Статья Личностно-ориентированный подход как способ социализации личности обучающихся на ступени начального общего образования


Личностно-ориентированный подход как способ социализации личности обучающихся на ступени начального общего образования.
О.В. Митронина
М.В. Остапенко
Аннотация: The article is devoted to the method of personal socialization of the young pupil through learner-centered approach of learning. The article says about socialization of personality in General, and the personal-oriented education and methods of work with pupils on the classes. Also it says about the effectiveness of the educational-cognitive activity of the students through learner-centered approach.
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности.  Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. Человек становится личностью в процессе взаимодействия с социальной средой в результате образования и воспитания, усвоение культуры общества. Одной из задач современных педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.
Социализация - это процесс усвоения ребенком определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.
Но в процессе социализации, личность – это не только объект, но и субъект деятельности, а младший школьник – не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Под влиянием окружения у школьника формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным, если обеспечивается сочетание воздействий на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность, а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.
Главное направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей.
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Руссо, Песталоцци, Монтессори, Ушинского. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л. В. Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П. Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий). Однако в условиях классно-урочной системы реализовать эти идеи применительно к каждому ученику было абсолютно невозможно.
За последнее время, личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны, приходит на смену авторитарного стиля обучения и воспитания детей, который делал ученика несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирал в школьнике те качества, которым должна обладать высокообразованная воспитанная личность. Поэтому всё больше внимание, сегодня обращается на создание в современной школе на уроке такой образовательной среды, которая является благоприятной для социализации и развития личности обучающегося, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности.
Под личностным подходом мы подразумеваем, в первую очередь, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию, в заботе о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
С точки зрения Степанова Е. Н. и Александровой М. А. к основным понятиям личностно – ориентированного подхода можно отнести следующие: индивидуальность, самоактуализированная личность, самовыражение, субъектность,  Я – концепции,  выбор,  педагогическая поддержка. 
Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания младших школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода:
принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно - воспитательного процесса в классе и школе;
принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
Исходя из теоретических и практических исследований ведущих российских педагогов и собственного опыта работы,  можно сделать вывод о наиболее приемлемых методах работы лично-ориентированного подхода, таких как: метод диалога, игровые методы, рефлексивный метод, метод педагогической поддержки, диагностические методы, создание ситуации выбора и успеха.Перед началом каждого урока необходимо детям сообщить план урока, то есть, какие учебно-познавательные задачи будут стоять на этом уроке. При этом надо постараться, чтобы формулировки вызвали у детей заинтересованность. Объяснение проводить живо, то и дело, привлекая ребят для соучастия в познавательном процессе.
Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения. т.е. использование диалоговых форм в организации урока. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки. Одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы. Такое разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, т.е. приводит к взаимообогащению каждого.
Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.
В конце урока предложить детям подытожить проведённую работу: кто чему научился, довольны ли своим участием в работе, выполнен ли намеченный план, возникли ли у кого-нибудь проблемы с усвоением темы.
Если урок прошёл напряжённо в познавательной борьбе, и учитель чувствует внутреннее удовлетворение, то надо выразить детям благодарность за хороший урок с явной радостью.
Очень хорошо обращаться к детям с просьбой помочь: подготовить задания - задачи, примеры, кроссворды, упражнения, отыскать материал для будущих тем уроков и т.д. Время от времени надо просить детей оценить урок, насколько им было интересно, что им больше всего понравилось, чем они недовольны, какие у них имеются пожелания.
Надо обращать внимание детей на то, кто, как и в чём продвинулся на уроках, похвалить успехи детей, особенно тех которым они дались с трудом.
На уроках самостоятельного выполнения детьми заданий надо проявлять уважение к их мыслительной деятельности. Делать всё возможное, чтобы каждый ре6ёнок осознал важность своей работы, почувствовал уважение к себе и своей познавательной деятельности.
При оценке ребёнка особое значение необходимо придавать стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания, независимо от того, справился он с пим полностью или нет. Порадоваться личному достигнутому успеху ребёнка, его побуждениям, стремлениям, вкусам. Утвердить в нём уверенность в возможности достичь ещё большего успеха. Необходимо поощрять в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, способности защитить свою точку зрения, творческий подход к решению какой-либо задачи, неординарность мышления, пытливость и любознательность,
Личностно-ориентированный подход в обучении играет важную роль в социализации личности и в системе образования. Современное образование должно обеспечивать единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Литература
Барамзина С.А. Учебная деятельность школьников в контексте личностно-ориентированного обучения / /Педагогика.-2006.-№ 8.-
с.41-4 7.
Боева Н.Я., Волкова И.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика 2004.-№6.-с.23
Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование.  Под редакцией: Степанова Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников// Начальная школа.-2005.-№ 11.-с.39-42.