Метод проектов, как одна из форм проведения уроков информатики


Метод проектов, как одна из форм проведения уроков информатикиВ современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой.
Ученик должен хорошо понимать, что компьютер – это инструмент интеллектуального труда.
При общении с компьютером объединение профессионального труда школьников с основным учебным процессом достигается наиболее естественным путем, а доступные сегодня разновидности информационных технологий находят прямое применение в школьном учебном процессе.
«Всё новое – это хорошо забытое старое»
Многое из «забытого старого» мы теперь открываем заново. При этом некоторые старые теоретические разработки и методические находки не потеряли своей актуальности и могут быть использованы в практике современного образования.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Для того чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
«Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
Пример: Представьте себе ребенка, который сделал электронный фотоальбом. Если он вложил душу в свою работу, работал охотно, с любовью, самостоятельно сделал выборку фотографий и придумал макет альбома, самостоятельно отсканировал все фотографии и т.д., то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова.
Для меня наиболее приемлема технология педагогического управления развитием исследовательских способностей учащихся, разработанная кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии развития МПГУ, Обуховым Алексеем Сергеевичем.
Согласно которой, для достижения целей:
используя материально-техническую базу и возможности оптимального сочетания учебной, внеучебной и индивидуальной работы школы на основе общего, дополнительного и индивидуального содержания образования, осуществлять личностно-ориентированный деятельностный подход к проблеме;
мотивируя педагогов и учащихся, способствовать эффективному педагогическому управлению развитием исследовательских способностей;
- используя разработанные критерии эффективности, планово осуществлять мониторинг педагогического управления развитием исследовательских способностей учащихся, проводить коррекцию работы в необходимых случаях.
Основные идеи технологии:
развитие исследовательских способностей учащихся в условиях школьного образования возможно при оптимальном сочетании основного, дополнительного и индивидуального образования;
- управленческое содействие направлено на опережающую подготовку кадров, ресурсное обеспечение созданной технологии развития исследовательских способностей, мотивированное саморазвитие исследовательских способностей самих учащихся;
- поскольку развитие способностей детей носит социально-деятельностный характер, то школа тем самым готовит ученика к успешному обучению в ВУЗе и формирует основы научно-исследовательской деятельности.
Особенности методики развития исследовательских способностей учащихся во время уроков должны сочетаться с методиками и технологиями по конкретному учебному предмету.
Основная мотивация — нравственно-волевая и исследовательская.
Позиция учителя — деловой партнёр, старший товарищ, знающий и помогающий найти более высокую истину, или товарищ в совместном поиске истины.
Позиция ученика — свобода выбора, самоопределение.
Сверхзадача учителя и ученика — совместное определение целей и задач, программ, содержания образования и сроков его освоения.
Поскольку данная технология охватывает учебную и внеучебную деятельность, то формами организации процесса развития могут быть все известные виды уроков, консультации, мастерские, деловые встречи, дискуссии, эксперимент, интеллектуальные турниры и марафоны, конференции, защиты проектов и т.п.