Семинар – практикум для педагогов «Преемственность педагогов ДО в коррекционно-педагогической поддержке дошкольников с ограниченными возможностями»


Семинар – практикум для педагогов «Преемственность педагогов ДО в коррекционно-педагогической поддержке дошкольников с ограниченными возможностями»
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной и учебно-методической работы педагогами ДОв коррекционно-педагогической поддержке дошкольников с ОВ.
Инклюзивное обучение и воспитание в детском саду с направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.
Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. Только в тесном сотрудничестве всего педагогического коллектива вырабатывается единая политика воспитания, обучения и коррекционной работы с детьми.
Инклюзия, это процесс, требующий индивидуального подхода к каждой конкретной группе детей
Инклюзия - процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) - один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе, могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВ.
При инклюзивном подходе система образования проходит цикл преобразований и приобретает возможность адаптироваться к особым образовательным потребностям воспитанников.
Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВ в единое образовательное пространство занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Принцип индивидуального подхода предполагает индивидуальные программы развития ребенка у дефектолога, которые построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка является важным условием успешности инклюзивного образования. Это обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.
Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным.
То же может произойти с родителями детей с ОВ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды. Наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания. И способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Принцип модульной организации образовательных программ:
Программа проведения занятий с детьми предполагает включение в базовую программу воспитания и обучения программы для детей с ОВ.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.
Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход
Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса
На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения ребенка.
Педагоги в инклюзивных группах, в рамках единого временного отрезка варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При этом детям с ОВ уделяется немного больше внимания, т.к. для них характерно:
плохая координация движений,
медленное усвоение материала,
достаточно быстрая утомляемость,
неустойчивость внимания,
трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.
Специалисты, работающие в группе, регулярно могут использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.
Например:
музыкальный руководитель проводит ритмику;
инструктор физкультуре -корригирующую гимнастику;
психолог – психогимнастики;
дефектолог - дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, точечный массаж.
Организация отношений между участниками строится на взаимодействии и преемственности,
Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:
-Знают теорию развития детей, владеют разнообразными методами обучения и воспитания.
-Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой группе детского сада и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
-Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.
-Способствуют развитию положительной самооценки детей.
-Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.
-Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.
-Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями.
-Сообщают семьям о достижениях их детей (например, в письмах, по телефону, в соц сетях и т.п.).
-Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии собственным темпом развития каждого ребенка. Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.
-Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.
-Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.
- Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий.
- Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.
-Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи.
-Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.
-Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.
-Ясно формулируют свои ожидания от детей.
-Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства.
-Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.
-Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты.
-Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.
-Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по...»).
-Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п.
-Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).
-Демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях.
-Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей
Модель взаимодействия участников образовательного процесса- это создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с ОВ через взаимодействие всех участниками образовательного процесса.
Задачи взаимодействия участников образовательного процесса заключаются в следующем:
1. Оказывать ребенку комплексную помощь в образовательном процессе на получение доступного обучения с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
2. Повысить потенциальную возможность ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы.
3. Развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей по оказанию комплексной помощи ребенку посредством психологической коммуникации
Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,
1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
 3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
4.Эффективно работают, как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).
5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить, как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.

Для реализации целей инклюзии работают специалисты разного профиля. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить определённые схемы организации взаимодействия специалистов.
Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.
В идеальном варианте в инклюзивной группе могут работать 2 педагога. Это поможет повысить эффективность учебной деятельности для всех участников педагогического процесса.
Принципы создания комплексной помощи:
- повысить уровень образовательного благополучия детей с ОВ и их семей
- обеспечивать и развивать интегративные связи между всеми специалистами, реализовать в образовательном процессе эффективные и здоровьесберегающие технологии
- обеспечить “разгрузку” образовательного процесса, оказывая комплексную помощь детям в ДО.
Технология комплексной помощи создаёт возможность для вхождения ребенка с ОВ в социум через участие в разных формах и видах активности, тем самым, педагоги вместе обеспечивают сохранность здоровья и развития воспитанников в единстве психологического и физического аспектов.
Этапы системы комплексной помощи:
1. Социально-педагогическая поддержка к сопровождению (первый круг помощи: воспитатель - родитель)
2. Интегративная специализированная помощь (педагог-психолог, фельдшер, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители)
3. Консультирование (специализированные службы помощи в ДО, ПМПК в ДО)
Подлинное инклюзивное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений участников образ процесса. Для всех детей достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни ребёнка.
В детском инклюзивном сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с ОВ и к типично развивающимся детям. Ценность ребёнка не зависит от его способностей и достижений. Каждый ребёнок способен чувствовать и думать. Каждый ребёнок имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Дети нуждаются друг в друге.
Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Сотрудничество педагогов ДО в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создаёт основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.