Проектная деятельность как средство реализации коммуникативной компетенции на уроках математике

Проектная деятельность как средство реализации коммуникативной компетенции на уроках математике
Автор: Копцева Елена Алексеевна
преподаватель математики ОБПОУ «Железногорский ПК»

Одной из приоритетных компетенций урока математики является коммуникативная компетенция. Формы, методы и приемы учебной деятельности, реализующие коммуникативную компетенцию, должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Эффективным средством для достижения этой цели является технология проекта.
На своих уроках математики использую метод проектов в изучении материала.
Проектный подход – это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно.
Многие из этих способностей необходимы сегодняшним работодателям и формируют профессиональные компетенции, например: способность продуктивно работать в командах, принимать осмысленные решения, брать инициативу в свои руки, решать сложные проблемы.
А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Основными целями проекта как педагогической технологии являются:
-научить студентов самостоятельно достигать намеченные цели;
-научить студентов предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути к достижению цели;
- сформировать у студентов умение работать с информацией (поиск источников; технология работы с информацией);
-сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, плакат, творческая поделка и т. д.
Студенты колледжа уже включают абстрактное мышление, в которое входит анализ, оценка и осмысление задач и проблем, могут размышлять логически и систематически проверять гипотезы для решения задачи.
Новые стандарты ФГОС включают в себя не только требования к знаниям, но и к уровню воспитанности, развития личности, а также к условиям образования.
Глобальная цель образования состоит в том, чтобы лучше понимать жизнь, уметь ориентироваться в современном обществе, быть способным найти своё место в нём в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. И потому главную свою преподавательскую, а вообще и человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью.
А вот вызвать и поддержать такое желание  у студента – это для меня задача трудная и интересная. Она не имеет однозначного решения, и в каждой новой группе её приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы. В перечне зафиксированных стандартом умений содержится требование к формированию умений использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических.
Обращение к проектам возможно на различных типах занятий: актуализации знаний, совершенствовании знаний, умений и навыков, обобщении и систематизации знаний. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую) и может быть краткосрочным или продолжительным (от нескольких недель до нескольких месяцев). В своей практике я использую в основном краткосрочные проекты, помогающие охватить проектной деятельностью большую часть студентов. Право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать со сверстниками позволяет студентам повысить мотивацию к изучению математики.
Проектная деятельность на уроках математики позволяет формировать такие коммуникативные УУД, как планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Используемая литература:
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2009
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е.С.Полат – М., 2010 
3.Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.: Центр педагогического образования, 2008.
4.Чернобай Е.В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 1. С. 1114.(ISSN 1998-1740.)
Интернет-источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15