Разработка проекта:Инновации в образовании


Главное управление образования г. Новосибирска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9»
221234038735
Городской конкурс
Инновационных проектов
«Инновации в образовании»
Проектная деятельность на уроках биологии как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС
Новосибирск
2015Полное наименование учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей №9»
Район, юридический адрес индекс 630132 Новосибирская область,
город Новосибирск район Железнодорожный
улица 1905 года_ дом 41
Контактная информация: Телефон: 8_(383 ) 220-36-91; 89139385679
Факс: 8(383)_220-36-91
e-mail: lyceum9@mail.ru;serovata@mail.ruНазвание проекта Проектная деятельность на уроках биологии как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС.
Научный консультант Макарова Ольга Борисовна,
к.п.н., доцент кафедры
зоологии и методики обучения биологии НГПУ
Ф.И.О. руководителя проекта Филимонов Георгий Феликсович,
директор МАОУ «Лицей №9», высшая квалификационная категория, Заслуженный учитель РФ, доцент кафедры управления образованием ФПКиПРО НГПУ.
Ф.И.О. автора проекта Серова Татьяна Александровна,
Учитель биологии МАОУ «Лицей №9», высшая квалификационная категория.

Краткая аннотация проекта
Проект описывает краткую историю возникновения, задачи, методы и основные требования к выполнению проектов, а также реализацию проектов на уроках биологии МАОУ «Лицей №9» и интеллектуальных состязаниях различного уровня.
В условиях ФГОС многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования.
Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.
На основании выявленного противоречия сформулирована следующая проблема исследования: выявление влияния проектной деятельности на формирование творческой активности обучающихся.
Объект исследования: творческая деятельность школьников на уроках биологии и во внеурочное время в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс развития творческой активности учащихся в исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время.
Цель исследования: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
Гипотеза исследования: если создать систему проектной деятельности учащихся, это позволит успешно активизировать познавательную, творческую , поисковую деятельность учащихся.
Методы исследования:
Теоретические: изучение и анализ научно-методической
литературы, прогнозирование, обобщение опыта.
Эмпирические: диагностика, анкетирования.
Математические: сбор и обработка количественных и качественных материалов.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.Провести анализ литературных источников, определить рациональное место проектной деятельности в учебном процессе при преподавании биологии с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме;
2.Разработка системы проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
3.Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности, как способа развития творческой активности учащихся;
4. Выявление образовательного запроса школьников старшего и среднего звена, с целью определения приоритетных направлений проектной деятельности;
5. Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
6. Создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
7. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
8.Апробирование модели образовательных технологий в проектной деятельности учащихся.
Формы организации проектной деятельности в МАОУ «Лицей№9»:
-Коллективная и индивидуальная форма исследовательской деятельности;
-Творческие группы;
-Конференции;
-Экскурсии, походы.
Проект основан и апробирован на базе муниципального автономного образовательного учреждении «Лицей№9». (Приложение №1). Проект реализуется мной как учителем – предметником и классным руководителем 7 «а» класса.
Результатом реализации проекта является внешняя экспертиза : кафедры зоологии методики обучения биологии ИЕСЭН НГПУ
О.Б. Макарова ,к .п .н .,доцент; а также участие в городском конкурсе на получение бюджетного образовательного сертификата и в городском конкурсе инновационных проектов «Инновации в образовании» .

Описание учреждения
Школа №9 – одна из первых школ города Новосибирска, построена в сентябре 1913г. С 1989г. школа №9 включена в состав экспериментальной площадки Железнодорожного района, с 1.09.1991 решением Железнодорожного райисполкома переименовывается в школу – лицей. В 1994 – 1997гг. статус школы подтвержден экспертной комиссией экспериментальной площадки «Сибирь» и лицензионно – аттестационной службой управления образования мэрии г. Новосибирска. В 1997г. школа прошла государственную аккредитацию – школа №9 (с лицейскими классами). В 2001г. по результатам аттестации школа аккредитована в статусе - лицей. В 2006г. пройдена очередная аккредитация ОУ как лицея, присвоен статус областной экспериментальной площадки по теме "Модель интеграции разноуровнего обучения в многопрофильном лицее". В  2007г. лицей стал областной экспериментальной площадкой по теме: «Реализация КПМО в многопрофильном лицее». В 2010г. лицей меняет правовой статус – становится автономным общеобразовательным учреждением. В 2011г. лицей проходит очередную государственную аккредитацию и получает бессрочную лицензию на образовательную деятельность.
Лицей №9 – это многопрофильный и разноуровневый лицей, цель ОУ – обеспечение доступного качества образования. Оно обеспечивается на физико-математическом, естественнонаучном, социально-гуманитарном и информационно-технологическом направлениях. Система лицейских спецкурсов, научных обществ учащихся, творческих коллективов создает возможности для индивидуального развития каждого лицеиста. Научные контакты лицея, инновационная деятельность педагогов, комплексные исследования педагогических проблем, внутришкольная система повышения квалификации учителей обеспечивают высокий уровень мастерства педагогов лицея.

Постановка проблемы
Современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, однако, наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:
*принцип детоцентризма. У ученика имеются возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
*принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.
*принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
*принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
*принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
*принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.
*принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Цель и задачи проекта
Цель: выявление и обоснование педагогических условий и средств развития творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности.
Задачи:
1.Проведение анализа литературных источников, определение рационального места проектной деятельности в учебном процессе при преподавании биологии с целью определения понятий «творчество», «активность», «творческая активность» применительно к исследуемой проблеме;
2.Разработка системы проектной деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;
3.Выделение параметров, позволяющих оценить эффективность проектной деятельности как способа развития творческой активности учащихся;
4. Выявление образовательного запроса школьников старшего и среднего звена, с целью определения приоритетных направлений проектной деятельности;
5. Разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;
6. Создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;
7. Создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
8.Апробация модели образовательных технологий в проектной деятельности учащихся.

Методы и этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1этап: - подготовительный.
Цель: создание предпосылок проектной деятельности на базе МАОУ
«Лицей №9»
Задачи:
1.Стартовая диагностика учащихся и родителей;
2.Обучение учащихся элементам проектной деятельности;
3.Формирование научно-практической базы;
4.Создание материально - технических условий организации проектной деятельности учащихся;
5.Апробирование работ по выполнению проектов;
2этап: - творческий.
Цель: формирование исследовательской среды в ОУ при изучении предметов естественно - математического цикла; межпредметная интеграция проектной деятельности.
Задачи:
1.Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах исследовательской деятельности учащихся;
2.Вовлечение в работу педагогов, преподающих предметы естественно - математического цикла;
3.Расширение форм, уровней и методов представления детских проектов посредством межпредметной интеграции;
4.Совершенствовались методы выполнения.
3этап: - развивающий
Цель: Переход системы проектной деятельности учащихся в режим функционирования.
Задачи:
1.Организация исследовательской деятельности учащихся на уровне ОУ
2.Отработка системы мониторинга уровня готовности учащихся школы к исследовательской деятельности.
3.Мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения биологии в ОУ.
Деятельность по реализации программы:
Этапы Мероприятия
1.Изучение нормативно -правовой базы Сбор первичной информации о направленности интересов учащихся школы в биологии (анкетирование детей и родителей; проведение диагностических работ на уроках биологии; индивидуальные беседы по выявлению детей, проявляющих повышенный интерес к изучению отдельных тем по биологии)
2.Подготовка условий для формирования системы навыков исследовательской деятельности школьников Составление списков учащихся, способных к исследовательской деятельности
3.Вовлечение в активные формы познавательной деятельности
Определение групп и пар учащихся по интересам; детей, изъявивших желание работать индивидуально
4.Формирование познавательного интереса
Определение тем исследования
5.Анализ материально- технических условий для работы с детьми, способными к исследовательской деятельности Составление графика работы в текущем учебном году
6.Выявление и развитие у детей творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности
Экскурсия по родному краю, посещение различных учреждений науки и культуры
7.Определения формы и места представления работ Представление исследовательских работ на НПК в школе, округе, городе; презентация социальных проектов
СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ.
С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.
Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.
Стадии Деятельность
учителя Деятельность учащихся
1. Разработка
проектного
задания 1. 1. Выбор темы проекта Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1. 2. Выделение подтем и тем проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новуюУчитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль)
1. 3. Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1. 4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1. 5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т. д
2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности учащихся Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу
Критерии оценивания проектов учащихся
Формы и методы контроля: защита проектов. Оценку проектов проводят и учащиеся (самооценка), и учитель.
Критерии оценки проекта Содержание критерия оценки Кол-во баллов
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? От 0 до 1
Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? От 0 до 1
Верно ли определил автор актуальность работы? От 0 до 1
Верно ли определены цели, задачи работы? От 0 до 2
Теоретическая и\ или практическая ценность Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. От 0 до 2
Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные теоретические вопросы в определенной научной области От 0 до 2
Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость От 0 до 1
Методы
исследования Целесообразность применяемых методов Соблюдение технологии использования методов Качество содержания проектной работы выводы работы соответствуют поставленным целям 2
оригинальность, неповторимость проекта 2
в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы 1
есть ли исследовательский аспект в работе 2
есть ли у работы перспектива развития 1
Качество продукта проекта
(презентации, сайта,информационного
диска) интересная форма представления, но в рамках делового стиля От 0 до 2
логичность, последовательность слайдов, фотографий и т. д. От 0 до 2
форма материала соответствует задумке 1
текст легко воспринимается, 1
отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. 1
Компетентность участника при защите работы Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов От 0 до 2
Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе От 0 до 2
Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. От 0 до 2
Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. От 0 до 2
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой - то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. От 0 до 2
ИТОГО СУММА БАЛЛОВ МАКСИМУМ 45 БАЛЛОВ
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на:
65-80% - оценка “3”80-90% - оценка “4”-100%-оценка “5” Можно сделать следующий вывод, что предлагаемая структура, поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Рабочий план проекта
Сроки Цели и планируемые результаты Мероприятия Мониторинг достижений
1. Подготовительный этап (апрель 2012 года – сентябрь 2012 года)
Апрель
2012 Определение целей и задач мониторинга исследовательской деятельности учащихся с целью создания проектов. Работа с источниками информации по данной теме. Анкетирование учителей по данной проблеме.
Май
2012 Формирование научно-технической базы. Анкетирование учителей , родителей ,учащихся.
Сентябрь
2012 Обучение учащихся элементам исследовательской деятельности. Обучающий семинар для учащихся группы НОЛ. Создание мониторинга «Формирование и развитие компетентностей у учащихся».
Приложение1Сентябрь-октябрь
2012 Создание материально-технических условий организации исследовательской деятельности обучающихся Заказ лабораторного оборудования для исследовательских работ. Приобретение лабораторного оборудования «Левингук» и готовых микропрепаратов по анатомии, зоологии, ботанике.
2. Творческий этап
Октябрь
2012 Формирование исследовательской среды в ОУ при изучении предметов естественно-математического цикла; межпредметная интергация проектной деятельности. Вовлечение в работу педагогов, преподающих предметы естественно - математического цикла;
Октябрь-ноябрь 2012 Организация и проведение просветительской работы среди учащихся и родителей о целях и задачах исследовательской деятельности учащихся; Составление списков учащихся, способных к исследовательской деятельности;
Предварительный выбор тем исследовательских работ и проектов.
Декабрь
2012 Расширение форм, уровней и методов представления детских проектов посредством межпрежметной интеграции .Разработка социального проекта Защита социального проекта в МАОУ«Лицей№9»
(приложение№3)
Январь
2013 Совершенствовались методы выполнения. Разработка социального проекта с участием актеров театра Глобус Защита социального проекта «Репка» в детском саду «Мишутка» (приложение№4)
3. Развивающий этап
Декабрь-апрель2012-2013 .Организация исследовательской деятельности учащихся на уровне ОУ Участие обучающихся в НПК и проектах ОУ Защита проектов научных работ (информация на сайте лицея https: lyceum9@mail.ru)

Отработка системы мониторинга уровня готовности учащихся школы к исследовательской деятельности. Заявка участи в ботанической интеллектуальной игре Диплом 3 степени
(региональный уровень)
(информация на сайте лицея https: lyceum9@mail.ru)
Апрель
2013 Мониторинг влияния исследовательской деятельности на качество обучения биологии в ОУ. Административное тестирование учащихся на качество обученности биологии в ОУ. Результаты тестирования
(информация на сайте лицея https: lyceum9@mail.ru)
Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:
Главной целью разработанной модели , представленной в данном проекте, является формирование и развитие свободной , организованной ,культурной ,личности ,готовой к свободному самоопределению и дальнейшему самосовершенствованию.
Образование сегодня-главный капитал ,которым располагает человек на рынке труда. Поэтому сегодня , как никогда раньше ,оно является основой развития личности ,гарантией социальной мобильности и устойчивости выпускника школы.
Реализация данного проекта позволит на конкретных примерах своей исследовательской деятельности:
1.Активизировать интерес к знаниям;
2. Развить представления о межпредметных связях;
3. Создать установку на престижность знаний;
4. Развить коммуникативную направленность;
5. Развить научное мышление;
6. Развить творческий подхода к собственной исследовательской деятельности.
Реализация данного проекта позволит значительно повысить качество как образования ,так и воспитания. «Задача обучения заключается не в том ,чтобы сделать человека умнее ,но в том ,чтобы сделать его ум культурнее ,облагородить его привычкой метода научного знания ,научит его ставить научно вопросы и направлять на путь ,ведущий к их решению».(Гессен).

Ожидаемые результаты
Повышение творческой активности обучающихся через внедрение метода проектов
а). Увеличение количества обучающихся, участвующих в создании проектов
б). Повышение качества выполненных проектных работ
в). Конкурентоспособность ученических проектов за пределами МАОУ «Лицей № 9»

Оценка качества реализации проекта
Оценка качества реализации проекта включает в себя мониторинг и анализ результатов проектной деятельности учащихся:
Проект прошел внешнюю экспертизу и одобрен О. Б. Макаровой, к.п.н., доцентом кафедры зоологии и методики обучения биологии ИЕСЭН НГПУ
Проекты обучающихся лицея под руководством конкурсанта являются призерами и лауреатами НПК и олимпиад областного и регионального уровней:
Проект Минакова Александра (2012 год) «Вертикальное озеленение лицея» стал победителем Всероссийской олимпиады по экологии регионального уровня;
Проект Герлица Александра (2012 год) в НПК по биологии – Лауреат «Золотой Лиги» и «Национальное достояние России»
Проект Курносовой Элики (2013 год) – призер Всероссийской олимпиады по биологии.
Увеличение количества выполненных под руководством конкурсанта проектов, в том числе социальной направленности:
Социальный проект «Репка». Инсценировка на современный лад спектакля совместно с актерами театра «Глобус». Спектакль показан воспитанникам детского сада.
Социальный проект «Твори добро». Классом конкурсанта были выполнены поделки новогодней тематики и реализованы на ярмарке. На собранные средства в 2012-13 году был приобретен пылесос «Керхер», а в 2013-14 году – подгузники и ползунки для детского дома № 3. Куратором данного проекта являлся городской благотворительный фонд «Нордхим», который и определял потребности детского дома.(Приложение 5)

Необходимые ресурсы для осуществления проекта
1. Интеллектуальные. (Использование интеллектуального ресурса обучающихся группы НОЛ) .2. Кадровые. (Члены педагогического коллектива, специалисты и консультанты кафедры методики НГПУ).
3. Временные. (Реализация проекта потребует временного ресурса, выбор и реализация проекта).
4. Финансовые. (Проект не является финансово затратным, т.к. главными затратами являются расходы на полиграфию; социальные проекты выполняются из подручных средств имеющихся дома у детей ).
5. Материально-технические. (Все необходимые условия: интернет, ксерокопировальная аппаратура, канцелярские и бумажные принадлежности - в лицее имеются).
6. Административный. (Реализация проекта возможна при поддержке администрации МАОУ»Лицей№9»).

Практическая значимость результатов проекта
Анализируя свою деятельность как учителя, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:
1.низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
2.неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
3.разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
4.отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Вот уже шестой год мной используется проектный метод обучения на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях. За это время у меня сложилась некая система работы в проекте.
Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе.(в начальной школе дети знакомы с методом проектов).
Конечно, проект, выполненный учеником 5 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 5 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.
Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень. А в 5 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказываю о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, написать сказку “От осинки не родятся апельсинки ” о передачи генетической информации родителей детям. Данную сказку ребята оформляют иллюстрациями, и как один из способов оформления предлагается электронная презентация. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Ребята, зная азы, стараются создать свою презентацию. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, можно защиту провести на уроке.
Удачно проекты вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.
Во втором полугодии ребятам предлагается для оформления результата работы над проектом воспользоваться компьютером. Мы определяем структуру проекта на уроке, делаем макет презентации на листах формата А4,3.
Определяем тему, цели и задачи проекта, определяем общую идею проекта, формулируем основополагающий вопрос и уточняем его проблемными вопросами, выдвигаем гипотезу, определяем сроки выполнения проекта и критерии его оценки, а затем ребята включаются в самостоятельный поиск. Если у них появляется необходимость в консультации, они обращаются к учителю в часы консультаций.
В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др. ), некоторые из них я использую для проведения лекции на уроке ,биологии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы. Метод проектов как нельзя лучше помогает ребенку более полно и глубоко изучать природу родного края, что способствует формированию активной гражданской позиции учащихся, их экологической и патриотической культуры, а также готовности жить и трудиться в своем крае, селе, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Проект ученицы 11 «л» Курносовой Элики (призер городской НПК по экологии)по теме: «Экологическая тропа пришкольного участка МАОУ «Лицей№9»» как нельзя лучше показывает целостное восприятие места, где ты живешь, открывает путь к новому мировоззрению, осознание своей роли и самого себя. (приложение 2 и на сайте учителя http://serovata.ucoz.ru ).Также проект Минакова Александра (победитель олимпиады по экологии региональный уровень), ученика 11 «м» класса по теме: «Вертикальное озеленение школы» (приложение 2 и на сайте учителя http://serovata.ucoz.ru )является ярким примером активной гражданской позиции учащегося.
Таким образом, в числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика.
Возникла новая для образования, а значит и для меня как учителя, проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний.
Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Учебно-исследовательская деятельность - это средство повышения учебной мотивации, средство творческого, личностного развития учащегося и формирование мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика
Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом межпредметной интеграции.
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.