Урок биологии на тему Мейоз 9 класс


Сабақтың тықырыбы/Тема урока: Мейоз. Сперматогенез и овогенез.
Сабақтың мақсаты/Цель урока: углубить знания о половом размножении; сформировать знания о мейозе и его значении, дать учащимся понятия о сперматогенезе и овогенезе.
Міндеттер/Задачи: 1) білімділік/образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;
2) тәрбиелік/воспитательная – воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;
3) дамытушылық/развивающая – развитие навыков самостоятельной работы, формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Өткізу/Методы: рассказ с элементами беседы, зарисовка опорных схем на доске, запись основных понятий в тетради, самостоятельная работа учащихся, работа с таблицами, демонстрация.
Құрал жабдық/Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.
Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.
Сабақ жоспары/План урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Изучение нового материала.
Закрепление нового материала.
Задание на дом.
Подведение итогов урока.
Сабақтың барысы/Ход урока:
1. Ұйымдастыру бастамасы/Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока.
2. Үй тапсырмасын сұрау/Опрос домашнего задания.
Какие формы бесполого размножения существуют?
Что такое бесполое размножение? Для каких организмов оно характерно?
Какие способы бесполого размножения вы знаете? Приведите примеры.
Какие виды вегетативного размножения вызнаете?
Индивидуальная карточка. Укажите соответствующие характеристики бесполого и полового размножения:
1.Начало новому организму (организмам) дает соматическая клетка (клетки).
2. Начало новому организму (организмам) дает зигота, возникшая в результате слияния женской и мужской половых клеток.
3. В процессе размножения участвует одна особь.
4. В процессе размножения участвуют две особи разного пола.
5. Размножение может проявляться в форме спорообразования и почкования.
6. Развитие происходит с оплодотворением или без оплодотворения яйцеклетки.
А) Бесполое Б) Половое
Тест: «Половое и бесполое размножение». Вариант 1.
1. Как называется явление, при котором мужские и женские половые клетки развиваются в одном организме:
А) хромосомный механизм определения пола; Г) половой диморфизм
Б) гетерогаметность; Д) гомозиготность;
В) гаметогенез; Е) гермафродитизм.
2. Назовите форму размножения, при которой происходит формирование выроста у материнской клетки или организма, который затем отделяется и превращается в самостоятельный организм:
А) фрагментация; Г) копуляция;
Б) шизогония; Д) почкование.
В) партеногенез;
3. Если организм способен к обоим способам размножения, то какой из них он будет использовать при неблагоприятных для него условиях:
А) бесполое размножение;
Б) половое размножение.
4. Укажите организмы, для которых характерно почкование, как форма размножения:
А) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы;Б) дрожжевые грибы, сосущие инфузории, губки, кишечнополостные;
В) амебы, жгутиковые, инфузории;
Г) плоские черви, кольчатые черви, иглокожие.
5. Корневищем размножается:
А) тюльпан Б) ландыш В) чеснок Г) георгин
3. Жаңа деректерді танып білу/Изучение нового материала.
Мейоз – процесс деления созревающих половых клеток (гамет), в результате, которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом
ХОД МЕЙОЗА
I деление (редукционное)
Профаза I

Удвоение хромосом. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид. Спаривание гомологичных хромосом и обмен гомологичными участками (конъюгация). Образование аппарата деления
Метафаза I

Расположение гомологичных хромосом по экватору
Разделение пар хромосом и перемещение их к полюсам клетки
Анафаза I

Телофаза I

Образование дочерних клеток
II деление (митотическое)
Профаза II

В каждой дочерней клетке образуется новое веретено деления (каждая хромосома состоит из двух хроматид)
Метафаза II

Хромосомы располагаются по экватору клеток, образуются нити веретена деления
Анафаза II

Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клеток с помощью нитей веретена деления
Телофаза II

В каждой из двух клеток хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокинез), образуются четыре гаплоидные клетки
Значение мейоза:
1. Происходит при образовании половых клеток и сохраняет число хромосом в каждом новом поколении.
2. Гомологичные хромосомы в первом делении расходятся независимо, что ведет к появлению в гаметах новых генных комбинаций.
3. Образование в результате мейоза половых клеток с перекомбинированным набором наследственной информации способствует дальнейшему процветанию вида и его приспособленности к изменяющимся условиям среды.
Сперматогенез и овогенез.
Половые клетки развиваются у животных в семенниках и яичниках. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а образования яйцеклеток – овогенезом.
В половых железах различают три разных участка (или зоны): зоны размножения, роста, созревания половых клеток.
Зона размножения располагается в самом начале половой железы: здесь находятся первичные половые клетки, которые размножаются путем митоза, и число их увеличивается. Первичные половые клетки затем попадают в зону роста,где деления клеток уже не происходит: клетки растут, достигая тех размеров, которые свойственны половым клеткам каждого вида животных.
После завершения периода роста клетки переходят в зону созревания. Здесь уже формируются яйцеклетки и сперматозоиды. В зоне созревания в результате мейоза у мужских особей образуются 4 гаплоидные клетки, которые превращаются в зрелые сперматозоиды, у женских особей также образуются четыре гаплоидные клетки: одна большая (превращается в яйцеклетку) и три маленькие (направительные тельца), которые погибают.
Оплодотворение – процесс слияния половых клеток и образования зиготы.

Биологическое значение мейоза. (Беседа о биологической роли мейоза)
4. Жаңа деректерді ұғып білу/Закрепление нового материала.
Фронтальная беседа по вопросам: сравните между собой процессы митоза и мейоза. В чём их сходство и в чём различия? Приведите примеры обоеполых и раздельнополых видов животных.
5. Үйге тапсырма/Задание на дом
§ 18 учить, ответить на вопросы в конце параграфа (устно).
Сабаққа қорытынды жасау/Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.