Коррекционные упражнения Развитие познавательных процессов


Коррекционные упражнения
Кулаковская Дарья Николаевна
Практический психолог
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа»
Развитие мышления
Упражнение«Говоринаоборот»
Большой–маленькийтолстый–тонкийчерный–белыйгорячий–холодныйпустой–полныйлегкий–тяжелыйчистый–грязныйбольной–здоровыйребенок–взрослыйогонь–водасильный–слабыйвеселый–грустныйкрасивый–безобразныйтрус–храбрецУпражнение«Сходствоиразличие»
УчащимсяпредлагаетсясравнитьмеждусобойразличныепредметыипонятияДлямладшихшкольниковэтосравнениехорошознакомыхпредметовмолокоиводакороваилошадьсамолетипоезд–приэтомможноиспользоватьиихизображение
СоставлениепазловсначаласопоройнарисунокапотомтольконаформальныепризнакивтакомслучаеребенкудаютсяэлементымозаикиносамконечныйрисунокнепоказываетсяВместодорогихмозаикможновоспользоватьсялюбымипочтовымиоткрыткамиразрезаннымисначаланакусочковадальшенаиболее
РаботаснаборамирисунковсредикоторыхследуетнайтиодинлишнийНачинатьследуетспростейшихсамодельныхадальшепереходитьксложнымсмПриложение
ПродолжениелогическогорядаРебенкудаетсяряднарисованныхфигурвкоторыхпоследовательнопроисходятопределенныезакономерныеизмененияНаосновесравненияследуетвыявитьзакономерностивразмещениифигуривместоточкипоместитьнужнуюфигурусмПриложение
РазвитиесаморегуляцииИгра "Сохрани слово в секрете"Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.Примерный список слов:окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.Примечание:Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое.
Варианты:1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;3. нельзя повторять названия животных;4- нельзя повторять имена девочек;5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.
Развитие зрительно-моторной координации
Ребенку дается образец узора. Задача для ребенка: провести пальцем по узору, сказать, на что похож этот узор.
Ребенку дается рисунок половины домика, елочки, звездочки и т. п. (но не говорится, что это дом, елка, сложенный пополам. Затем ребенка просят скопировать рисунок.
Написание графических диктантов по методике Д.Эльконина. В этой методике узоры диктуются. Так, покажите ребенку откуда начинать рисунок, и диктуйте: одна клетка вверх, одна клетка справа, одна клетка вниз. Одна клетка справа, одна клетка вверх, одна справа, одна вправо. А теперь течение дальше узор, который у тебя получился.(см. Приложение 3).
Развитие мелкой моторики рук
Упражнения типа «Помоги автомобилисту». На листе рисуется очень извилистая дорога. Ребенку объясняется, что это дорога в горах, посреди которой едет автомобиль. Если автомобиль выедет за пределы дороги, то он или рухнет в пропасть, или разобьется о скалу. Ребенок, не отрывая ручки от бумаги, имеет «провести» автомобиль из пункта А в пункт Б. Рисование следует начинать с относительно простых дорог, а затем переходить к более кривых.

Работа с пластилином, переборка гречневой крупы, нанизывание бисера, вязание крючком, вышивание, создание картин из семян или соломки, аппликации из бумаги или растений.
Развитие невербальных креативных умений
Вариативно окончания рисунков. Ребенку дается лист, разделенный на три части. В каждой из них нарисована одинаковая фигура, ее следует дополнить так, чтобы получился понятный рисунок. И хотя основа везде одинаковая, окончание должны быть разными. Образец:

Возможные варианты окончаний: дом, ракета, квадрат, коробка, флаг, игла, забор ...
Примеры начальных рисунков:

Развитие умения проводить элементарную классификацию

Нахождение лишнего слова в ряде из 5-6 слов. Например: мак, роза, лук, ромашка, тюльпан; молоко, чай, кофе, булочка, какао, сок.Продолжение предложения с однозначно определенным содержанием. Например: Соль соленая, а сахар ...
Тропа узкая, а дорога ...
Помидор красный, а огурец ..
Установление смысловых связей
Подобрать пары слов (или рисунков), которые связаны одинаковыми отношениями. Например: надо подобрать к слову «больница» такое, которое было бы связано с этим словом так же, как лово «школа» со словом «Обучение».
Примеры слов:
Школа - обучение;
Больница - врач, ученик, дом, лечение, больной;
Рыба - сетка;
Муха - решето, комар, комната, жужжать, паутина;
Назвать как можно больше предметов или явлений, которые можно объединить одним словом. Например: Я знаю такие города ... Я знаю такие реки ... Я знаю такие цветы ...
Развитие умения устанавливать логические связи между явлениями
Решение логических силлогизмов. Ребенок должен ответить,правильно ли сделаны выводы.
Например:
1. Все коты любят молоко. Петя любит молоко. Значит, Петя - кот.
2 .У всех людей есть уши. У собачки Жени есть уши. Значит, собака Жени - человек.
3. У всех людей есть сердце. Коля - человек. Значит, у него есть сердце.
4. Некоторые малыши часто плачут. Ярик - малыш. Значит, он часто плачет.
5. Все зимние месяцы холоднее летних. Январь - зимний месяц. Значит, он холоднее августа.
Установка причинно-следственных связей. Придумывание как можно больше последствий названных событий. Например: Маринка поскользнулась и ...
• упала на землю, выпустила вазу из рук и она разбилась, ударила Петю локтем ...
Примеры начала предложений: На улице кто-то разбил банку с вареньем ... Бабочка залетела в комнату ... Девочка не удержала вазу ... Портфель был очень тяжелый ...
Развитие фонематических умений
Повторение за взрослым последовательной серии ударов (ритм ударов сменный). Повторять можно, стуча кулачком по столу или хлопая в ладоши.
Разучивание и выразительное чтение скороговорок, специальных стихов для развития фонематического слуха.
Разгадывание фонематических загадок. Например: Ты меня пьешь. Я начинаюсь тем самым звуком, что и слово «масло». Кто или что я?
Я плаваю в воде. Начинаюсь тем самым звуком, что и слово «работа». Кто или что я?
Разгадывание фонематических загадок на последний звук. Например: на мне ездят. У меня есть четыре ноги. Заканчиваюсь тем самым звуком, что и слово «день». Кто или что я?
Я сделан из молока. Заканчиваюсь тем самым звуком, что и слово мир. Кто или что я?
Развитие умения определять закономерности изменений
Упражнения на формирование ряда по определенному правилу. Для работы нужно вырезать из плотной бумаги набор из 10 черных и 10 белых (или любых других контрастных цветов) прямоугольников одинакового размера. Начало последовательного ряда выкладывает взрослый, а ребенок должен его продолжить. Например:
ЧБЧБЧБ ... 2) ЧББ ЧББ ЧББ .. 3) ЧБЧБЧЧБЧБ ...
Дополнение различных числовых рядов. Например:
1,10,2,9 ...
10,8,6 ...
1,4,6 ...
Сравнение чисел с количественным составом. Например:
2? 4 (2 <4); 9? 8; 3? 5; 6? 4 ...
Сравнение чисел по сходству и отличием. Например:
7 и 71; 24 и 624; 77 и 17; 3 и 33 ...
Упражнения на классификацию с геометрическими фигурами. Для работы нужно вырезать по 6 больших и маленьких черных квадратов и по 6 маленьких и больших белых квадратов. Возможные задачи: разложить квадраты на следующие группы:
• большие и белые квадраты;
• маленькие и черные квадраты;
• большие и черные квадраты;
• маленькие и белые квадраты;
Увеличение объема механической памяти
Различные игры на запоминание. Приведем некоторые из них.
«Разведчик»
Из группы игроков выбирается один - «разведчик». По сигналу «Замерли» группа неподвижно замирает. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» отворачивается (выход из комнаты). В это время другие игроки делают несколько изменений - в позе, одежде, обстановке. После того как изменения будут завершены, разведчик возвращается. Его задача - назвать все изменения.
«Художник»
Эту игру можно проводить с минимальным количеством игроков (вдвоем). Один из них становится художником, другой - моделью. Тот, кто играет роль художника, внимательно рассматривает свою модель, потом отворачивается и дает словесное описание.
«Повтори»
Можно играть вдвоем. Первый игрок говорит длинные спутанные предложения и предлагает другому его повторить. Когда ему это удается, он получает 1 балл и право вторично предложить предложения. Если нет, он не получает ни балла, а право назвать предложения переходит к следующему игроку.
Развитие умения устанавливать логическую последовательность событий
Перечисление мультфильмов или любимых сказок по плану:
С чего все началось и почему?
Как развивались события? Чем все закончилось?
Установка альтернатив. Ребенку зачитывается начало предложения, а дальше называются три варианта его окончания, но только один из них логически мотивированный, который и нужно определить.
Например:
Петя застегнул курточку, надел теплую шапочку и ...
1) начал чистить зубы;
2) вышел на улицу;
3) сел к столу.
Анечка дождалась автобуса на остановке и ...
1) вернулась домой;
2) поехала в школу на велосипеде;
3) зашла в него.
Упражнения на тренировку умение вдумываться в содержание. Ребенку предлагается прослушать три предложения и сказать, в каком из них говорится о том, кто является владельцем чего (у кого-то есть).
Например:
1 Я думаю, что Галя не отменится в кино.
Катиной куклу папа привез из Киева.
Дмитрий встретил футболистов, которые возвращались с тренировки.
2 Кролик Оксаны бегает быстрее моего.
Кажется, дождя не будет.
Маленький жук вылез из коробочки.
Работа по восстановлению правильной последовательности событий. Ребенку читается маленькая история (не более 6-7 предложений), в которой частицы
изменили свои места. Он должен правильно пересказать ее содержание.
Например:
Она увидела, что букашка тонет и бросила ветку в ручей. Букашка спустилась к ручью. Захотела напиться. Букашка села на ветку и спаслась. Голубка несла ветку. Волна накатила на нее и чуть не утопила.
Развитие умения видеть причинно-следственные связи. Ребенку читается маленький рассказ и предлагается несколько вариантов его продолжение, а он должен выбрать логическое.
Например:
I. Марине на день рождения подарили аквариум. Но он пустой. В нем нет ни воды, ни рыбок. Завтра Марина с мамой пойдут на птичий рынок и ...
1) Марна купит еще один аквариум;
2) Марина купить рыбок
3) Марина вернет пустой аквариум продавцу.
II. Петя очень быстро бегает. Он любит бегать по стадиону. Он бегает так же быстро, как его старший брат. Он бегает почти так же быстро, как его пес. А вот в школу обычно уходит не спеша. Сегодня утром он проспал и поэтому ...
1) помчится к школе;
2) Медленно пойдет в школу;
3) Пойдет бегать на стадион.
Развитие произвольного внимания
За фиксированный промежуток времени вычеркивать, не пропуская ни одной, определенную букву в тексте.
За фиксированный промежуток времени вычеркивать одну букву (например, «а») и подчеркивать другую (например, «о»).
Та же работа сопровождается прослушиванием сказки, которую потом нужно перевести.
Нахождение различий между подобными рисунками.
Одновременный подсчет количества различных предметов на рисунке. Для этой задачи можно легко подготовить тренировочные таблицы такого плана (выбор фигур и их количество произвольный);

Ребенок должен считать одновременно и черточки, и кружочки. Прикасаться пальцем к таблице разрешается только на первых занятиях.
Приложение 1


Приложение 2

Приложение 3