Лингвистический анализ текста как один из приемов обучения русскому языку


Тема. Лингвистический анализ текста как один из приемов обучения русскому языку. 9 класс
( фрагмент урока )Цель: с помощью анализа отрывка художественного произведения рассмотреть содержание и построение текста, его лексические, морфологические и синтаксические особенности, языковое своеобразие и выразительность, чтобы глубже понять человеческую и литературную сущность автора, обобщить знания о языке, получить интеллектуальное наслаждение, укрепить интерес к общенародному богатству – языку.
Ход урока
1. Чтение отрывка учителем.(отрывок из произведения А.С. Пушкина « Станционный
смотритель») Приложение 1.
2. Беседа.
- Из какого произведения отрывок? Кто автор? В каком сборнике помещена повесть? Какие еще повести включены в этот сборник? Какие из них вы прочитали?
- Кто является главным действующим лицом повести « Станционный смотритель» ?- Какую проблему поднимает автор в произведении?
(бесправие, униженность « маленького человека»)
- Каков тип речи отрывка? (повествование)
- Стиль речи отрывка? (художественный)
- В каком значении употреблено слово бедный? (переносное значение – несчастный, жалкий)
- А каково прямое значение слова бедный? (неимущий, имеющий недостаток в чем-либо)
- С помощью каких слов автор передает состояние души человека? (…сердце…ныть, ныть…)
- Слова «ныть, ныть» - однородные? С какой целью автор дважды повторяет это слово?
( для того, чтобы более выразительно подчеркнуть чувство тревоги, охватившее Самсона)
- Как рассматриваются такие сочетания слов? ( как один член предложения)
- А где в этом предложении однородные члены?
- Почему их можно назвать однородными?
- Как эти слова связаны друг с другом? Какой связью? ( сочинительной). Каждое из них подчинено какому слову? Как называется такая связь? (соподчинением)
- Где в предложении вы увидели инверсию?
- Какие слова в отрывке подчеркивают потерю дочери? ( «…Дуни не было…»)
- Частица не почему пишется раздельно в данном случае?
- Где еще вы встречаете в отрывке правописание не со словами? Объясните правописание.
- Какова роль частицы ни в этом предложении? Докажите, что нужно писать ни.
( повторяющиеся ни, ни можно заменить сочетанием слов и не …, и не, нет даже и)
- Какое устойчивое сочетание слов использует автор, чтобы подчеркнуть состояние Самсона Вырина, после посещения церкви? (фразеологизм «…ни жив ни мертв…»)
- Объясните лексическое значение этого фразеологизма. ( сильно испуган, в состоянии такого страха, ужаса, что не может произнести ни слова, не пошевелиться)
- Какое место занимает устойчивое сочетание слов в предложении?
( является одним членом предложения)
- Какое оправдание пытается найти смотритель Дуне? («…по ветрености молодых лет…»)
- В слове ветреный почему писать надо –н-?
- А когда в этом слове надо писать две буквы –нн- ?
- Найдите в тексте слово, где можно применить правило –н -, - нн -?
(прилагательное убийственный)
- Когда в прилагательных пишем –нн- ?
- Как передает автор состояние души Самсона, когда он не встретил Дуню в церкви?
( слово «… насилу …» )– Какой частью речи является слово «… насилу…»? (производное наречие)
- Чем является в предложении? (входит в состав составного глагольного сказуемого)
- Где еще встречается в тексте наречие? (« Наконец…»)
- Каково композиционное строение текста? (композиция стройная, последовательная)
- Отрывок можно разделить на три части:
1. Тревога Самсона о том, что Дуня долго не возвращалась.
2. Смотритель, гонимый страшным предчувствием идет сам к церкви.
3. Получает убийственное известие.
- В какой части отрывка находится кульминация?
- Что усиливает трагедию Самсона? ( «приехал…хмелен, с убийственным известием…») ; убийственное известие – смертоносное (синоним)
- Сопоставьте два сложных предложения:
1. Дьячок отвечал, что не бывала. (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным)
2. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным; придаточное присоединяется при помощи частицы ли, выступающей в значении союза)
- Найдите предложение с придаточным определительным, определите границы главного и придаточного.- Найдите предложение, где есть двоеточие.
- Определите лексическое значение слов паперть, алтарь, дьячок.
- Найдите слова в тексте, которые являются устаревшими, как называются такие слова? (смотритель, гусар, ямщик)
- Составьте схему предложения. ( Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом.)
- Какие разделы русской лингвистики можно отметить в тексте? Что повторили?
(лексика, фразеология, морфология, синтаксис, орфография, стилистика)
- Каков основной словарный массив в тексте? ( глаголы, существительные)
Вывод:
Несмотря на то, что повесть написана в 1830 году, то есть 186 лет назад, здесь нет непонятных нам слов и выражений. Язык отрывка произведения прост и чист. Нет отступлений от современной акцентологии. (Рассматривается в связи с Новозаветной Притчей « О блудном сыне».)
Приложение 1.
Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошел в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились еще в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошел домой ни жив ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крестная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил ее. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».