Метод проектов на уроке в начальной школе – одна из форм деятельностного подхода.

Метод проектов на уроке в начальной школе – одна из форм деятельностного подхода.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.
Одной из  форм системно – деятельностного подхода является организация  проектного поиска в обучении как критерий формирования личностных компетенций обучающихся. Каждый должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, ориентироваться в информационном пространстве, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формирование проектно - исследовательских умений обучающихся сегодня рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий, направленных на развитие личностных компетенций учеников.
Уже в начальной школе ученик учится находить, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. Работая над проектом,  обучающийся проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.  
В процессе работы с различной информацией обучающиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
 Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей.
Классификация проектов
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Существуют различные классификации проектов.
По  доминирующей  деятельности различают следующие виды проектов
-   Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. 
- Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучающихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
- Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации. Участники выбирают себе определённые роли. Результаты таких проектов часто вырисовываются только к моменту завершения действия.
- Информационные проекты  направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
 - Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
  По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
* Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
 * Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Правила успешности работы над проектом:
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
В отличие от традиционного обучения :
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Главная педагогическая цель любого проекта формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
В соответствии с поставленной проблемой и целью учитель  определяет следующие задачи:
изучить теоретические основы новой технологии;
выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
ознакомить обучающихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов  в урочной и  внеурочной работе;
организовать групповую работу обучающихся по модели полного усвоения знаний с учётом интеллектуальных способностей и интересов учащихся;
  способствовать формированию навыков выдвижения гипотез, поиска решения проблем, выдвижение  аргументов через выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке успешных проектов;
 развивать творческие способности, воображение, фантазию;
исследовать результативность применения метода проектов, через внеурочную деятельность.
Предполагаемые результаты:
Расширение кругозора обучающихся в интересующих их областях знаний;
Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;
Умение планировать работу над проектами;
Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.
В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
 1.Рефлексивные умения:
 умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
 умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
 умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
 умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
 умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
 умение находить несколько вариантов решения проблемы;
 умение выдвигать гипотезы;
 умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
 умение коллективного планирования;
 умение взаимодействовать с любым партнером;
 умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
 навыки делового партнерского общения;
 умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
 умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
 умение вести дискуссию;
 умение отстаивать свою точку зрения;
 умение находить компромисс;
 навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
 навыки монологической речи;
 умение уверенно держать себя во время выступления;
 артистические умения;
 умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
 умение отвечать на незапланированные вопросы.
Этапы работы над проектом
Предварительная подготовка учителя:  (подготовительный этап)
Определить тему проекта.
Продумать ключевые понятия темы.
Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
Представить возможные итоговые работы.
Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
 Первый этап. (Проектировочный)
Сообщается изучаемая тема, и предлагается обучающимся назвать основные вопросы по этой теме
Вопросы выносятся на доску.
Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
Знакомство класса  с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру;
Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели, макет).
Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
Второй этап. (Практический)
       Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.
 Заключительный этап.
Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
Оглашается последовательность выступлений групп.
После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.
 Памятка начинающему исследователю
1.   Выбери тему исследования
2.   Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
3.   Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
4.   Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
5.   Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
6.   Сделай выводы.
7.   Оформи результаты своей работы.
8.   Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Характеристики успешных проектов
Обучающиеся находятся в центре образовательного процесса.  Проекты дают возможность обучающимся строить свою учебную деятельность в соответствии с их интересами и увлечениями. Обучающиеся активно участвуют в работе над проектом, т.к. они учатся через поиск, рассматривают различные варианты решения задач проекта.
 Работа над проектом соответствует образовательным стандартам и программе обучения.
При разработке проекта за основу принимают центральные понятия учебной программы, соответствующей местным или национальным образовательным стандартам. Проект имеет четкие цели, определяющие планируемые результаты обучения.
Проекты управляются основополагающими вопросами.
Проекты помогают обучающимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в основополагающем вопросе, вопросах учебной темы, частных вопросах. Эта триада помогает учащимся погрузиться в сложные проблемы реального мира и исследовать их.
Проекты включают в себя разнообразные виды оценки.  Задачи, стоящие перед обучающимся на каждом этапе проекта, четко сформулированы. Обучающиеся имеют доступ к руководствам по выполнению заданий и знают, что от них требуется. В рамках проекта есть возможность рефлексии и обратной связи.
Проекты имеют связь с реальным миром. 
Темы проектов связаны с жизнью обучающихся и миром за пределами класса. Это означает, что обучающиеся исследуют реальные проблемы и могут представить свои результаты реальной аудитории, пользоваться ресурсами сообщества, консультироваться с экспертами в рамках своей темы исследования и общаться с использованием ИКТ.
Обучающиеся представляют свои достижения через конечный продукт исследования.  Проекты обычно заканчиваются тем, что обучающиеся демонстрируют свои знания через конечные продукты исследования или презентации. Конечные продукты исследования дают обучающимся возможность самовыражением и осознания самостоятельности учебной деятельности.
Для работы над проектом необходимы мыслительные умения высокого уровня.
Работа над проектом способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.
Применение целого спектра образовательных стратегий гарантирует возможность вовлечения каждого ученика в деятельность по реализации проекта. Обучение может включать различные виды групповой работы, деятельность, обеспечивающую обратную связь с учителем и одноклассниками.
  Проекты в младших классах - это трудно! Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки  это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных обучающимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект. Ученик, который сделал свой первый проект в первом классе и продолжал работу во втором, третьем к четвертому классу уже вполне имеет практические навыки этой деятельности и может сделать достойную проектную работу.
Многие проектные работы носят коллективный характер (например, сбор материала о зимующих птицах Югры, о диких и домашних животных), тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
 В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение мини – исследований. Например: на уроках  окружающего мира  были выполнены учебные  проекты «Моя семья», «Мой домашний любимец». В ходе выполнения проектов младшие школьники с помощью взрослых учились:
- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;
- интервьюировать членов семьи и одноклассников;
- составлять устный рассказ;
- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).  Во всей полноте и красоте на уроке был обозначен информационный отдел проекта, состоялась частичная презентация проекта, каждый выступил со своим сообщением, так как любой исследовательский проект должен быть защищён. 
 При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, руководствуюсь способностями обучающихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах – вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой – требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта)..
Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом предоставить обучающимся  возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.  Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители.  
Помимо групповых проектов дети делали индивидуальные проекты, темы которых выбирали самостоятельно или с помощью родителей.
Наиболее удачные проекты представляются на школьном фестивале исследовательских и проектных работ. Победители и призеры фестиваля участвуют в городском конкурсе проектных работ младших школьников «Грани познания» и межрегиональном конкурсе «Открытие мира».
Заключение
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Это и задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия обучающихся с учителем и обучающихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Проектная   деятельность  обучающимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.
Заголовок 215