Комплексный анализ текста Урок русского языка 7 класс


Комплексный анализ текста
Цели урока: совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений учащихся
Знать: стили речи, типы текста, основная мысль, микротема, орфограммы, изученные в 6-7 классе.
Уметь: определять стиль текста, тип речи, микротемы, выполнять синтаксический,морфологический, фонетический разборы,определять грамматические признаки слова.
Тип урока: повторение и обобщение материала.
Технология: ИКТ, здоровьесберегающая, проблемная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, справочные материалы.
1. Организационный момент
Разминка
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, записывают ответы в тетрадь, из каждого слова берут определённую букву (например, из первого слова возьмите пятую букву и т.д.), из букв составляют слово.
Устойчивые сочетания слов – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ/5
Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания– ПУНКТУАЦИЯ/5
Словарный запас языка – ЛЕКСИКА/4
Слова, употребляемые жителями той или иной области – ДИАЛЕКТНЫЕ/7
Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения – СИНТАКСИС/6
Е Т С Т К – из данных слов составьте слово (ТЕКСТ).
Кто-нибудь может предположить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы)
Объявляю тему урока.
2. Фронтальная работа
Повторение теории (текст, тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи, микротема)
3.Работа с текстами на сравнение. Затем обсуждение полученных результатов
Задание:
Сравните тексты. Чем они похожи? Чем они отличаются? Заполните таблицу.
Критерии для сравнения Текст 1 Текст 2
Тема текста Стиль текста Тип речи Озаглавьте тексты Как вы думаете, из какого источника взят текст. Текст 1.
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы собираю.
Была осень. Берёзки и осинки начали сыпать на молодые ёлочки золотые и красные пятачки. День был тёплый и даже паркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку – здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами – пень. Рядом с пнем в зелёном брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая старая, что края её завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик – маленький, сухой, желтый.
Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лёг на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна.
М. М. Пришвин
Текст 2.
Сыроежка красная растёт в лиственных и хвойных лесах. Плодовые тела образует в июле-октябре.
Шляпка диаметром 2-8 см, тонко мясистая, полушаровидная, затем распростёртая, в центре часто вдавленная, голая, клейкая, при высыхании блестящая, по краю нередко короткотрубчатая, жёлтая, розовато- или оранжево-жёлтая, по краю более светлоокрашенная; кожица снимается.
Пластинки кремовые, затем охряные, оранжево-жёлтые.
Ножка 4-6 см длины, до 2 см толщины, плотная, сначала белая с красноватым оттенком, потом сереющая.
Мякоть сладкая, белая, с приятным (у зрелых грибов фруктовым) запахом, на изломе цвета не меняет.
4. Беседа по вопросам к 1му тексту.
1) Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр.
План.
Старая сыроежка
Дорога через ельник
Чаша выпита
Осенний день
Лесная полянка
Вводная часть.
Проверьте себя. В лист самооценки поставьте:
нет ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
3 ошибки - 2
более 3 ошибок - 0
2) «Лесным оконцем» автор называет:
1) березки и осинки
2) веточку
3) пень
4) сыроежку
За правильный ответ + 1 балл в лист самооценки
3) Какой главный предмет изображен в тексте? Ответ обоснуйте.(Главный предмет – это сыроежка, потому что большая часть текста посвящена ее описанию)
4) М. Пришвин писал: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет быть внимательным к его существам». Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения, опираясь на текст. (Я согласен с автором текста. Все, что есть в лесу, - лесные существа, к которым нужно относиться с пониманием и бережливостью. Автор в обыкновенной сыроежке увидел чашу с водой. Он не стал срывать гриб, а «опустился на свои старые колени», хотя ему, конечно же, было тяжело это сделать – ведь он уже немолод. Автор в этот момент думал о том, как бы не навредить лесным жителям. Только такому человеку лес открывает свои тайны). 5) Как вы думаете ,чему учит этот рассказ? (Рассказ учит быть внимательным и наблюдательным, любить и понимать природу и бережно относиться к ней. Учит тому, что по лесу нужно передвигаться аккуратно, чтобы случайно не нанести вред лесным существам).5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА . Вот и я предлагаю нам отправиться в виртуальное путешествие в лес. (Идем-шагаем, осторожно! бесшумно!Наблюдаем: глазками в стороны водим. приподнимем веточку-здравствуйте!бабочки порхают, змейки ползают, ОТЛИЧНО в лесу!)
Продолжаем урок.
6. Работа с текстом 3
Текст 3
Новый лисий дом находился на ра(с, сс)тоянии мили от прежн..го и уже не на в..ршине холма а (в)низу, у реки, где она покида..т холмы и ра..текает(?) ся по лугам. Тут, в широкой лощине окружен (н,нн)ой скалами где густо переплетались корни осин и берез лисы устроили новое ж..лище. Вход в него охр..няли два больших гранитных камня. Прежняя нора нах..дилась на склоне холма, в сосновой роще, а эта – в лощине заросшей осиной. Сосна вечно шумит и вздыха..т осина все время дрожит и тр..пещет. А мимо со звонкой песней катит свои волны река.
У входа в нору нач..нались густые зар..сли спускавш..еся к з..росшей осокой тихой речной завод… Этот з..лёный скат служил местом игр для трёх малышей, и здесь всё лето можно было десятки раз наблюдать прежнюю сцену возвр..щения домой охотника-отца с добычей. Вся трава была пр..мята от вечной возни лисят и вытоптана их лапками.
(Э. Сетон-Томпсон)
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Меняемся листами и проверяем соседа.
Заполняем лист самооценки
Орфография:
0 ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки 3
Более 4 ошибок – 0
Синтаксис:
0 ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3-4 ошибки- 3
Более 4 ошибок – 0
Задание 2. Устно определите стиль текста и тип речи.
Задание 3. Определите значения выделенных слов. Какой словарь вам в этом поможет?
2 ученика ищут значение слов. В это время выслушиваю варианты ответов учеников.
Задание 4. В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми? Подтвердите примерами из текста.
Задание 5.
1 вариант
Выпишите из текста действительное причастие.
2 вариант
Выпишите из текста страдательное причастие.
Сильные учащиеся: Алина, Сардор, Аня, Даша, Настя выписывают и действительное, и страдательное причастие.
По 1 баллу в лист самооценки за правильный ответ.
Задание 6.
Разберите по членам выделенное предложение, проверьте себя.
Заполните лист самооценки.
0 ошибок – 5 баллов
1ошибка-4 балла
2 ошибки – 3 балла
более 2 ошибок – 0 баллов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята, вам понравился урок? Чем мы занимались? Что вспомнили? Какое задание, на ваш взгляд было самым сложным? А самым интересным?
Подсчитайте количество баллов в вашем листе самооценки и поставьте себе оценку за работу на уроке
Поднимите карточку с оценкой, которую вы поставили себе.

Спасибо за урок!