Планирование урока по биологии на тему Мейоз (9 класс)

УРОК 30

МЕЙОЗ

ЗАДАЧИ УРОКА: углубить знания о половом размножении; сформировать знания о мейозе и его значении

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: объяснение, беседа.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: мейоз, 1-ое деление мейоза, 2-ое деление мейоза, кроссинговер, конъюгация

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы иллюстрирующие мейоз; фильм «Мейоз и митоз клетки»

ХОД УРОКА:
1. Проверка и актуализация знаний
Индивидуальный опрос по вопросам учебника в конце параграфа стр. 113

2. Изучение нового материала
1.
Мейоз – процесс деления созревающих половых клеток (гамет), в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом

ХОД МЕЙОЗА
Фаза
Процессы

1
2

I деление (редукционное)

Профаза I

Удвоение хромосом. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид. Спаривание гомологичных хромосом и обмен гомологич- ными участками (конъюгация). Образование аппарата деления

Метафаза I

Расположение гомологичных хромосом по экватору


Разделение пар хромосом и перемещение их к полюсам клетки


Анафаза I

2

I деление (редукционное)

Телофаза I

Образование дочерних клеток

II деление (митотическое)

Профаза II

В каждой дочерней клетке образуется новое веретено деления (каждая хромосома состоит из двух хроматид)

Метафаза II

Хромосомы располагаются по экватору клеток, образуются нити веретена деления

Анафаза II

Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клеток с помощью нитей веретена деления

Телофаза II

В каждой из двух клеток хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокинез), образуются четыре гаплоидные клетки


Значение мейоза:
1. Происходит при образовании половых клеток и сохраняет число хромосом в каждом новом поколении.
2. Гомологичные хромосомы в первом делении расходятся независимо, что ведет к появлению в гаметах новых генных комбинаций.
3. Образование в результате мейоза половых клеток с перекомбинированным набором наследственной информации способствует дальнейшему процветанию вида и его приспособленности к изменяющимся условиям среды.
2. Сперматогенез и овогенез.
Половые клетки развиваются у животных в семенниках и яичниках. Процесс образования сперматозоидов называется сперматогенезом, а образования яйцеклеток – овогенезом.
В половых железах различают три разных участка (или зоны): зоны размножения, роста, созревания половых клеток.
Зона размножения располагается в самом начале половой железы: здесь находятся первичные половые клетки, которые размножаются путем митоза, и число их увеличивается. Первичные половые клетки затем попадают в зону роста, где деления клеток уже не происходит: клетки растут, достигая тех размеров, которые свойственны половым клеткам каждого вида животных.
После завершения периода роста клетки переходят в зону созревания. Здесь уже формируются яйцеклетки и сперматозоиды. В зоне созревания в результате мейоза у мужских особей образуются 4 гаплоидные клетки, которые превращаются в зрелые сперматозоиды, у женских особей также образуются четыре гаплоидные клетки: одна большая (превращается в яйцеклетку) и три маленькие (направительные тельца), которые погибают.
3. Оплодотворение – процесс слияния половых клеток и образования зиготы.


2. Особенности протекания каждого из двух последующих делений мейоза. Разнообразие гамет, возникающее в результате конъюгации и кроссинговера гомологичных хромосом (Рассказ учителя об особенностях протекания фаз двух делений мейоза)
3. Биологическое значение мейоза. (Беседа о биологической роли мейоза)

3. Закрепление знаний
Фронтальная беседа по вопросам: сравните между собой процессы митоза и мейоза. В чём их сходство и в чём различия? Приведите примеры обоеполых и раздельнополых видов животных.

4. Рефлексия
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения её успешности.

5. Домашнее задание
Изучить П. 30, ответить на вопросы в конце П.



15