Статья на тему : «Использование динамических презентаций на уроке английского языка как средство формирования ИКТ-компетенции в рамках реализации ФГОС ООО».


Статья на тему : «Использование динамических презентаций на уроке английского языка как средство формирования ИКТ-компетенции в рамках реализации ФГОС ООО».
Автор: Букреева Анастасия Олеговна, учитель английского языка
Место работы: МАОУ «СОШ №12» г.Соликамск
В соответствии со стратегией развития информационного общества Российской Федерации, информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.(1) Одним из ключевых моментов во ФГОС указано формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетенции), а также развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами (2). Одной из технологий, позволяющей развить данное умение, являются динамические презентации.
Что такое динамическая презентация и в чем ее отличие от обычной презентации. Презентация (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Современная презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления. (3) Привычными и наиболее часто используемыми в учебном процессе были и остаются презентации, созданные при помощи программы Microsoft PowerPoint ©. Основу данных презентаций составляет переход от слайда к слайду, тогда как ключевыми в динамических презентациях являются понятия: а) динамичность (состояние движения, действия, развития),
б) многомерность (отображение данных в виде многомерной графики),
в) интерактивность (возможность управления данными в реальном времени).
Программ для создания подобных презентаций существует несколько: SWAY ©, PREZI ©, SPARKOL ©, PROJEQT ©, VisoMetrica ©. Одним из преимуществ многомерных динамических презентаций, является возможность использования многомерных карт. Они позволяют размещать информацию по территориальному принципу. Карты обладают возможностями прокрутки влево-вправо или вниз-вверх, а также масштабирования и налёта на выбранный регион для более детального просмотра данных. (4)
Использование динамических презентаций на уроке английского языка может являться эффективным средством формирования ИКТ-компетентности. ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.
Формирование и развитие ИКТ - компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.Элементами образовательной ИКТ - компетентности являются:
1. Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам (проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми.
2. Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка.
3. Создание письменных текстов.
4. Создание графических объектов.
5. Создание музыкальных и звуковых объектов
6. Создание сообщений (гипермедиа)
7. Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
8. Коммуникация и социальное взаимодействие
9. Поиск информации, организация хранения информации, анализ информации, математическая обработка данных
10. Моделирование и проектирование.
Очевидно, что создание и использование динамических презентаций включает в себя все элементы ИКТ-компетентности и формирует ее, если для этого есть достаточная база: а) учитель, который применяет данные презентации для предоставления учебного материала; б) учитель, способный обучить учащихся самостоятельно создавать подобные презентации; в) мотивация учащихся использовать и создавать данный вид презентаций.
Таким образом, можно выделить несколько причин использовать динамические презентации на уроке иностранного языка– это:
1) Способ эффективно осуществлять обучение английскому языку в рамках ФГОС ООО;
2) Возможность эффективно формировать ИКТ-компетентность у учащихся.
3) Совершенно новый, динамичный, яркий продукт, который привлекает к себе внимание даже тех учащихся, которые имеют низкий уровень мотивации к ИЯ;
4) 3D эффекты, которые в последнее время настолько прочно укоренились в сознании современных детей, что им удалось беспрепятственно отодвинуть на второй план обычные форматы.