Сценарий проведения урока итоговой презентации по окружающему миру


Сценарий проведения урока итоговой презентации
по окружающему миру
Исследовательская лаборатория «Тайны природы»
Цель: смоделировать процесс роста кристаллов: исследовать факторы, влияющие на скорость процесса.
Учащиеся рассаживаются в разновозрастные группы (1-2 классы – 1-я группа, 3-4 классы – 2,3,4 группы, отдельно группа родителей и гостей). Особенность уроков в нашей системе заключается в том, что на уроке нет зрителей, а все участники, в том числе и гости занимают активную позицию в процессе работы.
У: Наш клуб заявлен как исследовательская лаборатория «Тайны природы». Как вы понимаете, чем занимаются в лабораториях?
(Учащиеся выдвигают свои предположения о том, что в лаборатории ученые воспроизводят, моделируют природные процессы).
У: На уроках окружающего мира мы учимся получать информацию разными способами, в том числе и через наблюдение. Вашему вниманию предлагается слайд-шоу «Тайны подземного мира». Ваша задача ответить на вопрос: «О каких природных образованиях здесь идет речь?»
(Учащиеся отмечают, что в слайдах показаны сталактиты и сталагмиты)
У: Как в природе образуются сталактиты и сталагмиты?
(Этап обсуждения: ответить на вопрос на данном этапе могут только ученики 3-5 классов)

Задание
Записать процесс роста кристаллов в виде схемы (1-2 кл.)
Сопоставить свои гипотезы с объяснениями ученых (3-4 кл).
Этап обсуждения

У: А можно ли смоделировать этот процесс в лабораторных условиях?
(Первоклассники демонстрируют всем участникам кристаллы соли, которые они вырастили, выполняя самостоятельную работу)
У: С одинаковой ли скоростью растут кристаллы в природе? От чего зависит скорость их роста?
Согласны ли вы с тем, что в природе с повышением температуры быстрее растут растения, тает лед, набухают почки, испаряется вода. И первую гипотезу, которую выдвигают ученые – повышение температуры воздуха. С ростом температуры вещества лучше растворяются и образование кристаллов идет быстрее. Вторая гипотеза – количество растворенных солей: чем больше соли растворено, тем быстрее скорость роста кристаллов.
Задание для 3-4 классов – предложить экспериментальные способы проверки объяснительных гипотез.
Задание для 1-2 классов - первоклассники рассказывают второклассникам, как они выращивали кристаллы, а второклассники по описанию изображают процесс в виде рисунка-схемы.
Этап обсуждения (Ученики 1-2 классов предложили экспериментальную установку, а 3-4-классники-обсудили варианты проверки гипотез).
У: Для того, чтобы убедиться в правильности гипотез необходимо заложить эксперимент (летнее задание).

В итоге урока учащиеся рассказывают родителям, чем они занимались на уроках по окружающему миру.
15