ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА


Способы выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Согласно ФГОС целью обучения  является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, 
 Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций. Всё обучение опирается на познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение…Поэтому, «чтобы учить, надо знать ребёнка во всех отношениях».2012 год у меня первый класс. Провожу первичную диагностику с целью определения уровня развития школьной зрелости тест Керна-Иерасека.
ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ КЕРНА-ЙЕРАСЕКА, СОСТОИТ ИЗ 3-Х ЗАДАНИЙ.
Определение школьной зрелости. 
Существуют различные методы определения школьной зрелости. Для знакомства с ребенком наиболее удобно, на мой взгляд, использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, поскольку он имеет нормативы, требует для своего проведения немного времени и применяется для обследования 6-7 летних детей. Тест состоит из трех заданий. Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1-высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11-как среднее, от 12 до 15 - как ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать. Но вместе с тем следует иметь в виду, что без дальнейшего обследования указанную группу детей нельзя относить к слаборазвитым, характеризующимся школьной незрелостью, поскольку удовлетворительный результат ориентационного теста является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости, но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой школьной успеваемости.Тест Керна-Иирасека 
Первое задание –
рисование мужской фигуры по памяти , 
второе –
срисовывание письменных букв, 
третье –
срисовывание группы точек.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе 
(1высший балл; 5низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям.
Развитие детей, получившим в сумме по 3-м заданиям:
- от 3-х до 6-ти баллов, рассматриваются как выше среднего
- от7-и до 11-ти баллов, как средний уровень
- от12-ти до 15-ти баллов – ниже нормы.
Детей, получивших 12 - 15 баллов,
Обращаю внимание на детей, которые показали уровень выше среднего.
№ ФИО письмо точки Рисунок М\Фигуры Сумма баллов Уровень
1 Андриевский Саша 4 4 3 11 Низ
2 Васильев Дима 3 4 5 12 Низ
3 Знайденко Маша 2 3 2 7 сред
4 Зубакина Вера 2 3 2 7 сред
5 Ковалёва Виктория 1 2 2 5 В/сред
6 Козик Анна 2 2 2 6 Сред.
7 Лазебный М 3 4 5 12 Низ
8 Резников Егор 2 2 2 6 В/сред
9 Семилуцкая Ксения 4 3 3 10 Н/Сред
10 Костромина Людмила 2 3 2 10 Сред
11 Шляхова Юлия 2 2 3 7 сред

Таблица 1
Методика «Какой я?»
Ф.И.О. ребенка ___________________________дата рожд._______________Дата заполнения:_______________________Заполнил:_______________________
№ Оцениваемые качества личности Оценка по вербальной шкале
Да нет Иногда не знаю
1 Хороший
2 Добрый
3 Умный
4 Аккуратный
5 Послушный
6 Внимательный
7 Вежливый
8 Умелый (способный)
9 Трудолюбивый
10 Честный
Оценка результатов
Да – 1 балл; нет – 0 баллов; не знаю, иногда – 0,5 балов.10 баллов – очень высокий8-9 баллов – высокий4-7 баллоа – средний2-3 балла – низкий0-1 балл – очень низкийИсследование познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия)Для диагностики воображения использовалась методика «Узнай, кто это». Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
Для диагностики восприятия использовалась методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. Для диагностики слуховой механической памяти использовалась методика «10 слов». Необходимо после прочтения слов назвать те, которые запомнились. Для диагностики зрительной памяти и внимания – раскладывание цветных картинок. 
Методика «Что здесь лишнее?» Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Необходимо внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.«Беседа о школе» (отношение к школе, позиция ребёнка)Диагностика адаптации к первому классу ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов остаются актуальной и чрезвычайно важной проблемой.При диагностике этого явления психолог прежде всего сталкивается с различными формами неадекватной психологической защиты. Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них — «Школа зверей». Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности.Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.Оборудование. Бумага, цветные карандаши.Все проведённые диагностики фиксируются в протоколе диагностического обследования и журнале регистрации диагностики. После проведения диагностической работы с первоклассниками, составляется карта на каждого учащегося. В которой отражаются все данные о ребёнке и о его уровне развития.  В октябре участвую в проведении собрания для родителей первоклассников «Психологические особенности периода адаптации: от дошкольника к школьнику». А также знакомлю с общими результатами диагностик
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
2013год
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
художественная деятельность (3-й столбец);
физкультура и спорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
труд по самообслуживанию (7-й столбец)
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец);
академическая (3-й столбец);
художественно-изобразительная (4-й столбец);
музыкальная (5-й столбец);
литературная (6-й столбец);
артистическая (7-й столбец);
техническая (8-й столбец);
лидерская (9-й столбец);
спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется общением со сверстниками.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-либо инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
Любит игры-драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Родительское исследование
(заполняют родители)
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
Он очень любит рисовать (Да / нет)
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п ФИО Год рождения Домашний адрес Класс Виды одаренности Участие в олимпиадах и конкурсах.
Результативность
Портфолио учащихся
Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.
Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио
Ф.И.О. ,
ученика (цы) ____ класса «___» МБОУ «Ташеланская СОШ –и»
Тайна моего имени: Карта моих интересов
Знак зодиака: Я родился (родилась) в год: Я занимаюсь в кружках, секциях: Мои любимые занятия, увлечения: Участие в конкурсах Участие в концертах Участие в олимпиадах
Участие в общественной жизни школы и класса Мои добрые и полезные дела Награды и достижения
Карта моих интересов
№ п/п Вопросы Ответ
(да / нет)
1 Есть ли у тебя друзья? 2 Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? 3 Тебе нравятся уроки математики? 4 А русского языка? 5 Чтение книг – твое любимое занятие? 6 Нравится ли тебе получать хорошие отметки? 7 Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? 8 С радостью ли ты ходишь в школу? 9 Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? 10 Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? 11 Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? 12 Тебе нравится решать математические задачи? 13 Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? 14 Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? 15 Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? 16 Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? 17 Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? 18 Ты подкармливаешь животных зимой? 19 Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? 20 Ты любишь рисовать? 21 Ты любишь узнавать новое о великих художниках? 22 Ты посещаешь кружки? 23 А спортивные секции? 24 Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? 25 Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? 26 Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? 27 Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? 28 Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? 29 Есть ли у тебя домашние обязанности? 30 С удовольствием ли ты выполняешь их? Заполняются листы по параметрам
пример
Класс__________________________
Учебный год______________________
Учитель______________________________________

Параметры
одаренности Интеллектуальная одаренность
Фамилия, имя ребенка
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать
абстрактными понятиями.
Проявляет большой интерес и исключителыные способности к
классификации. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между
причиной и следствием.
4. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
5. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
6. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
7. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Итого: (Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности. Например: 3+, 2-).Методика экспертных оценок
по определению одаренных детей (Лосева А.А.)
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Необходимо дать оценку по 10 сферам, в которых ребенок может проявлять свои таланты. Это интеллектуальная сфера, сфера академических достижений, творчество, литературные сферы, артистическая, музыкальная, техническая двигательная сфера, сфера художественных достижений, общение и лидерство.
На каждого ученика было собрано по 3-4 диагностические анкеты (приложение 1 Затем составляется индивидуальная карточка на каждого ребенка с выделением его самых высоких результатов (пример 1).
Пример 1. Результаты диагностики 1 этапа. Методика Лосевой А.А.
Индивидуальная карточка
0000
Ковалёва Виктория 8 лет

№ Сфера деятельности Общий балл
(по 5-тибальной системе)
1 Интеллектуальная сфера 4.
2 Сфера академических достижений 4.4
3 Творчество 4.8
4 Литературные сферы 3.9
5 Артистическая сфера 4.6
6 Музыкальная сфера 4.3
7 Техническая сфера 2.7
8 Двигательная сфера 3.9
9 Сфера художественных достижений 4.1
10 Общение и лидерство 4.5
В первом классе для выявления интереса к предметам провожу диагностику учебной мотивации учащихся, используя методику «Настроение» (таблица) 2012 г
Таблица
Выявление учебной мотивации учащихся (в %)
мотивация
предмет высокая средняя низкая
Математика 33% 47% 19%
Русский язык 14% 47% 38%
Литературное чтение 57% 23% 19%
Окружающий мир 61% 23% 14%
Технология 71% 19% 9%
ИЗО 33% 47% 19%
Физкультура 57% 23% 19%
Музыка 71% 28% 0%
Диагностическая методика «Настроение» позволила увидеть отношение учащихся к изучению отдельных предметов. Из данных таблицы видно, что учащихся в первом классе больше всего привлекали такие предметы, как: музыка, технология, окружающий мир, литературное чтение, физкультура. По отношению к отдельным предметам строилась учебная работа в классе. Часть детей привлекалась к творческим делам, некоторые учащиеся были помощниками в спортивных мероприятиях, а были и учащиеся, которые очень активно работали по направлению изучения и сохранения окружающего мира.
Во втором классе использую диагностическую методику «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов. (диаграмма)
Диаграмма
Выявление предпочтения к предмету (в %)
2013 -2014 уч. г.:.
Из данной диаграммы видно, что предпочтение учащиеся отдают таким предметам, как: литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физкультура. По полученным данным была построена дальнейшая работа по привлечению учащихся к разным видам деятельности в учебно-воспитательном процессе: участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах.
Для оценивания уровня психологического состояния класса и выявления уровня учебной мотивации каждого ребёнка, совместно с В. А. Жамсарановой, школьным психологом проводилось психолого-педагогическое диагностирование учащихся по методике Н.Г. Лускановой. В результате выявлено - большинство учащихся класса (90%) имеют высокий уровень учебной мотивации, легко адаптируются к новым требованиям, испытывают положительное отношение к обучению.
Уровень мотивации к изучению предмета (деятельности по направлению)

Мониторинг уровня учебной мотивации. (2012 -2016г)
Уровень мотивации 2 класс
2013-2014 год 3 класс
2014-2015 год 4 класс
2015-2016 год
25-30 баллов
высокий уровень 68% 60.8% 70.8%
20-24 балла
выше среднего 23.5% 34.8% 29.2%
15-19 баллов ссредний 4.3% 4.4% 0%
10-14 баллов
ниже среднего 4.3% 0% 0%
10 и ниже баллов
низкий 0% 0% 0%
Результаты диагностик показывают, что у обучающихся в основном преобладает высокий или выше среднего уровень учебной мотивации, что свидетельствует о доступности изучения предметов и успешности организации учебной деятельности. Прослеживается рост мотивации к изучению учебных предметов.
В 2016 -2017 учебном году диагностическая методика «Ромашка» была проведена в 1 классе во второй четверти. Учащиеся данного набора отличаются от прошлого набора детей.
Результаты диагностики отражены в диаграмме 6.
Диаграмма
Выявление предпочтения к предмету (в % )
Из данной диаграммы видно, что уровень заинтересованности учащихся учебными предметами довольно высок, мотивация к школьному обучению – высокая.
В третьем и четвёртом классах с целью выявления степени значимости того или иного учебного предмета провожу диагностическую методику «Ранжирование учебных дисциплин» Предпочтение и значимость предмета у учащихся, в основном, остаётся на прежнем уровне. Этот выбор даёт возможность заниматься детям своим любимым делом.
Учащиеся являются активными участниками школьных предметных недель, конкурсов, спортивных и творческих мероприятий, исследовательских проектов.

Мотивация учащихся 1 класса 2016-2017
Результаты уровня мотивации (анкетирование детей и родителей).первого класса.

Уровни школьной мотивации
% учащихся
1 Высокая школьная мотивация
52%
2 Хорошая школьная мотивация
25%
3 Положительное отношение к школе
20%
4 Низкая школьная мотивация
3%
Результат: среди первоклассников наблюдается 3% детей с низкой школьной мотивацией. В основном это дети из неблагополучных семей. Эти дети нуждаются в особом внимании, психологической помощи и коррекционнной работе:
1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе
2.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
3.Предложения учащимся примерного плана ответа
4.Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления
5.Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
6.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа
7.Более подробное объяснение последовательности выполнения задания
8.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий
Результаты мониторинга
сформированности универсальных учебных действий учащимися1 класса по итогам 1 полугодия 2016-2017 учебного года
Универсальные учебные действия (УУД) в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы.
С целью определения уровня сформированности универсальных учебных действий учащимися 1 класса в декабре 2016 года была проведена контрольная диагностика.

Методы исследования:
- Проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем и будущем» (по Колмогоровой Л. С.).
Цели: выявление:
внутреннего благополучия,
представлений о себе во временной перспективе,
самоотношения, самоценности,
наличия трудностей в контакте с окружающими,
внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта,
адекватной возрастной и половой идентификации.
- Методика «Палочки и черточки» (Ульенкова У. В.).
Цель: определение уровня сформированности саморугуляции в интеллектуальной деятельности.
Оцениваемые УУД:
логические;
регулятивные УУД планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель) и контроля.
- Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.
Оцениваемые УУД: логические.
- Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже).
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).
Анализ полученных данных
Методика «Проективный рисунок»

СамоценностьАдекватная 87 %
Низкая 13 %
Контакты
Легкость в установлении контактов 80 %
Трудность в установлении контактов 20 %
Комфорт
Высокая тревожность 0 %
Умеренная тревожность 100 %
Половая идентификация
Адекватная идентификация 97 %
Неадекватная идентификация 3 %
Возрастная идентификация
Адекватная идентификация 95 %
Неадекватная идентификация 5 %
Методика «Выделение существенных признаков»
-30226057150
Методика «Палочки и черточки»
Методика «Братья и сестры»

Вывод:
Результаты проведенных диагностических процедур отражают хороший уровень психологической готовности младших школьников к обучению:
У большинства учащихся сформирована учебная мотивация, связанная с пониманием и принятием необходимости учебной деятельности;
Практически у всех учащихся (90%) сформированы коммуникативные умения, что является необходимым фактором при классно-урочном обучении;
Познавательные умения так же сформированы у большинства учащихся (90%), что свидетельствует о высокой заинтересованности учащихся к процессу познавания нового, а значит способствует в дальнейшем качественному усвоению программного материала.
Результативность участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях за 2012 2017 (очные)
Название мероприятия год уровень (Ф. И. О.) результат
Конференция «Первые шаги» 2012 район Матвеев Антон 1 место
Конференция
«Первые шаги» 2012 Республика Матвеев Антон Грамота(призёр)
Конференция
«Первые шаги» 2013 район Козик Анна 1 место
Конференция
«Первые шаги» 2013 республика Спирина Светлана Грамота(призёр)
Конференция
«Первые шаги» 2014 район Ковалёва Виктория 1 место
Конференция
«Первые шаги» 2014 республика Ковалёва Виктория Диплом 3 степени
Конференция
«Первые шаги» 2014 республика Козик Анна Диплом 1 степени
Конференция
«Первые шаги» 2015 район Ковалёва Виктория 2 место
Конференция
«Первые шаги» 2015 республика Козик Анна Диплом 1 место
Конференция
Школа поиска и открытий 2016 район Федотова Мария Диплом 1 место
Олимпиада по литературному чтению 2016 район Ефремова Анна 2 место
Конференция
«Первые шаги» 2016 Район Цыремпилова Адиса1 место
Предметная Олимпиада «Байкальчонок» 2016 Район команда 1 место
«Байкальчонок» 2016 Республика команда 3 место
дистанционные Кириллица 2014 Всероссийский Козик А, Ковалёва В,Шляхова Ю Диплом ы 2 степени
Талант с колыбели 2014 МЕЖДУНАРОДНЫЙ Козик Анна Диплом 2 степени
Талантоха2015 Россия Козик А. Ковалёва ВДипломы 3 место
«Край родной, родимый край 2015 РОССИЯ Ковалёва Вика Диплом 2 степени
Олимпиада «Русский с Пушкиным» 2016 Россия Енина Анастасия, Емельянова Варвара,Козик Марина, Супникова СДипломы победителей
Директор МБОУ «Ташеланская сош – и» Борисова
lefttop
Мероприятия в школе
lefttop


Республиканская конференция «Первые шаги»


lefttop00«Мы – исследователи»
lefttop

На уроке



Наше творчество