ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА На тему: Особенности управленческой деятельности руководителя – женщины


Автономная образовательная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Институт менеджмента, маркетинга и финансов»
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему: Особенности управленческой деятельности руководителя – женщины
Выполнила
Слушательница Зверева Л.В.
Руководитель ________________________ «___»____2016г
Липецк 2016 г.
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты деятельности женщины-руководителя
1.1 Понятие управления. Качества, присущие руководителю
1.2 Сходства и различия в управленческой деятельности мужчин и женщин
1.3 Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
1.4 Личные качества женщины-руководителя
Глава 2. Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы
2.1 Краткая характеристика школы
2.2 Должностные обязанности директора школы
2.3 Личностные качества руководителя школы
2.4 Имидж директора школы
2.5 Анализ деятельности директора школы
2.6 Рекомендации по совершенствованию работы директора школы
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Участие женщины в бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества.
Существует понятие, что женщины — слабый пол, и это верно в отношении физической силы. В отношении силы духа — вопрос далеко не бесспорный. Сила духа особенно важна для женщины - руководителя, она должна управлять, оценивать, вознаграждать или наказывать. А как это воспринимают мужчины? Многие из них считают, что работа под руководством женщины их унижает. Они толком не знают, как вести себя с женщиной-начальником. Зато женщины прекрасно знают, как вести себя с мужчиной-начальником.
Безусловно, многие профессии гораздо лучше "даются" женщинам в силу их психофизиологических качеств.
Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива - всё это и многое другое составляют актуальность моей работы.
Благодаря своей творческой натуре женщины с большим успехом, чем мужчины могут обнаружить существующие вокруг них потребности и удовлетворить их. С другой стороны они лучше знают реальную жизнь и обычно более наблюдательны. Сочетания воображения с практическим складом ума помогает женщинам в разработке новых видов услуг, новых продуктов, новых предприятий, особенно в культурно-досуговой деятельности.
Степень разработанности проблемы. Проблему женщин-руководителей основательно исследует американский ученый Хьберт Хэмфри, выделяя два похода к оценке «идеальной» женщины-руководителя: первый – основан на сходстве женщин с мужчинами; второй – на их различии и факторе дополняемости; также А. Миллер и У. Миллер оценивают женщин-руководителей с позиции их личных качеств, черт, которыми они обладают.
Проблемы женщин-руководителей занимаются также российские исследователи. Так, О.А. Здравомыслова изучает феномен противостояния мужского и женского менеджмента высшего уровня, А.А. Бражник отзывается о женщинах - руководителях неодобрительно, т.к. женщины доверяют интуиции, а не разуму, хотя именно интуиция – необходимый элемент в социально-культурной деятельности.
Можно предположить, что женщины с высоким уровнем мотивации, в социально-культурной деятельности могут быть хорошими руководителями, т.к. он практичны, ориентированы на достижение высоких производственных показателей, отличаются творческим подходом к своим обязанностям, умеют организовать свой труд и работу подчиненных.
Научная новизна. В данной работе предпринята попытка исследования мотивации в трудовой деятельности женщины-руководителя в социально-культурной сфере. Следовательно, объектом исследования является женщина-руководитель социально-культурной сферы.
Предметом исследования является деятельность женщины-руководителя в организации.
Цель данной работы является изучение социально-психологических особенностей женщины-руководителя и анализ деятельности женщины-руководителя в организации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что женщина в равной с мужчиной степени может с большим эффектом для результатов «культурной» деятельности быть руководителем в социально-культурной сфере.
Задачами работы являются:
Раскрыть понятие управления, а также качества, присущие руководителю;
Выявить сходства и различия в управленческой деятельности мужчин и женщин;
Рассмотреть препятствия, мешающие стать женщине руководителем;
Охарактеризовать личные качества женщины-руководителя;
Провести анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы;
А также дать рекомендации по совершенствованию работы директора школы.
Глава 1. Теоретические аспекты деятельности женщины-руководителя
1.1 Понятие управления. Качества, присущие руководителю
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанныхфункций: планирования, организации, руководства, мотивации сотрудников и контроля.
Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».
Для успешного управления трудовым коллективом руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.
Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической и экономической подготовки и знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских способностей. Политические качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся. Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности, порядочности.
В настоящий период мы переходим к новой управленческой философии, новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.). Все это требует новых, адекватных современным условиям, систем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя.
Известный специалист в области управленческого консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые современному руководителю:
а) умение смоделировать ситуацию, способность к анализу;
б) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
в) способность разработать стратегию изменений;
г) наличие организаторских способностей;
д) способность использовать в ходе изменений надежные, передовые методы управления.
К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный подход к людям; порядочность.
Руководитель, обладающий необходимыми качествами и способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебного авторитета и определяется умением руководителя оставаться в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.
Личные качества руководителя определяют в зависимости от преобладания тех или иных качеств поведения. Достаточно распространенной в настоящий период является следующая классификация типов руководителей, учитывающая личностные особенности.
1) руководитель антрепренер (новатор) – видит преимущества изменений в организации и берется за их реализацию;
2) руководитель – «распределитель ресурсов и работ» – умеет оптимально расставить сроки выполнения заданий и их последовательность, хороший организатор;
3) руководитель – «монитор» является связующим звеном между своей организацией и представителями других фирм и внешних организаций. Это хороший политик и коммуникатор.
Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.
1.2 Сходства и различия в управленческой деятельности мужчин и женщин
В чем отличие мужского и женского стиля руководства?
Мир изменился, во многих отраслях жесткое иерархическое управление оказывается менее эффективным по сравнению с управлением, построенным на влиянии, убеждении и мотивации.
В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты управления, построенные на внимании к личности. Иными словами, в терминах социологии женщины управляют при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины — на основе инструментов власти (принуждение и иерархия). Именно поэтому мальчики постоянно соревнуются, а девочки договариваются, пытаются решить задачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне.
Слабость женского типа управления является естественным продолжением сильной стороны.
Управление, построенное на основе влияния, может привести к некоторой анархии. Женщины-руководители часто не могут эффективно выстроить отношения с мужчинами-подчиненными.
Многие мужчины, привыкшие к иерархическим отношениям власти «начальник — подчиненный», считают проявлением слабости попытку руководителя-женщины управлять в системе партнерского взаимодействия. Что касается управления женщинами, привыкшими к мужскому стилю начальствования, то появление женщины-руководителя часто влечет за собою расцвет интриг и подсиживания.
По моему мнению, женщина не способна качественно управлять в иерархической системе, она будет делать это хуже мужчины-руководителя. Но условия бизнеса в наши дни меняются все чаще и чаще, компании вынуждены делать организационные структуры все более адаптивными и руководить сотрудниками приходится с помощью не властных, а мотивационных инструментов, поэтому будет расти востребованность женщин-руководителей.
Управленческие решения, принимаемые мужчинами и женщинами вероятней всего будут различаться, причем как по мотивам, так и по их направленности и результатам. Чем можно объяснить такие различия? Конечно, это различия в психологических предпосылках, а именно то, что мужчины и женщины изначально обладают разными психологическими установками и характеристиками, что не может не сказаться на особенностях управления.
В отличие от мужчин-руководителей, которые пытаются любую структуру выстроить в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты стиля принятия управленческих решений, построенные на внимании к личности. Иными словами, женщины принимают решения при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение и мотивация), а мужчины - на основе инструментов власти (принуждение и иерархия).
Мужчина-руководитель - традиционное явление мирового менеджера. Часто ставит себя на первое место, более заботится об укреплении своих позиций. Это препятствует делегированию власти, в результате руководитель сам выполняет немыслимое количество функции в компании, пропадая там целыми сутками. Приоритетом для него является результат, а не сам процесс его достижения. Известный девиз «Цель оправдывает средства» очень характерно для мужчин-руководителей. В результате приведенного обсуждения и данных многочисленных публикаций можно выделить конкретные приказы, характеризующие мужской и женский стиль управления.
Однако хотелось бы подробнее рассмотреть причины и особенности принятия управленческих решений руководителей-мужчин и руководителей-женщин. Так, в ситуациях, требующих наказания подчиненных, женщины-руководители чаще прибегают к мерам морального и психологического воздействия, а мужчины-руководители – к административным мерам. Женщины, как правило, оправдывают своих подчиненных, в том числе и коллег. Они перебирают больше вариантов принимаемых решений, ссылаясь в основном на свою интуицию, в то время как мужчины чаще ссылаются на свою логику и сложившиеся условия. Учеными было установлено, что у женщин-руководителей преобладают «уравновешенные», а также «осторожные» решения, а у мужчин чаще встречаются «уравновешенные» решения и «решения с риском».
При этом не нужно думать, что женщина-руководитель склонна к чрезмерной опеке подчиненных, неспособна отстаивать свои интересы или принимать жесткие решения. Исторически управление предприятием — это мужская сфера, конкурировать в которой приходится по мужским правилам. Поэтому преуспевают здесь только те женщины, которые превратили свои особенности в преимущества и развили качества хорошего руководителя. Их не так много, и каждая — на виду. Но если менеджер талантлив, и его предприятие демонстрирует хорошие результаты, то не стоит акцентировать внимание на том, какого он пола.
К особенностям женского подхода в принятии решений относятся способность к объединению, открытому общению, способности к мотивации, а также чувственность и интуиция в отношении с персоналом. Женскому стилю принятия управленческих решений присущ средний уровень напористости, готовности рисковать и конфликтовать, соперничать.
При этом женщины-руководители выбирают более осторожные стратегии. Мужчины же склонны при принятии решения к более высокой степени риска, что обусловлено их большей степенью агрессивности, независимости в действиях, более выраженной потребностью в преобладании, самоутверждении.
1.3 Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия?
Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше.
Дефицит времени – одно из профессиональных приобретений руководителя. Неумолимо действует неравенство: если что-то поглощает большую часть дня, то на все остальное остается очень и очень мало времени. Поэтому, чтобы достать или приобрести время, женщина отказывается от время пожирающей профессии.
Следует учитывать и такую психологическую особенность. У женщины веками сформировалась привычка заботить о доме. Мужчина постоянно и легко отходит от семейных дел. Придя на работу, он как бы снимает их вместе с пальто или пиджаком. Женщина, наоборот, постоянно носит их вместе с собой. Также и на руководящей должности. Водоворот дел смывает с мужчины домашние заботы, а у женщины они – часть повседневной круговерти. И вот это внимание на два фронта делает профессию руководителя для женщины более трудной.
Вторым из главных препятствий для женщины на руководящей тропе выступает проблема «продукты – приготовление пищи». Начать можно с громкой фразы: решение продовольственной проблемы является одним из путей раскрепощения современной женщины и женщин последующих поколений. Когда на продуктово-пищевом фронте умело, действуют бабушка или мама, это снимает с деловой женщины значительную нагрузку. Женщине, руководителю по профессии, значительно труднее, чем обычной хозяйке из-за неустроенности быта. Опыт различных стран в облегчении домашнего труда примерно одинаков: пищу готовят из высококачественных и разнообразных полуфабрикатов, повышают уровень кухонной механизации и автоматизации, развивают сферу услуг. Но, тем не менее, здесь мужчины-производственники в неоплатном долгу перед женщинами. А может быть, им выгодно, чтобы этот долг оставался как можно дольше?
Мужчина дома охотнее становится подчиненным. Женщина по древней традиции дома превращается в управляющего домашним хозяйством, совмещая функции «министра финансов», начальника «снабжения и сбыта», заведующего отделом «народного образования», повара, разнорабочего и т.д. Она выполняет различные роли и виды работ, как предусмотренные, так и не предусмотренные пьесой жизни.
Многое в становлении женщины-руководителя зависит от того, как относится и понимает эту профессию муж и ближайшее семейное окружение. Если мужчине предлагают стать руководителем, то это воспринимается естественно. А в словосочетании женщина-руководитель содержится немало противоречий. Сколько случаев известно, когда деловая карьера женщин заканчивалась из-за семейных конфликтов: муж сердит, что жена рано уходит и поздно приходит, в квартире неуютно. Родился ребенок – дома дел прибавилось. Тоже причина, чтобы отказаться от руководства. Но немало женщин, долго работающих руководителями в промышленности, со сложной семейной судьбой, зачастую так и не сложившейся в классическом ее понимании. Они не изменили своей профессии.
По мнению женщин-руководителей, первейший фактор, создающий условия для их эффективной деятельности, - прочность и надежность «тыла»: добрые взаимоотношения родных, способность их самостоятельно справляться с домашними делами.
В этой связи мы выходим на вполне конкретную проблему, которая пока не изучается наукой. Обычно считается так: вот – руководитель, а какие у него отношения в семье, какова его личная жизнь, это никого особенно не волнует, кроме любопытного исследователя, сердобольного товарища и участливой подруги. Сказывается привычка смотреть только на производственную сторону жизни руководителя, забывая, что у него есть еще и личная. Этим прочно укоренившимся стереотипом можно объяснить тот факт, что вы не найдете сегодня результатов наших социологических исследований, посвященных второй жизни руководителя – дома, в семье, а также влиянию семьи на производство.
Еще одно препятствие в проблеме быть или не быть женщине руководителем – отношение к ней мужчин. Несмотря на внешний дипломатический лоск рассуждений о допустимости и возможности женского руководства, руководители-мужчины имеют различные точки зрения.
Первая из них: полное отрицание необходимости выдвижения женщин на руководящие должности. Ведущий аргумент: пусть больше занимаются домом, детьми и собой. Раньше за подобное воззрение пришивали ярлык проповедника буржуазной теории «трех К» – Kinder (дети), Kurhe (кухня) и Kirche (церковь). Но взгляды формируются и меняются в зависимости от бытия. По крайней мере, женщины согласны с мужчинами-отрицателями по первому из «К».
Второй взгляд сводится к специфике женского стиля руководства и проблем совмещения с ним мужского стиля подчинения женщине. Особо подчеркивается сложность приобретения женщиной-руководителем профессиональных качеств. Сторонники этой позиции оказывают противодействие женщине в ее служебной карьере. Некоторые женщины-руководители на себе ощущают подобный взгляд и вполне отчетливо понимают его «мировые» и конкретные причины.
Третья точка зрения: женщина может быть руководителем, но в пределах ограниченного пространства, на традиционных женских должностях, под началом мужчины и т.д. Основание есть. Дело в том, что линейные должности в сфере, например, промышленного производства (мастер, старший мастер, начальник участка и цеха, заместитель начальника цеха) находятся на передовой линии борьбы за план, выполнение заданий. Это наиболее загруженная и даже перегруженная часть руководителей. Несколько меньшая, хотя по своему содержанию непростая нагрузка у тех, кто возглавляет так называемые функциональные подразделения – отделы, службы, бюро, лаборатории. Руководящие должности здесь более посильны для женщины. Поэтому на практике волей-неволей сложилась иерархия женских руководящих мест.
Среди мужчин есть и такие, которые не делают особых различий между руководителями мужчинами и женщинами. Сегодня в промышленности работает около 12% женщин-руководителей. Принципиальные аргументы сторонников «равных природных сил», хотя и категоричны, но понятны. Мужчина-руководитель означает: быть продолжению многовековых традиций и устоявшейся психологии. Женщина-руководитель – это своеобразный вызов: не быть мужскому гегемонизму, привычному, закрепившемуся во взглядах. И вместе с тем, быть или не быть женщине руководителем, настолько плотный клубок, что одна нитка–проблема тянет за собой другую.
Мужское отношение к женщине, бытующее в конкретной управленческой среде, и взгляды женщин на профессию руководителя с учетом различных обстоятельств, сказывается на системе выдвижения и работе с кадровым резервом.
Считается, что не последнее значение имеет личная симпатия. Хотя об этом не принято распространяться, но следует признать, что психологические факторы играют очень важную роль в руководстве. Некоторые женщины стали руководителями (и при этом хорошими), благодаря симпатии к ним и поддержке со стороны мужчины. Без этого женщину просто-напросто «съели» бы «дикие звери» в дремучем управленческом лесу». И наоборот, другие не проявили своих организаторских способностей, потому что им вовремя не помогли, не помогли словом и делом.
Но все же выдвижение женщин на руководящие должности не имеет устойчивого организаторского характера. Ребенок, так нужный обществу, становится преградой на пути деловой женщины. Иных молодых женщин-специалистов с высшим образованием сильно задевает факт, когда в руководители сватают только лиц мужского пола. Думается, что в данном отношении мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки и выдвижение кадров. Каждый стремится выбрать то, что ему нравится. И вопрос быть или не быть руководителем пусть желающий решает, прежде всего, сам и на семейном совете
1.4 Личные качества женщины-руководителя
Женщин, особенно молодых специалистов, нередко задевает тот факт, что на руководящие должности выдвигают преимущественно лиц мужского пола.
Теоретически и женщины, и мужчины имеют равные возможности стать руководителями, но фактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на пути продвижения женщины заключаются в следующем:
а) недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко отказывается от предлагаемой должности, даже если она ей соответствует);
б) внутренняя неготовность многих мужчин иметь руководителя – женщину.
Требования, предъявляемые к женщине-руководителю в целом идентичны «мужскому набору правил», однако имеются и некоторые специфические отличия. В разных источниках подчеркивается важность более чем ста качеств, необходимых женщинам, занимающим руководящие должности. Прежде всего, это женственность, обаяние, привлекательность. Женщина – руководитель, перенимающая худшие мужские качества (грубость, крикливость и т.п.) обычно не пользуется авторитетом у подчиненных.
Вторая группа качеств, которые ценятся у женщины – руководителя, аналогична мужским: деловитость, дисциплина, знание дела, организованность и т.п. Эти качества имеют свой оттенок. Если сухость, лаконичность, жесткость мужчины в деловом общении считается нормальной, то со стороны женщины они воспринимаются как черствость, казарменность. Подчиненные хотят видеть в женщине «милосердную»; «мягкую» деловитость, лишенную металлических конструкций и звучаний.
У женщины – руководители имеются следующие преимущества перед руководителями мужчинами:
а) обычно они точнее распознают особенности человека по внешнему облику, точнее улавливают ситуацию при общении;
б) при планировании женщины обычно не строят отдаленных планов, они более ориентированы на реальность.
Преимущества мужчины – руководителя перед женщиной – руководителем можно свести к ряду моментов:
а) мужчины обычно смелы и чаще склонны к риску;
б) от мужчин чаще можно ожидать творческих находок;
в) обычно у мужчин лучше развиты математические способности.
Психологи же отдают предпочтение руководителям-женщинам, обосновывая это тем, что:
А) из женщин получаются лучшие руководители, потому – что они умеют думать сразу о нескольких делах и, одновременно, составлять планы на будущее, тогда как мужчины способны сконцентрироваться на одном вопросе, предпочитая решать вопросы последовательно;
Б) женщины по своей природе более организованы и способны действовать эффективно, потому что они матери, брать на себя ответственность - это в природе женщины;
В) женщины целеустремленней и последовательнее мужчины, лучше подмечают, анализируют и учитывают нюансы в работе;
Г) женщины – менеджеры превышают своих коллег мужчин практически во всем показателям, они более коммуникабельны, лучше используют возможности решать вопросы обратной связи, им свойственно доверительное поведение, они лучше выполняют организационные и плановые функции, быстрее приспосабливаются к изменению условий, четче осуществляют человекоориентированный менеджмент и, считаясь с подчиненными, способствует этим повышению производительности труда;
Д) женщины руководители лучше знают «шифр к сейфу» пользователей продукцией своего бизнеса, ориентированны на клиента, на новый продукт (услугу), в котором нуждается рынок.
Женщина более эмоциональна и эта черта особо характеризует женский стиль управления. Она больше склонна проигрывать ситуацию, переживать возможный исход событий.
Во взаимоотношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большой гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Женщина умеет сочетать и оперативно переключаться с одной социальной роли (менеджер, бизнес-леди) на другую (жена, дочь, мать). Однако установлено, что примерно треть нервных расстройств женщин происходит от столкновения ее социальных ролей - руководителя на работе и исполнителя дома.
Таким образом, можно прогнозировать, что женщина будет более успешна в качестве менеджера или второго лица при инициаторе дела. Однако успех для женщины не исключен и в качестве новатора, хотя этот вариант встречается значительно реже, чем у мужчин.
Глава 2. Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы
2.1 Краткая характеристика Школы
Рассмотрим анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы.
Название школы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Синявка Грязинского муниципального района Липецкой области
Адрес школы: Липецкая область, Грязинский район, с. Синявка,
ул. Центральная площадь, д.4
Данная школа обладает двухэтажным зданием, проектная мощность – 210 учащихся, на первом этаже – кабинеты начальных классов, библиотека, на втором – учебные кабинеты для учеников среднего и старшего звена, спортивный зал.
Во дворе школы имеются спортивная площадка, футбольное поле, хоккейная коробка, детская площадка, волейбольная площадка, учебно - опытный участок.
Рассмотрим деятельность женщины-руководителя на примере директора данной школы. Для начала рассмотрим должностные обязанности директора школы.
Общешкольная конференция
Президент школы
Совет
обучающихся
Классные центры
Совет дела
Обучающиеся
Совет школы
Совет класса
Центр «Учёба
и дисциплина»
Центр
«Досуг»
Центр «Спорт
и здоровье»
Информацион-ный центр
Трудовой
центр
Органы школьного самоуправления, их функции и полномочия
Система управления Школой
учредитель
Учредитель
социум
Социум
Администрация
ОУ
Собрание
трудового коллектива
Педагогический совет
Совет школы
Директор
школы
Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР
Завхоз
Профсоюзный комитет
Учителя
МО
Кл. руководители
Руков. кружков,
спортивных секций
Воспитатель ГПД
Работники по КОЗ
Методический совет
совет
Работники столовой
Библиотекарь
Сторож
Лаборанты
2.2 Должностные обязанности директора школы
На директора школы возлагаются следующие обязанности, а именно директор:
1) организует и контролирует учебно-воспитательный процесс, обеспечивает качество знаний и высокий уровень воспитанности;
2) осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения квалификации работников;
3) осуществляет контроль за качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы;
4) организует работу по профессиональной ориентации учащихся;
5) направляет работу ученического самоуправления, оказывает помощь и содействие самодеятельным организациям школы;
6) организует работу школы с родителями учащихся и общественностью, направляет работу родительского комитета;
7) устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и Уставом круг обязанностей работников школы;
8) обеспечивает соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности в школе;
9) отчитывается о работе школы перед соответствующими органами, выступает в качестве ее представителя в общественных организациях и перед населением, является распорядителем кредитов;
10) в установленном порядке принимает на работу и увольняет с работы учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школы, поощряет работников школы и учащихся и налагает на них взыскания.
2.3 Личностные качества руководителя школы
Какими качествами должен обладать директор школы вообще? Рассмотрим их. Это:
1) политическая зрелость,
2) любовь к детям и к работе с детьми,
3) чувство долга и ответственности,
4) дисциплинированность, трудолюбие, работоспособность и физическая выносливость,
5) чувство нового и интерес к нему,
6) энергичность, настойчивость, решительность, целеустремленность,
7) сообразительность, быстрая ориентация, предвидение возможных реакций учеников, педагогов, прогнозирование дальнейшего поведения членов педагогического коллектива,
8) спокойствие и выдержка, тактичность, умение работать с людьми,
9) приветливость, устойчивость настроения, мажорный тон, оптимизм,
10) разносторонность, общая высокая культура, приятные манеры, культура речи, логичность мысли, умение распределять внимание,
11)  собственный стиль руководства.
Обычно, директорами школы назначают женщин. Это связано с тем, что изначально в учителя идут женщины в связи с невысокой заработной платой. Да и коллектив в школах обычно сугубо женский. А в таком коллективе обычно бывают ссоры, сплетни, зато не бывает служебных романов. Директор школы в таком коллективе должен обладать такими качествами, как справедливость и внимательность, чтобы вовремя заметить намечающиеся конфликты и попытаться их избежать.
2.4 Имидж директора школы
Эффективное управление школой, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностному положению этим занимается. Руководитель школы является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с четырьмя социальными группами: учащимися, педагогами, техническим персоналом и родителями. Кроме этого, ему необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона.
Исходя из столь обширного и неординарного социального плацдарма, на котором работает директор школы, ему необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональная весомость имеет важное значение для утверждения общественного статуса директора школы. Общеизвестно, что без должного социального признания руководитель школы не может возглавлять образовательное учреждение. Таково одно из существенных отличий определения профессиональной пригодности руководителя школы как управленца. Понимая это, многие руководители школ настоятельнее проявляют интерес к своему имиджу, как личностному инструментарию, с помощью которого они могут утвердиться в социальной среде, формировать доверительные отношения с детьми, родителями и работающим в школе персоналом. В конечном итоге, обрести профессиональную репутацию и личный авторитет.
Современный директор школы - это профессионал, эрудит, добросовестный работник. Однако, общаются с директором школы педагоги в основном по необходимости. Риторическим искусством значительное большинство руководителей школ не владеет. Тревожно то, что 50% педагогов не имеют желания советоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой. Что свидетельствует о преобладании в педагогических коллективах формальных отношений с руководителями школ. Как отмечалось выше, преобладание формальных отношений в школьном коллективе противоестественно природе этого социума и его предназначению.
Современный руководитель образования должен уметь располагать к себе людей, правильно определять цели, находить пути их достижения. В этой связи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ как управленцев, владеющих в обязательном порядке набором человековедческих технологий и обладающих выразительным персональным имиджем.
Обаятельный личный имидж руководителя имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школ – это «Светило» для педагогов и учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью. Директор школ должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызывать доверие и заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни.
В нашей жизни имеется немало примеров таких руководителей школ. Имеются женщины – директора школ, которые будучи в преклонном возрасте, являют собой облик эстетически привлекательного руководителя и блестящего профессионального управленца. Они всегда строго и со вкусом одеты - строгий синий костюм с пепельной белой блузой и кружевными манжетами. А также отличаются такими качествами, присущими не каждому руководителю – справедливостью, стремлением к саморазвитию, оптимизмом, строгостью, но, в то же время, отличным чувством юмора. Дети и сотрудники школы любят своего руководителя и относятся к ней с уважением.
Анализ деятельности директора в школе
Самооценка инновационной деятельности образовательного учреждения (реализуемые в образовательном процессе инновационные образовательные технологии; тематика, содержание и результаты экспериментальной / инновационной деятельности; участие в конкурсах, фестивалях; публикации, выступления, обобщение инновационного педагогического опыта).
Школа использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющие повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.
Кадровый потенциал

За анализируемый период наблюдается положительная динамикаиспользования инновационных технологий.
Материально-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса
Виды учебныхпомещений Виды оборудования % оснащенности
Кабинет физики Интерактивный комплекс , лабораторное оборудование, демонстрационные модели 90
Кабинет химии Вытяжной шкаф, химические реактивы, химическое оборудование, демонстрационные модели, ноутбук Lenovo 85
Кабинетинформатики ПК -6 шт, принтеры:Xerox Plaser 3130-1 шт, HP Laser Jet P1102 W – 1шт, hub 16-портов, проектор In Focus, модем HUAWEI EchoLife HG 520 – 1 шт 100
Кабинет русского языка и литературы Альбом раздаточные, таблицы демонстрационные, портреты писателей, репродукции, карточки-памятки, телевизор, проектор In Focus, ноутбук Lenovo 80
Кабинет истории Таблицы, учебные карты 70
Кабинетматематики Комплект инструментов классных, набор моделей для лабораторных работ по стереометрии, лабораторный набор для изготовления моделей по математике, комплект таблиц по всему курсу геометрии, набор прозрачных геометрических тел с сечениями 80
Кабинетиностранногоязыка Дидактический, раздаточный, демонстрационно-наглядный материалы, таблицы, СD-проигрыватель, ноутбук Lenovo 70
Кабинетыначальных классов Опорные таблицы для начальной школы, раздаточный, дидактический, наглядно-демонстрационный материалы, таблица-алфавит, лента букв, таблица правописания сочетаний, памятки, таблица- цифры, карточки, СD-проигрыватель, четыре ноутбука ISUS K 50 IJ series, четыре интерактивных комплекса «Мимио» и «Смарт» 90
Кабинет ОБЖ Интерактивный комплекс, автоматы АКМ учебные, противогазы, ОЗК, приборы ВПДХ, ДП -5А, пневматические винтовки, макеты автомата, огнетушитель, учебные пособия, таблицы демонстрационные санитарная сумка телевизор, ПК 90
Спортивный зал Мячи (волейбольные, футбольные, баскетбольные), маты гимнастические, шведская стенка, комплекты лыжные, перекладина низкая, перекладина высокая, канат, стол теннисный, конь гимнастический, козёл гимнастический, мостик гимнастический, брусья параллельные, гранаты, штанга, нестандартное оборудование. 95
Библиотека ПК- 1 шт, принтер HP Laser Jet P1006 – 1шт, сканер Mustek 2448 TAP ro – 1 шт 70
Универсальная спортивная площадка с синтетическим покрытием
Хоккейная коробка
Личностно-ориентированное обучение применяется на уроках русского языка, литературы, математики, биологии, химии, иностранного языка, истории, обществознания.
Информационно-коммуникационные технологии используются на уроках математики, иностранного языка, литературы, биологии, истории, обществознания, географии, русского языка, физики, химии, технологии, ОБЖ, МХК, ИЗО, музыке. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии.
Проектно-исследовательская технология широко применяется на уроках истории, биологии, химии, информатики, литературы, иностранного языка, технологии.
Использование блочно-модульной технологии в обучении истории, обществознанию, биологии, географии, обусловлено тем, что эта технология очень эффективна при подготовке к ЕГЭ.
Здоровьесберегающие технологии применяются на всех уроках.
Одной из важнейших задач, стоящих перед Школой, является сохранение здоровья детей. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому важной составляющей работы центра дополнительного образования является создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
В связи с этим директором школы решаются задачи:
1. Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования.
2. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности.
3. Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
5. Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.
Директор следит за организацией учебно- воспитательного процесса. В школе уроки строятся с соблюдением:
1.Строгой дозировки учебной нагрузки;
2.Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3. Соблюдением гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4. Благоприятного эмоционального настроя.
Организация текущего контроля и проведение мероприятий по обеспечению полноты реализации основных общеобразовательных программ осуществляется согласно плану-графику внутришкольного контроля.
Внутришкольный контроль осуществляется в виде плановых и оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. В виде плановых проверок внутришкольный контроль осуществляется в соответствии с утверждённым планом-графиком, который доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. План-график помещен в учительской на стенде «Внутришкольный контроль».
В плане внутришкольного контроля определены цели, объекты контроля, указаны виды, формы и методы контроля. Спланирован контроль выполнения всеобуча, состояния преподавания учебных предметов и выполнения обязательного минимума содержания образования, ведения школьной документации, состояния методической работы, влияния внедрённых инноваций в образовательный процесс, состояния работы по подготовке к итоговой аттестации, состояния воспитательной работы и дополнительного образования детей, сохранения здоровья обучающихся, охраны труда, состояния учебно-материальной базы школы.
Используются следующие виды и формы контроля: классно-обобщающий; тематический; фронтальный. Методы контроля самые различные: собеседование; наблюдение; посещение уроков; административные контрольные работы; анкетирование; проведение опросов; изучение документации.
По итогам внутришкольного контроля составляются аналитические справки, которые рассматриваются на заседаниях педагогического совета, совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений. Директор школы по результатам внутришкольного контроля издаёт приказ, который включает в себя мероприятия по обеспечению полноты реализации основных образовательных программ.
Работа с одаренными детьми состоит в совершенствованиисистемы выявления, поддержки и развития таких детей, содействовать становлению их творческой личности и формированию образовательнойсреды, максимально способствующей реализации их возможностей в различных областях знаний и культуры.
Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в школе осуществляется согласно плану и имеет следующее содержание.
1) Выявление одаренных детей.
Анализ особых успехов и достижений ученика осуществляет классный руководитель, который ведёт портфолио воспитанников своего класса.
Соблюдается преемственность между начальным, основным общим и средним (полным) общим образованием.
2) Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности.
Сведения о победителях и призёрах олимпиад:
2011-2012 уч.г. 3 победителя 6 призёров
2011 год призер регионального этапа олимпиады по экологии
2012-2013 уч.г. 4 победителя 2 призёра
2013-2014уч.г. 2 победителя 3 призёра
2014-2015уч. г. 3 победителя 4 призёра
2015-2016уч.г. 1 победитель 8 призёров
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности достигаетсячерез индивидуальное обучение и воспитание.
В школе под особым вниманием и контролем находятся дети из неблагополучных, неполных, малообеспеченных, многодетных семей. Эти дети бесплатно получают учебники, оздоравливаются в школьном лагере. Многодетные семьи ежегодно получают полдники бесплатные в столовой, социальные выплаты на приобретение школьной и спортивной формы для детей.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Поэтому в школе ведется работа по организации здоровьесберегающей деятельности. Основные ее задачи: создание условий для сознательного отношения подростков к своему здоровью, популяризировать и знакомить с индивидуальными способами ведения здорового образа жизни. Для этого ежегодно в школе проводится тестирование учащихся старших классов на предмет предрасположенности к употреблению алкоголя, наркотиков, к табакокурению. Месячники, декады и дни здорового образа жизни, в ходе которой организуются тематические классные часы, беседы, встречи с врачами, работниками милиции, конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, спортивные состязания. Лучшие из них направляются на районные конкурсы. В школе оформлен «Уголок Здоровья», в котором содержится материал по разным темам здорового образа жизни.
Рядом со школой находится медпункт, где проводятся медосмотры обучающихся, выявления отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья. Проведено масштабное исследование физических показателей обучающихся с 1 по 11 класс. Сеть разнообразных спортивных секций позволяет детям сделать выбор в соответствии с их интересами и возможностями. В конце каждого месяца проводится День здоровья.
Воспитание у детей дисциплинированности, организованности на улицах и дорогах, в общественном транспорте является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Для того чтобы полученные в школе знания превратились в устойчивые навыки и нормы поведения, необходима систематическая тренировка в их соблюдении, возможная только в процессе активной деятельности детей во внеурочное время.
Ежегодно в школе проводятся мероприятия по предупреждениюдорожно-транспортного травматизма и по правилам безопасного поведения на дорогах:
состояние детского дорожно-транспортного травматизма рассматривается на совещаниях, педсоветах, родительских собраниях;
каждую четверть классные руководители проводят беседы-инструктажи о правилах безопасного поведения на дороге в разное время года;
обучающиеся школы принимают участие в школьном, районном, областном творческом конкурсе «Дорога глазами детей»;
ежегодно обучающиеся школы принимают участие в районных мероприятиях «Безопасное колесо»;
оформлен уголок «Правила дорожного движения»; собрана накопительная папка с материалами. Имеется подписка журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Последний звонок», «Педсовет», материалы которых используется для проведения мероприятий по правилам дорожного движения;
ежегодно проводятся мероприятия в рамках акций «Внимание, дети.
Именно с личности директора, с его желания, с его искры начинается любое дело, развивается любой приоритет.
Большое внимание в школе уделяется патриотическому воспитанию.Работа военно - патриотического клуба "Память" - яркое тому подтверждение. Физическая нагрузка, участие в походах, соревнованиях, изучение истории Родины позволяет участвовать в формировании гражданской позиции, отвлекает от бесцельного шатания по улицам и "экспериментами" с алкоголем и наркотиками. Благодарственные письма в адрес школы из рядов вооруженных сил за подготовку достойных защитников Отечества, успехи курсантов, выбравших обучение в военных вузах страны.
К Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. были проведены следующие мероприятия: выставка рисунков, изготовление альбома памяти, участие в районном конкурсе плакатов, торжественный сбор, посвящённый Дню памяти юного героя-антифашиста, общешкольный фестиваль драматизированной военно-патриотической песни, концерт у памятника погибшим, велопробег,
конкурс «А ну-ка, парни!» открытые мероприятия «Мы памяти этой верны», «Чем дальше победа, тем она ближе!».
Обучающиеся школы на протяжении трех лет становились победителями финала областной военно-спортивной игры «Вперед, мальчишки!» (2011,2012) и призерами в 2013, 2014 годах. В 2011 и 2012 году команда МБОУ СОШ с.Синявка представляла Грязинский муниципальный район на областных соревнованиях «Школа безопасности», где показали высокие результаты по отдельным видам состязаний и тоже сумели подняться на призовую ступень пьедестала.
С 2011 года школа является базой для проведения муниципального этапа состязаний по ДПЮ. Ребята школы также неоднократно становились победителями и призерами этих состязаний. Для ребят доступны секции «Баскетбол» и «Волейбол». Каждый год - 1-е места по зачету в Круглогодичной спартакиаде.
Исследовательская деятельность обучающихся- стала -приоритетом и отправной точкой, вокруг которой зародился много лет назад клуб «Эколошки». Участие в научно-практических конференциях и олимпиадах по экологии, подготовка экологических проектов это то, чем наполнена жизнь клуба сегодня. Успехи клуба «Эколошки» отмечены на Всероссийском уровне дипломами победителей и призеров – это «Зеленая планета», «Дни защиты от экологической опасности», «С любовью к России мы делами добрыми едины». В 2013 году- ученица стала победителем на областном слете ученических производственных бригад в г. Усмани.
Поставив в один ряд с образованием такие приоритеты как воспитание гражданина-защитника Отечества, со спортивным духом и активной экологической позицией, мы обрели именно свою школу, свое фирменное отличие, со своим потенциалом, со своими традициями.
Каждый год на летних каникулах в школе работает оздоровительный лагерь «Солнышко». Работа в лагере ведется под девизом: «Светить всегда, светить везде!». Лагерь посещают дети с 1 по 8 класс, относящиеся к различным социальным категориям: из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, дети, находящиеся под опекой, а с прошлого года все желающие.
В школе ежегодно проводятся Дни самоуправления. Школа на один день полностью переходит под управление старшеклассников. С помощью учителей - предметников старшеклассники готовят планы уроков, самостоятельно проводят уроки, руководят школой. Дни самоуправления проходят успешно. В результате этой работы у школьников формируется уважительное отношение к учительскому труду, интерес к этой профессии.
Одним из разделов воспитательной работы в школе является трудовое воспитание. Проводятся общешкольные субботники по благоустройству школьного двора и прилегающей к школе территории.
Значительно расширяют воспитательные возможности занятия вгруппах продленного дня, основными принципами работы которых:
обеспечение безопасности здоровья и жизнедеятельности, спортивнаяработа;
творческая, трудовая деятельность;
эстетическое воспитание и этика взаимоотношений и другие.
Основной целью работы методического объединения классных руководителей является воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности
Таким образом, школа, работая в режиме полного дня, получила высокую оценку у родителей. Родителями был также отмечен широкий выбор кружков и студий, секций спортивного направления и дополнительных предметных занятий по интересам учащихся.
Таким образом, образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования детей в Школе отвечает следующим требованиям:
  имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков школьников, реализацию их интересов;
  является разнообразным как по форме – групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия, так и по содержанию, то есть способствуют развитию общих и специальных способностей детей;
  основываются на многообразии дополнительных образовательных программ;
  базируются на развивающих методах обучения детей.
При организации дополнительного образования со здоровьесберегающими технологиями в Школе создается целостная система с использованием культурологического подхода позволяющего объединить дополнительное образования гуманитарное и естественнонаучное знания, предоставить возможность восприятия мира и в полной мере реализовывать идеи гуманизации и гуманитаризации образования здоровой личности.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В образовательном учреждении созданы все условия для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач.
Все эти плюсы говорят о положительной работе директора Школы, о его стремлении принести пользу обществу и детям, а также о том, что директор школы хороший руководитель. И данный руководитель пошел в школу именно по призванию.
Вместе с тем директор школы имеет достаточные хозяйственные и финансовые права:- приобретать, арендовать, заказывать необходимое школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций и лиц по безналичному расчету, в розничной торговой сети-заключать договора с организациями, учреждениями и лицами, а также с обучающимися школы на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр.; Расширение прав директора одновременно налагает на него и высокую ответственность.
2.6 Рекомендации по совершенствованию работы директора школы
Итак, как мы выяснили, работа директора школы является добросовестной и качественной. Имидж директора школы на высоком уровне. Директор данной школы является позитивным и справедливым человеком. Отношения между персоналом являются практически бесконфликтными, а то во многом заслуга директора школы. Именно она выбирает персонал, а также не создает ситуаций для конфликтов (справедливость в распределении премий, дополнительных уроков и пр.)
Планируется начать работу по открытию на базе школы эксперименталь-ной площадки по гражданско- культурному воспитанию учащихся.
Для того,чтобы все это осуществить, директор школы должна подготовить соответствующую документацию и запастись терпением и решительностью, чтобы получить разрешение у вышестоящего начальства.
Также в школе необходимо сделать ремонт некоторых помещений, заменить оконные блоки. А это требует дополнительных вложений. Была проделана огромная работа по открытию школьной столовой, осуществлен ремонт, закуплено новое оборудование, мебель. В результате почти 100% детей получают горячее двухразовое питание. Довольны все дети, родители, работники.
Заключение
Изучение личности работника в организации, в частности роли женщины-руководителя, анализ влияние руководителя на социально-психологическую структуру и развитие коллектива является одним из наиболее важных факторов в вопросах повышения эффективности работы коллектива.
Руководитель должен заботиться о продвижении сотрудников любого пола. А женщине в качестве руководителя можно отдать в некоторых случаях (в зависимости от условий труда, характера работы и т.д.) предпочтение, т.к. она более глубоко чувствует отношения в коллективе, интуитивно оценивает поведение других людей, более чутко реагирует на нюансы взаимоотношений между людьми и по отношению к себе.
При выдвижении женщины на должность руководителя очень важно признание ее равноправия, равенства ее возможностей и способностей в управлении коллективом. В таких случаях для сохранения паритета наиболее ценных качеств мужчин- и женщин-руководителей рекомендуется в качестве заместителя или помощника назначать мужчину.
Если женщина-руководитель сумеет сочетать качества настоящего лидера (сильный характер, профессионализм, инициатива, умение рисковать) с традиционно женскими ценностями, такими как чуткость, гуманность, гибкость, хитрость, практичность и т.д., то она может стать идеальным руководителем.
Наукой не достаточно изучается проблема изучения факторов, создающих условия для выдвижения женщины на пост руководителя. Учитывается, как правило, только производственная сторона, и, к сожалению, мало социологических исследований посвященных влиянию семьи на производство. Другое препятствие в выдвижении женщины на пост руководителя – стойкое убеждение мужчин в том, что женщина должна заниматься больше домом и детьми. Не совсем верна и другая точка зрения, что женщина может быть руководителем только на традиционно женских должностях под началом мужчины.
Мужское отношение к женщине, бытующее в конкретной управленческой среде, и взгляды женщин на профессию руководителя с учетом различных обстоятельств, сказывается на системе выдвижения и работе с кадровым резервом.
Вопрос быть или не быть руководителем должен решать каждый сам, но при этом мужчины и женщины должны иметь равные возможности через построение системы подготовки выдвижения кадров.
На примере деятельности директора школы, мы выяснили, что женщина-руководитель может прекрасно руководить организацией, быть лидером, обладать безупречным имиджем, а также более чутко, чем мужчина-директор чувствовать проблемы воспитанников и подчиненных, тем самым более умело управлять людьми.

Список используемой литературы
1. Барышева А. Что бы у фирмы было «завтра»//Управление персоналом.-2000-№5.
2. Белядский Н.П. интеллектуальная техника менеджмента: Учебное пособие/Н.П. Беляцкий.-Минск: Новое знание.-2001.
3. Карезин В. Самый главный экзамен// Управление персоналом.-2000.-№5.
4. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-прак.пособие.-2-е изд.-М.:Дело,2000.
5. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 2000.
6. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие -5 изд. и допол. - М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов - Издание 4. – М. Просвещение, 2005 г.
9. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004.
10. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000.
11. Харламов И Ф Педагогика: Учебное пособие - Издание 4. – М.: Просвещение, 2006 г.
12. Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. – 2004. - №4.
13. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004. - №7.
14. Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя: Исследование //Педагогика. – 2005. - №8, нояб.
15.   Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.
16.   Балибалова Д. И. Женщина в условиях перехода к рыночной экономике. Феми¬низм и российская культура. – СПб.: Питер, 2002.
18.   Березовчук Л. У феминизма не женское лицо. // Октябрь. – 2002. – №1.
19.   Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.
21.   Кисилева Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира. // Общественные науки и современность. – 2003. – №3.
22.   Куликова Л.Г. Профессиональная деятельность как путь личностного совершенствования современной женщины. // Актуальные проблемы современной науки. – 2004. – № 6.
23.   Свенцицкий А.Л. Социальная психология. – М.: Проспект, 2004.
24.   Основы теории экономического управления предприятие», С.А. Жданов. – М.: Финпресс, 2000 г.