Урок по русскому языку для 6 класса по теме «Лингвистический анализ текста. Подготовка к ГИА»

Лингвистический анализ текста (подготовка к ГИА, 6 класс).
(1) Орёл свил себе гнздо на большм дереве, вдли от моря, и вывел детей.
(2) Один раз возле дерева рботал народ, а орёл подлтел к гнзду с большй рыбой в котях. (3) Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричть и бросать в орла камнями. (4) Орёл вырнил рыбу, а люди подняли её и ушли. (5) Орёл сел на край гнзда, а орлята подняли свои головы и стали пищть: они прсили корма.
(6) Орёл устал и не мог лтеть опять на море. (7) Он спустился в гнздо, прикрыл орлят крыльями, лскал их, оправлял их пёрышки и как будто просил подождать. (8) Но, чем больше он их ласкал, тем громче они пищли. (9) Тогда орёл отлтел от них и сел на верхний сук дерева. (10) Орлята засвистали и запищли ещё жалобнее.
(11) Тогда орёл вдруг сам громко закричл, расправил крылья и тжело полтел к морю. (12) Он вернулся только позно вечером, он лтел тихо и нико над землёй, в котях у него опять была большая рыба. (13) Когда он подлтел к дереву, он оглнулся - нет ли опять вблизи людей, быстро слжил крылья и сел на край гнезда. (14) Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накрмил детей. (По Л. Н. Толстому.)

Задания:
1. Озаглавьте текст. («Орёл»).
2. Тема текста (о чем): в тексте рассказывается о том, как орел накормил своих птенцов.
3. Идея текста: очень много усилий приходится приложить родителям, чтобы вырастить своих детей.
4. Стиль текста: художественный.
5. Составьте пан текста:
а). Орел вывел детей.
б). Люди отняли корм.
в). Голодный свист орлят.
г). Орел накормил детей.
6. Выделите морфемы с пропущенными буквами; над пропущенным буквами поставьте номера орфограмм.
7. Сделайте морфемный анализ слов: увидали, окружили, выронил, лететь, засвистали, перышки, отлетел, тяжело.
8. Укажите номера простых предложений с однородными членами и составьте их схемы:
(1) [ ___ и ].
(3) [ ____ , , и ].
(6) [ ___ и ].
(7) [ , , , и ].
(9) [ ___ и ].
(10) [ ___ и ].
(11) [ ____ , и ].
9. Укажите номера сложных предложений, в которых простые предложения связаны союзом «а», и составьте их схемы.
(2) [ ], а [ ].
(4) [ ], а [ и ].
(5) [ ], а [ и ]: [ ].
(14) [ и ], а [ и ].
10. Назовите языковые средства связи между предложениями в тексте:
1). Слова-заместители:
(4) рыбу – её; (4) рыбу – ее; (5) орлята – они; (6) – (7) – (8) – (9): орел – он – он – орел; (7) - (8) – (9) – (10): орлят – их, их – они, (от) них, орлята; (11) - (14): орел, он – он - у него, он – он, орел; (14) орлята – детей.
2). Лексические повторы:
(1) – (6) орел – орел – орла - орел – орел – орел.
(7) – (8) он – он.
(9), (11) орел – орел.
(12) – (13) он – он – он – он.
3). Соответствие видовременных глагольных форм:
В тексте наблюдается соблюдение видовременных глагольных форм во всех простых предложениях. В сложном предложении допускается разная видовременная принадлежность глаголов внутри простых предложений.
4). Анафора:
(4) – (5) – (6) Орел - Орел – Орел.
5). Параллелизм:
(4) Орёл вырнил рыбу, а люди подняли её и ушли.
(5) Орёл сел на край гнзда, а орлята подняли свои головы и стали пищть: они прсили корма.
(8) Но, чем больше он их ласкал, тем громче они пищли.
(14) Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накрмил детей.
6). Противопоставление:
(4) Орёл вырнил рыбу, а люди подняли её и ушли.
(8) Но, чем больше он их ласкал, тем громче они пищли.
7). Союзы:
(2) [ ], а [ ].
(4) [ ], а [ и ].
(5) [ ], а [ и ]: [ ].
(14) [ и ], а [ и ].
8). Последовательность в изложении мыслей:
(3) Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричть и бросать в орла камнями.
(4) Орёл вырнил рыбу, а люди подняли её и ушли.
(7) Он спустился в гнздо, прикрыл орлят крыльями, лскал их, оправлял их пёрышки и как будто просил подождать.
(11) Тогда орёл вдруг сам громко закричл, расправил крылья и тжело полтел к морю.
(13) Когда он подлтел к дереву, он оглнулся - нет ли опять вблизи людей, быстро слжил крылья и сел на край гнезда.
(14) Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накрмил детей.
9). Слова, организующие логические связи:
(8) Но (содержание 8-го предложения сравнивается с содержанием предложения №7).
(10) Орлята засвистали и запищли ещё жалобнее. («Еще» указывает на сравнение с предыдущим).
(11) Тогда («Тогда» указывает на последовательность в изложении мыслей).
































Лингвистический анализ текста (карточка с индивидуальным заданием для каждого учащегося).
(1) Орёл свил себе гнздо на большм дереве, вдли от моря, и вывел детей.
(2) Один раз возле дерева рботал народ, а орёл подлтел к гнзду с большй рыбой в котях. (3) Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричть и бросать в орла камнями. (4) Орёл вырнил рыбу, а люди подняли её и ушли. (5) Орёл сел на край гнзда, а орлята подняли свои головы и стали пищть: они прсили корма.
(6) Орёл устал и не мог лтеть опять на море. (7) Он спустился в гнздо, прикрыл орлят крыльями, лскал их, оправлял их пёрышки и как будто просил подождать. (8) Но, чем больше он их ласкал, тем громче они пищли. (9) Тогда орёл отлтел от них и сел на верхний сук дерева. (10) Орлята засвистали и запищли ещё жалобнее.
(11) Тогда орёл вдруг сам громко закричл, расправил крылья и тжело полтел к морю. (12) Он вернулся только позно вечером, он лтел тихо и нико над землёй, в котях у него опять была большая рыба. (13) Когда он подлтел к дереву, он оглнулся - нет ли опять вблизи людей, быстро слжил крылья и сел на край гнезда. (14) Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накрмил детей. (По Л. Н. Толстому.)
Задания:
1. Озаглавьте текст.
2. Тема текста (о чем он).
3. Идея текста (что хотел сказать автор).
4. Стиль текста.
5. Составьте план текста.
6. Выделите морфемы с пропущенными буквами; над пропущенным буквами поставьте номера орфограмм.
7. Сделайте морфемный анализ слов: увидали, окружили, выронил, лететь, засвистали, перышки, отлетел, тяжело.
8. Укажите номера простых предложений с однородными членами и составьте их схемы.
9. Укажите номера сложных предложений, в которых простые предложения связаны союзом «а», и составьте их схемы.
10. Назовите языковые средства связи между предложениями в тексте: 1). Слова-заместители, 2). Лексические повторы, 3). Соответствие видовременных глагольных форм, 4). Анафора, 5). Параллелизм, 6). Противопоставление, 7). Союзы, 8). Последовательность в изложении мыслей, 9). Слова, организующие логические связи.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------