получилось, улыбнитесь друг другу и своими улыбками пожелайте удачи соперникам.
Молодцы. Вы пожелали удачи соперникам, а теперь улыбнитесь друг другу в команде.
Давайте мы представим наши команды (представление команд):
1 команда (хором) «Искорки». Наш девиз: «При пожаре как один набираем 101».
2 команда (хором) «Огоньки». Наш девиз: «Знает мальчик и девчушка: спички детям – не игрушка»
А сейчас я представлю жюри (представление жюри).
Ну вот, теперь можно начинать!





1


2

3


4

5

6


7


8

9




Конкурс 1. «Разминка-шутка»
Учитель: Ребята! Я буду задавать по очереди каждой команде вопросы, а вы все вместе должны ответить: "Это я, это я, это все мои друзья!". Но будьте внимательны...
1.  Кто, услышав запах гари, Сообщает о пожаре?
2. Кто из вас, увидев дым, Говорит: "Пожар! Горим!"
1. Кто из вас шалит с огнем Утром, вечером и днем?
2. Кто, почуяв газ в квартире, Позвонит по 104?
1. Кто костров не разжигает, И другим не позволяет?                       
2. Кто от маленькой сестрички Прячет, дети, дома спички?
Конкурс 2. «Угадай-ка!» Учитель: Отвечает та команда, которая первой поднимет карточку со своим знаком. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
Внимательно слушай, вникай.
Правильно ты на вопрос отвечай.
Из каких произведений эти строчки?
А) Долго, долго крокодил     Море синее тушил     Пирогами и блинами,     И сушеными грибами.                  (К. Чуковский, «Путаница»)
Б) Бежит курица с ведром,     А за нею во весь дух     С помелом бежит петух.     Поросенок – с решетом,     И козел – с фонарем.                  (С. Маршак, «Кошкин дом»)

В) Спички лучшая игрушка     Для скучающих детей.     Папин галстук, мамин паспорт –     Вот и маленький костер.                  (Г.Остер, «Вредные советы»)
Г) Весь чердак уже в огне,     Бьются голуби в окне,     Он окошко открывает.     Из окошка вылетают     Восемнадцать голубей,     А за ними – воробей.                   (С. Михалков, «Дядя Степа»)
Д) Заклубился дым угарный,      Гарью комната полна,      На руках Кузьма- пожарный      Вынес Лену из окна.                    (С. Маршак, «Пожар»)

Конкурс 3. «Запрещается-разрешается»
Командам необходимо подумать и рассказать о правилах электробезопасности в доме. Команды отвечают поочерёдно. Проигрывает команда, не сумевшая назвать очередное правило. Повторы не допускаются.

Конкурс 4. «Черный ящик»
Под музыку выносится чёрный ящик.
Учитель: Внутри ящика находится предмет, который может вызвать пожар. Что это за предмет? Вы мне задаёте наводящий вопрос, чтобы узнать, что в ящике. На вопрос я могу отвечать только «Да» или «Нет». Вопросы задаёт каждая команда по очереди. Кто первый догадался, что в ящике, тот и выиграл. Ответ: Зажигалка


Физкультминутка
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом! (изображают огонь)
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом! (показывают руками)
Кошка выскочила! (прыжок)
Глаза выпучила. (выпучивают глаза)
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом, (показывают эти действия)
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка - с листом.
Раз! Раз! (топают)
Раз! Раз!
И огонь погас! (приседают)

Конкурс 5. «Загадкино»
На стенде вывешены картинки с нарисованными на них предметами по теме «Что может стать причиной пожара», лицевой стороной к стенду. На обратной стороне нарисованы ноты разного цвета. Любой ребенок называет цвет ноты, и ведущий загадывает загадку про тот предмет, который нарисован на картинке с нотой названного цвета. Отгадывают загадку, и картинка переворачивается лицевой стороной для проверки ответа. Загадки: Красная нота: Не простая я игрушка – Огоньком набито брюшко. Если дернешь за шнурок, То получится хлопок.                     (Хлопушка)
Фиолетовая нота: То взад, то вперед, Бродит – ходит пароход. А за ним такая гладь – Ни морщинки не видать. Остановишь – горе, Продырявит море .                      (Утюг)
Коричневая нота: Дом – стеклянный пузырёк, А живет в нем огонёк. Днем он спит, а как проснётся – Ярким пламенем зажжётся.                       (Лампочка)

Зеленая нота: Дремлют в домике своем, Дремлют ночью, Дремлют днем, Пока мы их не возьмем, О коробку не потрем. Вот тогда они опасны, Знают это все прекрасно.                        (Спички)
Розовая нота: Взрослый дяденька идет, Палочку во рту несет Край той палочки горит, Огонечек там дымит.                        (Сигарета)

Синяя нота: Вьется, извивается, К небу устремляется. Без рук, без ног к небу ползет.                         (Дым от костра).

Конкурс 6. «Расшифровка»
Учитель: Каждой команде предложен конверт, в котором находятся карточки с картинками (помидор, осень, жук, аист, рак). Команды по моему сигналу должны сложить карточки так, чтобы из первых букв этих картинок получилось слово. Побеждает та команда, которая справиться быстрее.
Ответ: ПОЖАР

Конкурс 7. «Игровая ситуация!»
Учитель: Я буду зачитывать «ситуацию» и действия при данной ситуации. Выбрать правильное действие. Отвечает та команда, которая первая подняла руку. Выигрывает в данном конкурсе та команда, которая набрала больше баллов.
Итак, начинаем
Игровая ситуация №1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?
Ответ:
накрыть влажной тканью;
обесточить телевизор;
позвонить по “101”.
Ситуация №2
 На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия?
Ответ:
накинуть на сковороду влажное полотенце, снять с плиты;
выключить печь, а сковороду плотно накрыть крышкой;
залить сковороду водой.
 Ситуация №3
На тебе загорелась одежда. Что будешь делать?
Ответ:
бежать;
упасть на пол;
накрыться влажной тканью.
Ситуация №4
Представь, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился. Твои действия:
бежать за водой и заливать пламя;
выдернуть шнур с вилкой из розетки;
взять утюг и убрать его с горящей вещи.
Ситуация №5
Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?
буду звать на помощь;
сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз4 
мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь.
Ситуация №6
 В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
спрятаться;
вызвать пожарных;  
закрыть рот и нос мокрым носовым платком и продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.
Ситуация №7 (выберите правильный вариант)
1) Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подключает к прибору, а затем к сети. 2) Лампа светило очень ярко. Таня взяла цветной лист бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобнее было выполнять уроки. 3) – Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
Ситуация №8 (выберите правильный вариант)
1) Валя мыла посуду и вспомнила, что уже начинается ее любимая передача «Сам себе режиссер». Бегом побежала она вставлять вилку в розетку мокрыми руками. 2) Женя запаивал кастрюлю, а его сестра гладила простыни. Они ставили свои электроприборы на специальные несгораемые подставки. 3) – Алла, подтекает холодильник. Вытри, пожалуйста, воду около лампочки, а то лампочка перегорит, – попросила мама дочку. Алла взяла тряпку и стала вытирать капли воды на лампе, возле лампы и переключателя холода.
Итог: Необходимо действовать правильно, без паники от этого зависит скорость тушения пожара и безопасность человека.
Конкурс 8. «Закончи предложение»
Командам предлагается закончить фразу. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
Перед тем, как воспользоваться электроприбором или инструментами, надо (прочитать инструкцию)
Выходя из комнаты или дома, надо (выключать электроприборы)
При включении и выключении электроприборов, надо проверить (исправность электропроводки)
К оголённым проводам (не прикасаться)
Не устанавливайте электроприборы вблизи (приборов отопления), или плохо охлаждаемого места, например, (в шкаф)

Конкурс 9. «Не играй с огнём»
Нужно собрать картинку, как пазл, и объяснить правило к этой картинке. А) Нельзя играть со спичками дома!
Б) Не играй с электричеством.

Учитель: Наша игра подошла к концу. Вы доказали, что заслуживаете звания знатоков, ответив на все вопросы. Давайте подсчитаем количество карточек и узнаем, какая команда у нас победила.
Подведение итогов. Награждение команд.
А я на прощанье хочу вам дать один совет:
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём!
А я прощаюсь с вами. До свидания!
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




Чёрный
ящик
Закончи
предложенияНе играй
с огнёмРисунок 715