Статья Педагогическая культура родителей как один из аспектов взаимодействия ДОУ с семьей


Педагогическая культура родителей как один из аспектов
взаимодействия ДОУ с семьейОбедина Мария Николаевна, Щепина Альбина Витальевна
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
                                                                                                 В.А.СухомлинскийЖизнь современной российской семьи протекает в условиях постоянных социально-культурных и социально-экономических проблем. В частности, связанных с выходом из демографического кризиса, состоянием материнства и детства; с развитием этнокультурного пространства жизни семей на фоне миграционных процессов и многих других. Указанные проблемы отражают сложность и многогранность современной социальной действительности. Что бы ни происходило в городе, стране или мире, семья на все реагирует изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности, либо в воспитательной дееспособности. Несмотря на это, она остается уникальным по своей сущности эволюционным изобретением человечества.
В то же время, под влиянием современных условий жизни, семья существенно меняется сегодня как ценность и социокультурная реальность. Часто меняются экономические условия ее жизни, система норм и семейных ценностей, разрушаются традиционные уклады, преобразовываются родственные, соседские связи, меняется ролевое поведение мужчин и женщин в семье. Все это приводит к нехватке общения, позитивных эмоциональных детско-родительских отношений, а также потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности современной семьи. Перечисленные выше проблемы заметно отражаются на качестве ее социализирующего влияния, что приводит к деформациям в эмоциональном, духовно-нравственном, физическом развитии детей [1]. Понимание серьезности происходящих процессов побуждает государство реализовать меры по улучшению государственной семейной политики, укреплению социальной ценности семьи, родительства и детства.
Одной из таких мер является обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития детей дошкольного возраста, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [2]. Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в свою очередь, отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ [5]. Дошкольное учреждение – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко ни продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
В педагогическом энциклопедическом словаре, педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт воспитания детей в семье [4]. Основной ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую компетенцию и культуру. Такие известные педагоги, как Сухомлинский В.А., Флерина Е.А., Аркин Е.А. и др. говорили о важности оказания родителям педагогической поддержки. Еще А.С. Макаренко выдвинул педагогическую идею о том, что «педагог не может и не должен пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, он должен организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей» [3]. Уровень педагогической культуры, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей во многом зависит от качества работы педагогического коллектива ДОУ. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, а также вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения.
Одной из задач детского сада является становление семьи в качестве полноценного участника педагогического процесса в дошкольном учреждении и одновременно повышение педагогической культуры родителей. Для достижения поставленной цели традиционно используются такие формы работы, как родительские собрания, беседы, консультации, конференции, посещение семей. Однако следует отметить некоторые недостатки традиционных форм работы с семьей. Во-первых, родители являются скорее наблюдателями жизни детского сада и группы, а не непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса. Во-вторых, взаимодействие с родителями осуществляется лишь на основе активных семей, а большая часть семей остается пассивными. В то время как, именно такие семьи нуждаются в пропаганде педагогических знаний. Исходя из вышесказанного следует отметить, что общепринятые формы работы с семьей необходимо совершенствовать.
Педагогический коллектив ДОУ № 14 «Аленка» (г. Шелехов) в процессе взаимодействия с родителями использует большое количество как традиционных, так и нетрадиционных форм. Это дает возможность педагогам осуществить выбор целесообразных мероприятий для каждого возрастного этапа развития ребёнка и опыта конкретной семьи, которые способствуют достижению единства требований в плане воспитания ребенка.
Необходимо отметить, что нетрадиционные формы работы пользуются большей популярностью как у родителей, так и у педагогов. При этом основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников является создание единого образовательного пространства, в котором все участники процесса влияют друг на друга, побуждают к саморазвитию и самовоспитанию. Для достижения этой цели в детском саду проводятся дни открытых дверей (родители имеют возможность принять активное участие во всех режимных моментах). Также педагоги сада используют в своей работе метод проектов, в ДОУ успешно были реализованы следующие: долгосрочные «Ледниковый период»; «Ну-ка, солнце ярче брызни» и другие, а также краткосрочные «Вода -волшебница», «Сказка в гости к нам пришла» и прочие. Данный метод позволяет стать родителям реальными участниками образовательного процесса, привносить в жизнь детского сада свой семейный опыт и жизненные ценности. Большой эмоциональный отклик вызывают у родителей тематические досуговые мероприятия: игры-квесты, «Осенняя ярмарка», «День мамы», различные конкурсы и многое другое. Участие в таких мероприятиях сплачивает родительский коллектив.
Сохраняет свою актуальность и психолого-педагогическое просвещение родителей. Так, в нашем дошкольном учреждении особую популярность набирают такие формы работы, как «Родительские университеты», «Семейные гостиные», где родители получают нужные им знания, а также могут поучаствовать в обсуждении актуальных для них вопросов. Также хочется отметить, что коллектив детского сада использует и альтернативные формы взаимодействия – сайт дошкольного учреждения (это связано с сужением диапазона общения родителей и педагогов) [6]. Сайт позволяет родителям обладать наиболее полной информацией об учреждении и реализовать связь с воспитателями и администрацией сада в современных условиях высокой занятости и ритма жизни.
Благодаря внедрению разнообразных форм и видов взаимодействия ДОУ №14 «Аленка» с семьей повышается педагогическая культура и психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития, обучения и воспитания. Родители получают спокойствие и уверенность в успешном благополучном будущем своего ребенка, повышается интерес и участие взрослых в жизни детей дома и в детском саду, устанавливается контакт во взаимопонимании между взрослыми и детьми. Взаимообогащающее и взаимодополняющее сотрудничество детского сада и семьи приводит к достижению высокого уровня воспитанности детей.
Список литературы:
Вахитова З. Г. Формирование педагогической компетентности родителей на основе взаимодействия ДОУ и семьи // Сборник научных статей по материалам II Всероссийского координационного семинара-совещания по многоуровневой подготовке специалистов дошкольного образования: 29—30 мая 2009 г. Уфа: Изд-во БГПУ 2009. 240 с.
Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2014.
Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Составители Б.М. Бим-Бад, ЭХ.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288с.
Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М.Бим-Бад; редколлегия: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528л.
ФГОС ДО
http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-formy-vzaimodeystviya-pedagogov-dou-i-roditeley-cherez Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через WEB-сайты. Детский сад: территория практики. Иванова Л.А.