«Личностно — ориентированный подход, как основа методики адаптации студентов — мигрантов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский политехнический техникум»













«Личностно - ориентированный подход, как основа методики адаптации студентов - мигрантов»













Разработал: Чернов
Александр Григорьевич
(преподаватель техникума)







г. Рузаевка 2015 год
Оглавление


Введение стр. 2
1. Технология личностно-ориентированного обучения, как основа решения проблем адаптации студентов - мигрантов. ........стр. 2
2. Цель личностно-ориентированного обучения студентов - мигрантов.. .стр. 3
3. Педагогическая помощь и поддержка студентов - первокурсников в их адаптации.....стр. 5
4. Утешительные выводы. ..стр. 6
Литература ...стр. 7


Введение

Данный доклад о методике - технологии, которая построена на личностно - ориентированном обучении, предложенное Л. С. Выготским и предполагает создание таких условий, при которых возможно целенаправленно развивать чувства и мышление обучающегося - мигранта, учитывая, его индивидуальные способности, т. е. то, что в педагогике называется индивидуальным подходом обучения.
В докладе рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного обучения студентов-мигрантов СПО (НПО), как фундамент развития личности в условиях привыкания к новой системе образования, которые требуют учёта индивидуальных, психологических и возрастных характеристик обучающегося.
Данная работа адресована широкому кругу преподавателей, педагогом- психологам, всем тем педагогическим работникам образовательного процесса, кто принимает участие в содействии личностному развитию обучающихся - мигрантов в условиях адаптации в учебном заведении Российской Федерации. В этом кратком докладе лишь обозначены главные точки проблем обучения мигрантов и даны возможные направления их решения.


1.Технология личностно-ориентированного обучения, как основа решения проблем адаптации студентов - мигрантов.


В условиях нашего техногенного мира, когда идёт стремительное увеличение информационных потоков проблема адаптации любой личности к жизни в обществе приобретает важное значение, а для мигрантов – тем более.
Анализ проблемы адаптации обучающихся – мигрантов в техникуме РФ состоит в несоответствие уровня подготовки иноземных студентов требованиям нашего профобразования, а также наличие отрицательных перемен в социальном и экономическом аспектах, которые сильно изменили условия жизни обучающихся студентов, как правило, не в лучшую сторону.
Адаптация в техникуме или в ином учебном заведении – длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические проблемные точки. Наиболее остро для студентов-мигрантов период адаптации протекает в начале учебного года. Актуальность исследования адаптации обучающихся студентов к новым местам учёбы определяется тем, что в настоящее время такие затруднения испытывают от 20 до 35% обучающихся студентов, которые пришли в новое учебное заведение, что характерно отмечается тенденция к дальнейшему увеличению их количества. Проблем установления доброжелательных отношений внутри учебной группы у мигрантов, как мы понимаем, ещё больше, в связи с различиями в воспитании, поведении, ментальности, религиозности и других аспектах.
В нашем современном обществе перед учебным заведением, в том числе и перед техникумом, стоит труднейшая задача всестороннего развития личности обучающегося студента. Что характерно, обучение должно включать в себя не только интеллектуальное развития студентов, но и раскрытие их духовного потенциала. Современное профобразование, где применяются разнообразные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение юношей и девушек с разными способностями, но при этом и создание на уроках творческой доверительной обстановки, направленной на модель личностно-ориентированного обучения, которая и утверждает главную ценность - личность студента СПО. Принцип уважения к личности обучающегося студента СПО (НПО) и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения его к мировой культуре, рассматриваемой в контексте социального опыта. Тогда сущность образовательного процесса, заключается в целенаправленном превращении социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых студентов ко всему богатству человеческой культуры.
На современном этапе развития нашего общества в системе образования России среди множества инновационных методов обучения, особое внимание уделяется таким технологиям, где преподаватель выступает не источником знаний или учебной информации, а является организатором - наставником творческого учебного процесса, то есть он направляет деятельность обучающихся студентов в нужное русло, при этом учитывает индивидуальные способности каждого студента. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология считается наиболее перспективной и занимает одно из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования и решение проблемы адаптации наших абитуриентов и студентов – мигрантов тоже [5, с.172].

2. Цель личностно-ориентированного обучения студентов - мигрантов.


Цель личностно-ориентированного обучения - это заложить фундамент в обучающимся – мигранте следующих механизмов:
- адаптации;
- само - регуляции;
- само - защиты;
- само - развития;
- само - реализации;
- само - воспитания и другие, необходимые для становления неповторимой личностной индивидуальности.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный, субъективно-личностный. В частности, индивидуальный, субъективно-личностный подход решает проблему адаптации обучающихся - мигрантов.
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: Л.С. Выготским, А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Выше перечисленные педагоги – новаторы - исследователи считают, что при личностно-ориентированном обучении на главный план должно выходить развитие неповторимой самобытной личности.
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный принцип процесса обучения: от изучения самой личности обучающегося студента через осознание и коррекцию данной личности, конечно в положительную сторону.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого студента, что позволяет содействовать развитию личности студента - мигранта.
Развитие мышления обучающегося студента - мигранта невозможно без участия преподавателя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого занятия в отдельности следует считать развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.
Как отмечает Е.В. Бондаревская, назначение личностно-ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала [4, с.40].
Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям обучающегося студента - мигранта.
В начале обучения часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: студенты уклоняются от ответов, не проявляют инициативы.
Применение технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт преподавателю возможность, учитывая индивидуальные особенности обучающихся студентов - мигрантов, изменить форму занятий (например, проводить запланированные дискуссии) в целях повышения качества учебной деятельности.
Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт обучающегося студента, а также учитывать индивидуальную избирательность студента - мигранта к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.
Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности обучающегося - мигранта. Для этого необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности обучающегося - мигранта, его интересы, жизненные ценности, личные потребности [3, с.8].
Ключевыми словами в характеристике технологий личностно-ориентированного образования являются педагогическая помощь и поддержка.
Поддержка выражает существо доброжелательной и гуманистической позиции педагога по отношению к мигранту. Это ответ на естественное доверие обучающихся, которые ищут у преподавателя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за их жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.


3. Педагогическая помощь и поддержка студентов - первокурсников в их адаптации.


Ш.А. Амонашвили описывает поддержку обучающимся в их адаптации, как выполнение преподавателем трёх принципов деятельности [1, с.62]:
- любить обучающегося - мигранта;
- очеловечить жизненную среду иноземного студента;
- прожить в обучающимся - мигранте свою юность.
Итак, основная парадигма целей личностно-ориентированных технологий ориентирована на свойства личности, ее воспитание и развитие не по заказу, а в полном соответствии с индивидуальными природными способностями и наклонностями.
В личностно-ориентированных технологиях позиция преподавателя, как правило сводится к выполнению следующих правил:
- дать себе установку – всё внимание на обучающегося мигранта, как на субъект образовательного процесса, то есть как на неповторимую личность, как на равного человека;
- направить себя на признание самобытности и уникальности каждого обучающегося;
- занять позицию безоценочной системы обучения принятие обучающихся мигрантов такими, какие они есть, а также и все ситуации, возникающие с ними как данность;
- отдать приоритет конструктивной функции преподавателя – партнёра (возможность проявления активности студента) в противовес контролирующей;
- создать успешные доверительные отношения;
- установить правило - выражать собственное мнение;
- быть искренним, непосредственным и откликаться на эмоции обучающихся.
Таким образом, освоение личностно-ориентированного подхода в профобразовании для обучения мигрантов возможно при соблюдении следующих условий:
- ведение учебного процесса с учётом особенностей групп обучающихся;
- создание безопасных и комфортных условий обучения студентов;
- реализация воспитательного процесса для создания саморегулирующего поведения личности;
- формирование, коррекция и дальнейшее развитие мышления;
- осуществление обучения с учётом уровня способностей и возможностей каждого студента - мигранта.
Итак, можно сделать обобщение, что личностно-ориентированный подход:
- ставит в центр всей системы Профобразования РФ личность обучающегося, а также создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий адаптации обучающегося мигранта, раскрытие и реализацию его природных способностей;
- это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая основывается на методике, т. е. системе взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучающегося, развитие его неповторимой индивидуальности;
- ставит цель - всестороннее развитие личности обучающегося - мигранта, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности [2, 183].
Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы; технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для обучающихся - мигрантов учебной и воспитательной среды в рамках адаптации в новом учебном заведении Профобразования[6, 4].




4. Утешительные выводы


Основываясь на концепциях Л. С. Выготского и его последователей по личностно – ориентированному обучению, а далее и по индивидуальному, была разработана данная теоретическая платформа для создания методик и технологий обучения студентов-мигрантов. Трудно переоценить тот вклад Выготского в психологию и педагогику, в создание педагогической психологии, как отдельной науки, предметным полем которой является развитие личности в процессе обучения и воспитания. Итак, использую эти подходы к обучающимся – мигрантам, можно обозначить направления педагогической мысли в решении проблем коммуникации с мигрантами, в рамках российских образовательных учреждений. Данный доклад представляет лишь основу технологии создания, всевозможных методик установления доверительных отношений с обучающимися – мигрантами.


Литература:


Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с.
Дубинина А.В. Личностно-ориентированное обучение как основа развития личности в условиях адаптации / А.В. Дубинина.- Белгород: Изд-во БГНИУ, Пед. Институт.
Игнатова И.Б. Личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников: моногр. / И.Б. Игнатова, Е.А. Николаева.- СПб.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.-216 с.
Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приёмы / М.В. Николаева // Начальная школа. – 2006. – № 9. – С. 7-11.
Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучения младших школьников / В.Н. Тарасова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 39-42.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000 – 176 с.











13PAGE 15


13PAGE 14715




Заголовок 215