Разработка внеклассного занятия по окружающему миру к презентации Растения целители

целители»
Внеклассное занятие для учащихся начальной школы

Разработала учитель начальных классов
ГБОУ ООШ № 18 г.Новокуйбышевска Т.Д.Ремизова

Цель занятия: получение учащимися представления о лекарственных растениях, о способах их применения в повседневной жизни для сохранения и коррекции индивидуального здоровья.
Задачи:
познакомить учащихся с некоторыми лекарственными растениями, способами использования их лечебных свойств в целях укрепления здоровья;
развивать познавательные способности учащихся;
воспитывать бережное отношение к растениям-целителям.
Оборудование:
- комнатные лекарственные растения: лимон, фикус, традесканция, герань;
-луговые травы: чабрец, мята, мелисса, крапива;
- компьютерная презентация;
- выставка творческих работ-проектов «Растения-целители»,
-корзина,
-справочная литература по теме «Лекарственные растения»

Предварительная работа: знакомство детей с проектами детей в сети Интернет, работа с энциклопедиями, справочниками-определителями растений, разработка собственных проектов.


План занятия
Вступительное слово учителя, составление букета на доске.
Путешествие в лес.
Встреча со старушкой-знахаркой и её внучкой.
Знакомство с растениями – целителями луга и леса.
Знакомство с комнатными растениями-целителями.
Награждение уч-ся за лучшие творческие работы.
Разгадывание учащимися кроссворда.
Заключительное слово учителя.
Просмотр видеоролика «Живёт повсюду красота» (выступление вокальной группы)
Угощение чаем с лекарственными травами.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
Учитель:
-Здравствуйте. Говорить друг другу «здравствуй» - это, значит, желать здоровья. «Здравствуйте!» - говорят при встречах, желая здоровья. Так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости. Здравствуйте! Ведь наше занятие посвящено тому, как быть здоровым.
-Улыбнитесь, взгляните друг другу в глаза и пожелайте здравия!
«Здравия желаю!» - отдают честь, при этом желая здоровья.

Тема нашего занятия “Растения - целители” (слайд 1)
Сегодня мы поговорим о растениях, которые помогают сохранять и укреплять здоровье.
Эпиграфом, я предлагаю, выбрать слова Роберта Рождественского:
В степях родных, лесах, Где все нам с детства мило, Где чистым воздухом приятно так дышать, Есть в травах и цветах целительная сила Для всех, умеющих их тайну разгадать. (слайд 2)

-Миром растений правит мудрая царица Флора. Растения, дав ей клятву верно служить людям, ни разу не нарушали ее. Поэтому и мы должны чутко относиться к нежным и беззащитным созданиям.

- Давайте поработаем группами. Перед вами лежит цветок из картона, на нем напишите 1 правило сбора лекарственных растений. (После выполнения задания все цветы с озвучиванием написанного собираются на доске в заранее заготовленную вазу из картона, образуя букет.)

-Молодцы, посмотрите какой красивый букет нам удалось собрать, при этом повторив правила сбора лекарственных растений, которые, несомненно, позволяют бережнее относиться к природе.

-Добрые и злые травы Сколько о них сложено сказаний, легенд и песен! Добрые названы ласково: травушка – муравушка, мурава – духовитая, трава шелковая; злые – отталкивающе: лихие травы, лютые коренья, отрава. Растения – целители, которые врачевали от недугов и хворости, исстари почитались особо. Вот с ними мы и начнём наше знакомство.

2. Путешествие в лес (слайд 3)
Учитель:
-Отправляемся в лес. Травы и деревья смогут рассказать нам немало об обычаях тех, кто жил с природой одной жизнью и умел брать от нее силу и здоровье. Почувствовать красоту леса нам поможет музыка. Разогрейте ладони рук, потрите их друг о друга, до тех пор, пока не почувствуете тепло. Закрытые глаза прикрываем ладошками. Отсутствие света, покой и тепло рук успокаивают глаза. Начинаем наше путешествие (звучит тихая музыка,слайд3).

-Представьте, что вы находитесь на берегу реки в лесу. Журчит вода, поют птицы, шумит листва деревьев. Вы смотрите в небо. Оно голубое-голубое. Вы чувствуете , как вам спокойно. Вы слушаете успокаивающий шум леса. Видите перед собой прекрасную зелень, кругом шумят вековые деревья. Тишину нарушает лишь кваканье жаб да всплески маленьких рыбёшек. Но прислушайтесь, слышите шаги? Это с корзинкой бредет по лесу старушка-знахарка со своей внучкой.

-Откройте глаза (дети видят перед собой с корзиной в руке и её внучку).

3. Встреча со старушкой-знахаркой и внучкой (слайды 4-9)
Знахарка:
Здравствуйте! Здоровья вам, добры молодцы да красны девицы, да силы! А мы вот по лесу дремучему с внученькой Алёнушкой ходили, А мы вот по лугу зеленому бродили Присяду на стульчик отдохну!
Учитель: Здравствуй! А что это, бабуля, у тебя в корзине?
Внучка: У бабушки Варвары корзина полна пахучею травою! Чтоб снадобья сготовить от болезней и от хворей.
Учитель: Ой, бабушка, какие же это травы?
Знахарка: Какие травы – сами угадайте, чай каждый день их топчете и мнете! Да только знаете ли вы, ребятки, какой недуг лечить какой травою? Хочу проверить, уж не обессудьте! Про всякую травку есть у нас с внученькой своя загадка. Хотите, отгадать? Тогда слушайте. (Загадки читает внучка)
1.
Каждый лист мой Любит тропки У обочины дорог Но однажды людям добрым Раны вылечить помог. (подорожник)
2.
Растет она вокруг. И враг она, и друг, Как копья, волоски Покрыты все листки. Обломишь волосок Прольется едкий сок На кожу - и смотри: Уже и волдыри! Но если дружишь с ней И кожа здоровей, И волосы густы, Красивы и чисты. В ней витаминов клад, Весной ее едят. (крапива)

3.
В крестьянском обиходе это растение называли шебрец, чабор, другое название тимьян ползучий, богородская трава. В аптекарском деле используется для приготовления пертусина – известного препарата от кашля. (чабрец)

4.
Эта трава дает ароматный и вкусный мед, может, поэтому называется еще медовым башмачком, или медовкой. Другие названия пчелиный лист, пчельник-трава, роевник (мелисса)

5.
За душистый запах эта трава в древности пользовалась большим почётом. Ей приписывали способность навевать хорошее настроение и даже веселить. А имя ей дано в честь сказочной нимфы – покровительницы лугов, рек и родников. (мята)

Знахарка: Ой, какие же вы, ребята, молодцы! Пуста моя корзинка, все травы вы смогли отгадать!
А знаете ли вы, какие из этих трав можно использовать для заваривания чая?
Ну что ж, я оставлю вам эти травы. Вы сможете заварить с помощью них вкуснейший чай, укрепляющий здоровье. А я пойду в лес и наберу себе еще, ведь я то лучше знаю, где растут лечебные травы.
Учитель: Спасибо, баба Варя! Твоя травка непременно сможет помочь ребятам и гостям нашим сохранить и укрепить здоровье. До свидания, будем вас с внучкой ждать, приходите к нам еще.

4.Знакомство с комнатными растениями – лекарями (слайды 10-18)
Учитель: Известно ли вам, ребята, что иногда даже ходить за лекарствами никуда не надо. Самые обычные комнатные растения, украшающие ваши подоконники, кроме красоты и уюта могут подарить еще и здоровье. Комнатные растения могут стать “скорой помощью”, когда под рукой нет лекарств, или средством, дополняющим основное лечение.
Сегодня мы с вами лишь приоткроем дверь в удивительный мир лекарей от природы – растений на подоконнике.
Давайте вспомним все вместе, к помощи каких комнатных растений вы иногда прибегаете? (ответы детей)
А теперь предлагаю вам познакомиться еще с несколькими комнатными растениями, лечебные свойства которых знают не все. Названия растений, о которых мы будем говорить зашифрованы в ребусах. Попробуйте их расшифровать. Способ разгадки объясните всему классу. (По ходу расшифровки ребусов ученики делают краткие сообщения о каждом растении)

5. Награждение уч-ся за лучшие творческие работы.(Дети готовили к занятию творческие работы: учебные проекты о лекарственных растениях Волгоградской области, рефераты, сообщения).

6. Разгадывание учащимися кроссворда. (слайд 19)
В конце нашего урока предлагаю вам разгадать кроссворд .Правильно заполнив его, вы прочитаете ключевое слово нашего занятия.

7. Заключительное слово учителя (слайд 20)
Молодцы! Ключевым словом является слово валеология, ведь это слово означает науку о сохранении здоровья! Народная мудрость гласит: “Здоровый нищий богаче больного короля”.

8. Просмотр видеоролика. (Выступление вокальной группы) (слайд 21)
Растения, о которых мы говорили, не только нас лечат, но и украшают нашу Землю. Мы, люди, должны их беречь, чтобы вокруг нас была красота. Ведь красота делает нашу жизнь прекрасной, а нас – красивыми здоровыми людьми. Вокальная группа детей нашего класса дарит всем песню, которая так и называется «Живёт повсюду красота». (Используется видеоролик «Живёт повсюду красота. За него огромное спасибо автору Берюховой, часто использую её клипы с сайта viki.rdf.ru)

9. Угощение чаем.А чтобы наше занятие осталось у всех в памяти, я предлагаю и ребятам и гостям выпить вкусного целебного чаю.
15