Дополнительная общеразвивающая программа по работе с одарёнными детьми Мой богатый и таинственный русский язык (2-4 кл)


Филиал МБОУ Токарёвской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Полетаево
Дополнительная общеразвивающая программа по работе с одарёнными детьми
«Мой богатый и таинственный русский язык»
(Социально-педагогическая направленность)
Автор программы:
Федоткина Галина Юрьевна,
учитель начальных классов.
2013 год
Пояснительная записка
Работа с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В свете Концепции модернизации необходимо найти пути повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.Актуальная задача – найти индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развить индивидуальные способности для проявления личности каждого ученика. Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Это одарённые дети. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Дополнительная общеразвивающая программа по работе с одарёнными детьми «Мой богатый и таинственный русский язык» позволит ребёнку показать богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий. Программа позволяет показать детям, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения русского языка школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к изучению русского языка должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Поэтому, «Мой богатый и таинственный русский язык» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.На занятиях используются следующие виды работ: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение проблем, самостоятельная работа, слушание и анализ выступления своих товарищей, отбор необходимого материала, игровые элементы , игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем даётся в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. В программе значительное место отводится урокам - исследованиям, подготовке проектов по отдельным темам, работе с компьютером.Цель и задачиЦель: - расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку;
- сформировать творческое мышление;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.Задачи:Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе, проектной деятельности;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.Особенности программы «Мой богатый и таинственный русский язык»
Программа рассчитана на 3 года обучения (2-4 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, 2 класс 35 недель(35 часов), 3 класс 35 недель (35 часов), 4 класс 35 недель (35 часов).2кл. «Секреты орфографии»3кл. «Занимательное словообразование»4кл. «Занимательная лингвистика»Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
дискуссия;
предметные олимпиады;
словесные игры и забавы;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
групповая работа над созданием проекта;Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникативные технологии;
личностно-ориентированное обучение;
здоровьесберегающие технологии;
проектно-исследовательские технологии;
игровые технологии;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных результатов школьника.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мой богатый и таинственный русский язык» в конце каждого года обучения предполагает следующие формы подведения итогов работы:
2 класс - Олимпиада по русскому языку.
3 класс - КВН по русскому языку.
4 класс – Мониторинговая работа по русскому языку за курс начальной школы.
Планируемые результаты освоения программы «Мой богатый и таинственный русский язык»
2-й класс «Секреты орфографии»Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результатыРегулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану;
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
Предметные результатысформировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основным средством человеческого общения и взаимопонимания, осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилами речевого этикета;
уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
3-й классы «Занимательное словообразование»Личностные результаты
уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции, и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
проявлять любовь и уважение к Отечеству, её языку, культуре;
осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результатыРегулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова;
знать разные группы родственных слов, их отличительные признаки, уметь подбирать родственные слова с заданным корнем;
осознать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
уметь видеть богатство лексики русского языка при работе с текстом;
на примерах произведений устного народного творчества увидеть красоту и богатство народной речи;
уметь составлять тематические словари;
находить в текстах слова архаизмы, неологизмы, заимствованные слова;
различать слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы;
находить «крылатые выражения» в текстах и уметь подбирать их для оформления собственных мыслей при выступлениях;
совершенствовать работу над текстами художественной литературы и произведениями устного народного творчества;
уметь находить «опасные места» в словах;
4-й класс «Занимательная лингвистика»
Личностные результаты
уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
проявлять любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
тянуться к чтению, к ведению диалога с автором текста; выращивать в себе потребность в чтении;
проявлять интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
воспитывать интерес к изучению языка;
осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результатыРегулятивные УУД:
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения; Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметные результаты
сформировать представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
пользоваться орфографическим, фразеологическим, этимологическим, толковым словарём.
Учебно-тематический план
2 класс «Секреты орфографии»
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
1 Как обходились без письма? 1 1 2 Древние письмена. 1 1 3 «Как возникла наша письменность?» (Проект) 1 1 4 Меня зовут Фонема. 2 2
5 Для всех ли фонем есть буквы? 2 1 1
6 «Ошибкоопасные» места 1 1
7 Тайны фонемы 1 1 8 Опасные согласные 2 1 1
9 На сцене гласные 1 1
10 «Фонемы повелевают буквами» 1 1
11 Сопоставление разделительных ъ и ь (урок-исследование) 1 1
12 Ваши старые знакомые 1 1
13 Правила о непроизносимых согласных 2 2
14 Волшебное средство – «самоинструкция» 2 1 1
15 «Строительная работа морфем» (Исследовательская работа) 2 1 1
16 Где же хранятся слова? 2 2
17 Поговорим обо всех приставках сразу 2 2
18 Слова – «родственники» 2 2
19 Кто командует корнями? 3 1 2
20 «Не лезьте за словом в карман!» 2 2
21 «Пересаженные» корни 2 2
22 Итоговое занятие. Олимпиада. ИКТ. 1 1
итого 35 9 26
3 класс «Занимательное словообразование»
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
1 Сказочное царство слов 1 1
2 Путешествие в страну Слов. 2 1 1
3 Чудесные превращения слов. 2 2
4 В гостях у слов- родственников. 2 2
5 Добрые слова. 2 1 1
6 Экскурсия в прошлое. «Устаревшие слова». (Проект) 1 1
7 Новые слова в русском языке. 2 1 1
8 Встреча с зарубежными друзьями. 2 1 1
9 Синонимы в русском языке. 2 2
10 Слова- антонимы. 1 1
11 Слова- омонимы. 1 1
12 «Крылатые слова». (Проект) 1 1
13 В королевстве ошибок. 2 2
14 В стране Сочинителей. 2 2
15 Искусство красноречия. 2 2
16 Праздник творчества и игры. 1 1
17 Трудные слова. 2 1 1
18 Анаграммы и метаграммы. 2 2
19 Особые слова. 2 2
20 «Откуда пришли наши имена».(Проект) 1 1
21 Занимательное словообразование. 1 1
22 КВН по русскому языку. ИКТ. 1 1
итого 35 5 30
4 класс «Занимательная лингвистика»
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
1 Что такое орфоэпия? 1 1
2 Что такое фонография или звукозапись? 1 1 3 Звуки не буквы! 2 1 1
4 Звучащая строка. 1 1 5 Банты и шарфы. 1 1
6 «Пигмалион» учит орфоэпии. 1 1
7 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 1 1
8 Имена вещей. 1 1
9 О словарях энциклопедических и лингвистических. 1 1
10 В царстве смыслов много дорог. 1 1
11 Как и почему появляются новые слова? 1 1
12 Многозначность слова. 1 1
13 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. 1 1 14 «Об одном и том же - разными словами».(Исследовательская работа) 1 1
15 Как возникают названия 1 1 16 Слова – антиподы. 1 1
17 Фразеологические обороты. 1 1
18 Словари «чужих» слов. 1 1
19 Капитан и капуста, говядина и ковбой. 1 1 20 «Он весь свободы торжество». 1 1
21 Мы говорим его стихами. 1 1 22 «Слова, придуманные писателями».(Проект) 1 1 23 «Слова ,уходящие и слова-новички». (Проект) 1 1
24 Словарь языка Пушкина. 1 1 25 Смуглая Чернавка. 1 1 26 Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 1 1 27 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 1 1 28 Какой словарь поможет избежать ошибок? 1 1
29 Словарь- грамотей. 1 1
30 Научная этимология. 1 1
31 Какие бывают имена? 1 1
32 «Древнерусские имена».(Проект) 1 1
33 Отчество и фамилия. 1 1
34 Мониторинговая работа за курс начальной школы. ИКТ. 1 1 итого 35 13 22
Содержание программы
2 класс «Секреты орфографии»
Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки».Тема 3. «Как возникла наша письменность?» ( Проект) (1 ч.)Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Групповая работа по созданию проекта.Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».Тема 6 - 7. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. Тема 8. «Ошибкоопасные» места. (1 ч.)«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.Тема 9. Тайны фонемы.(1 ч.)Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Тема 10 – 11. Опасные согласные. (2 ч.)Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».Тема 12. На сцене гласные.(1 ч.)Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Тема 13-14. «Фонемы повелевают буквами».(2 ч.)Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.Тема 15. Сопоставление разделительного ъ и ь. (Урок исследование)(1ч)
Работа в группе (Дети готовят выступление по плану: а) В какой части слова находится ь (ъ). б)Перед какими буквами стоит ь(ъ).в)Для какой цели служит ь(ъ). «Незнайкин» диктант. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча - ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21-22. Строительная работа морфем.(2ч.)«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончанияТема 23-24. Где же хранятся слова?(2ч.)Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Тема 25 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с - Самые трудные (пре - и при- ) Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Тема 27-28. Слова – «родственники».(2ч.)Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Тема 29 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. Тема 33-34. «Пересаженные» корни.(2ч.)Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения. Тема 35. Итоговое занятие. Олимпиада. ИКТ.(1ч.)
3 класс «Занимательное словообразование»
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка.Тема 6-7. В гостях у слов - родственников. (2ч.)Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников.Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.Тема 10. Экскурсия в прошлое. «Устаревшие слова». Проект.(1 ч.)Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая групповая работа по созданию проекта. Объяснение устаревших слов.Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».Тема 13-14. Встреча с зарубежными друзьями.(2ч.)Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Тема 15-16. Синонимы в русском языке (2ч.)Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.Тема 17. Слова - антонимы (1ч.)Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.Тема18. Слова - омонимы (1ч.)Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».Тема 19. «Крылатые слова». Проект.(1ч.)Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера». Создание проекта в группе.Тема 20-21. В королевстве ошибок. (2ч.)Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».Тема 22-23. В стране Сочинителей.(2ч.)Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Тема 24-25. Искусство красноречия. (2ч.) Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Тема 26. Праздник творчества и игры. (1ч.)Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».Тема 27-28. Трудные слова. (2ч.)Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.Тема 29-30. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер - терка).Тема 31-32. Особые слова (2ч.)Знакомство со словами, в которых после шипящих в корне пишется о (изжога, чопорный, шомпол…) Тренировочные упражнения.Тема 33. «Откуда пришли наши имена». Проект.(1ч.)Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Работа в группе по созданию проекта «Наши имена»Тема 34. Занимательное словообразование (1ч.)Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.Тема 35. КВН по русскому языку. ИКТ.(1ч.) Соревнование на проверку знаний по русскому языку.
4 класс «Занимательная лингвистика»
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Изучение правильного произношения слов, соблюдая орфоэпические нормы.Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.Тема 3. Звуки не буквы! (2ч.)Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.Тема 7. Кис- кис! Мяу! или, Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Лексикология (27 часов)Тема 8. Имена вещей. (1ч.)Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)Рассказ о свойстве « многозначности слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,Тема 14. Об одном и том же разными словами. ( Исследовательская работа) (1ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи.Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.Тема 19. Капитан и капуста, говядина и ковбой. (1ч.)Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся. Тема22. «Слова, придуманные писателями». (Проект)(1ч.)Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. Групповая работа над проектом.Тема 23. «Слова - уходящие и слова – новички». (Проект)(1ч.)Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умением правильно употреблять архаизмы в речи. Групповая работа над проектом.Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)Знакомство с явлением «межъязыковой» паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.Тема 29. Словарь - грамотей. (1ч.)Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.Тема 30. Научная этимология. (1ч.)Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Значение этимологического словаря. История происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.Тема32. «Древнерусские имена». (Проект)(1ч.)Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Групповая работа над проектом.Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.Тема 34. Мониторинговая работа за курс начальной школы. ИКТ(1ч.)Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия с одарёнными детьми рекомендуется проводить в классе после влажной уборки и проветривания кабинета. Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических и исследовательских работ, а также для успешного создания проектов по определённым темам, в кабинете необходимо иметь следующее оборудование : компьютер; сборники произведений А.С.Пушкина; сказка Р.Киплинга «Как было написано письмо»; легенда о Тесее; сборники стихов Б.Заходера, С.Маршака, А.Барто, Н.Матвеева, С.Есенина; сказка А.С.-Экзюпери «Маленький принц»; рассказы Н.Надеждиной «Снежные слова», Л.Толстого «Лебеди» , И.Туричина «Есть», Н.Сладкова «Овсянка», П.Реброва «Кто прав?»; повесть А.Рыбакова «Приключение Кроша»; стихи Е.Измайлова « О странном саде с необыкновенным урожаем», В.Коркина «Доброе утро», В.Орлова «Спор», «Ни пуха ни пера», Н.Силкова «Прикусил язык», В.Полторацкого «Слово о словах»; комедия Б.Шоу «Пигмалион»; тексты песенок-запоминалок; карточки со словарными словами 2-4 классов ; сборник пословиц, поговорок, загадок; краски, цветные карандаши, альбомы; толковые словари, лингвистические словари, энциклопедические словари, этимологические словари, «Словарь антонимов русского языка», словарь иностранных слов, «Словарь языка Пушкина», словарь паронимов, орфографический словарь, всевозможные ребусы, головоломки, шарады.
Календарно-тематическое планирование
2 класс «Секреты орфографии»
№ Тема Основное содержание занятий Кол-во часов Формы и методы работы Вид деятельности Виды контроля Примечание
1 Как обходились без письма? рассказ учителя, заучивание песенок - запоминалок1 словарные игры и забавы слушание и анализ головоломки 2 Древние письмена рисуночное письмо, иероглифы. 1 работа с текстом эксперимент работа с карточками 3 Как возникла наша письменность? (Проект) виды алфавитов 1 творческое задание эксперимент проект ИКТ Проект
4-5 Меня зовут фонема фонемы гласные и согласные 2 работа над стихотворением систематизация знаний инсценировка 6-7 Для всех ли фонем есть буквы? звонкие и глухие твёрдые и мягкие фонемы 2 творческое задание наблюдения практическая работа 8 «Ошибкоопасные места орфографическая зоркость 1 индивидуальные творческие задания тренировочные упражнения практическая работа 9 Тайны фонемы чередование фонем 1 работа в паре заучивание песенок - запоминалок10-11 Опасные согласные согласные в слабой и сильной позиции 2 тренировочные упражнения самостоятельная работа практическая работа 12 На сцене гласные ударение 1 тренировочные упражнения игра практическая работа 13-14 «Фонемы повелевают буквами» фонемное правило 2 тренировочные упражнения решение проблем разгадывание ребусов 15 Сопоставление разделительных ъ и ь употребление в словах ъ и ь 1 творческое задание систематизация знаний диктант 16 Ваши старые знакомые Ча - ща, чу-щу, щн, нщ1 словарные игры и забавы систематизация знаний самостоятельная работа 17-18 Правила о непроизносимых согласных нефонемное правило 2 словарные игры и забавы наблюдение, работа с книгой практическая работа 19-20 Волшебное средство - «самоинструкция» что такое самоинструкция 2 консультирование по возникшей проблеме, игра работа по составлению самоинструкции 21-22 Строительная работа морфем «строительные блоки» для морфем 2 практическое занятие систематизация знаний работа по карточке 23-24 Где же хранятся слова? нахождение нужного слова в словаре 2 практическое занятие самостоятельная работа со словарём 25-26 Поговорим обо всех приставках сразу правила написания приставок 2 практическое занятие игры и упражнения с приставками индивидуальная работа по карточкам 27-28 Слова - «родственники» секреты родственных слов 2 работа с текстом, практическое занятие самостоятельная работа практическая работа 29-30 Кто командует корнями? чередование гласных в корне 2 тренировочные упражнения работа с текстом 31-32 «Не лезьте за словом в карман!» непроверяемые гласные 2 тренировочные упражнения самостоятельная работа 33-34 «Пересаженные корни» работа со словарём 2 тренировочные упражнения 35 Итоговое занятие. Олимпиада. 1 предметная олимпиада индивидуальная работа ИКТ
3 класс «Занимательное словообразование»
№ Тема Основное содержание занятий Кол-во часов Формы и методы работы Вид деятельности Виды контроля Примечание
1 Сказочное царство слов красота и богатство народной речи 1 анализ произведений устного народного творчества наблюдения конкурс на знание пословиц и поговорок 2-3 Путешествие в страну Слов тематические группы слов 2 словарные игры и забавы работа с текстом практическая работа 4-5 Чудесные превращения слов работа по превращению слов 2 практическое занятие экспериментирование шарады 6-7 В гостях у слов-родственников группы родственных слов 2 анализ стихов систематизация знаний самостоятельная работа 8-9 Добрые слова о богатстве русского языка 2 анализ стиха, просмотр текста наблюдение 10 Экскурсия в прошлое. «Устаревшие слова» (Проект) историзмы и архаизмы 1 групповая работа по созданию проекта представление проекта Проект
11-12 Новые слова в русском языке неологизмы 2 практическое занятие самостоятельная работа игра «Угадай-ка» 13-14 Встреча с зарубежными друзьями заимствованные слова 2 анализ стиха работа с книгой 15-16 Синонимы в русском языке обозначение слов-синонимов 2 практическое занятие систематизация знаний практическая работа 17 Слова-антонимы работа над подбором слов-антонимов 1 практическое занятие систематизация знаний практическая работа 18 Слова-омонимы роль омонимов в русском языке 1 практическое занятие систематизация знаний практическая работа 19 «Крылатые слова» (Проект) значение «крылатых слов» в русском языке 1 групповая работа по созданию проекта представление проекта Проект
20-21 В королевстве ошибок работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки 2 практическое занятие, инсценировка стихотворения поиск орфографических ошибок, исправление самостоятельная работа 22-23 В стране Сочинителей сочинение собственных загадок 2 творческое задание самостоятельная работа отгадывание загадок собственного сочинения 24-25 Искусство красноречия знакомство с понятием «красноречие» 2 чтение образцовых текстов и их анализ наблюдение, работа с книгой 26 Праздник творчества и игры формирование орфографической зоркости 1 творческое задание самостоятельная работа игра «Умники и умницы 27-28 Трудные слова этимология трудных слов 2 работа над текстами художественной литературы работа с книгой кроссворды, иллюстрирование словарных слов 29-30 Анаграммы и метаграммыистория изобретения анаграмм и метаграмм2 словарные игры и забавы экспериментирование 31-32 Особые слова работа со словами типа «чопорный», «трущоба» 2 консультирование по возникшей проблеме решение проблемы практическая работа 33 Откуда пришли наши имена. (Проект) знакомство с происхождением имён 1 групповая работа по созданию проекта слушание выступлений своих товарищей Проект
34 Занимательное словообразование игры на превращение слов 1 словарные игры и забавы, работа в группе решение проблемы шарады 35 КВН по русскому языку соревнование на проверку знаний по русскому языку 1 индивидуальные творческие задания КВН ИКТ
4 класс «Занимательная лингвистика»
№ Тема Основное содержание занятий Кол-во часов Формы и методы работы Вид деятельности Виды контроля Примечание
1 Что такое орфоэпия? знакомство с нормами литературного произношения 1 консультирование по возникшей проблеме углубление и расширение знаний о литературном языке практическая работа 2 Что такое фонография или звукозапись? этап развития письменности -фонография 1 консультирование по возникшей проблеме расширение знаний о звуках и буквах практическая работа 3-4 Звуки не буквы! наука фонетика 2 практическое занятие записи транскрипции самостоятельная работа 5 Звучащая строка фонетические явления 1 практическое занятие развитие фонематического слуха 6 Банты и шарфы наука орфоэпия 1 практическое занятие наблюдение 7 «Пигмалион» учит орфоэпии правильная постановка ударения в словах 1 практическое занятие работа с книгой самостоятельная работа 8 Кис-кис! или Кое-что о звукоподражаниях звукоподражания 1 практическое занятие работа с книгой 9 Имена вещей толковые словари русского языка 1 работа в парах отбор материала практическая работа 10 О словарях энциклопедических и лингвистических лексическое значение слов 1 практическое занятие работа со словарём самостоятельная работа 11 В царстве смыслов много дорог многозначные слова 1 консультирование по возникшей проблеме наблюдение практическая работа 12 Как и почему появляются новые слова? лексическое значение слов 1 работа в парах отбор материала практическая работа 13 Многозначность слова отличительные признаки многозначности и омонимии 1 практическое занятие работа со словарями игра 14 «Откуда катится каракатица» О словарях, которые рассказывают об истории слов понятие «этимология» 1 практическое занятие работа со словарями 15 Об одном и том же - разными словами (исследовательская работа) особенность синонимического ряда слов 1 практическое занятие исследование представление работы 16 Как возникают названия главные функции языка 1 самостоятельная работа со словарём отбор материала 17 Слова-антиподы словарь антонимов русского языка 1 работа в парах наблюдение пословицы и поговорки 18 Фразеологические обороты понятие «фразеологические обороты» 1 анализ и просмотр текста отбор материала 19 Словари «чужих» слов понятие «устойчивые обороты» 1 работа со словарём иностранных слов отбор материала 20 Капитан и капуста, говядина и ковбой история происхождения и образования слов 1 работа со словарём отбор материала индивидуальные задания 21 «Он весь свободы торжество» понятие «литературный язык», «живая народная речь» 1 работа с произведением А.С.Пушкинаотбор материала практическая работа 22 Мы говорим его стихами понятие «крылатые выражения», «афоризмы» 1 работа с произведением А.С.Пушкинаотбор материала самостоятельная работа 23 Слова, придуманные писателями (Проект) понятие «индивидуально-авторские неологизмы» 1 групповая работа по созданию проекта отбор материала практическая работа Проект
24 Слова - уходящие и слова-новички (Проект) правильное употребление архаизмов в речи 1 групповая работа по созданию проекта отбор материала практическая работа Проект
25 Словарь языка Пушкина значение «Словаря языка Пушкина» 1 работа со словарём наблюдение 26 Смуглая Чернавка особенности древнерусских имён 1 работа с произведением А.С.Пушкинаработа с книгой презентация имени 27 Паронимы или «ошибкоопасные слова» образование паронимов 1 консультирование по возникшей проблеме наблюдение работа по карточке 28 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика» виды паронимов 1 консультирование по возникшей проблеме наблюдение работа по карточке 29 Какой словарь поможет избежать ошибок? правильное употребление паронимов 1 работа в паре отбор материала практическая работа 30 Словарь - грамотейзначение орфографического словаря 1 работа с орфографическим словарём наблюдение самостоятельная работа 31 Научная этимология значение этимологического словаря 1 работа с этимологическим словарём наблюдение практическая работа 32 Какие бывают имена? наука «ономастика» 1 работа со словарями отбор материала самостоятельная работа 33 Древнерусские имена (Проект) история образования древнерусских имён 1 групповая работа по созданию проекта отбор материала Проект
34 Отчество и фамилии история появления фамилий и отчеств 1 работа со стихами С.Михалковаотбор материала презентация фамилии 35 Мониторинговая работа за курс начальной школы проверка знаний за курс начальной школы 1 самостоятельная работа ИКТ
Список литературы
Для педагога:
1.Вартаньян Э.А. Язык. Слово. Речь. М.: «Галерия» 2007г.
2.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
3.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
4.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
5.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
6.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
7.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
8.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
9.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
10.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
11.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991
12.Панов М.В. Занимательная орфография. М.: «Просвещение» 1984 г.
13.Советский энциклопедический словарь/под ред. Прохорова А.М.- М.: «Просвещение» 1980 г.
14. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
15. Юдин А. «Ономастикон восточнославянских загадок. М.: О.Г.И. 2007г
Для учащихся:
1. Ашукин Н.С.,Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: «Художественная литература» 1987г.
2.Бурмако В.М. Русский язык в картинках. М.: Просвещение 1991г.
3.Грушников П.А. Орфографический словарик. М.: «Просвещение» 1991г.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: «Просвещение» 1980 г.
5. Зимин В.И., Л.П.Алекторова Учебный словарь синонимов русского языка. М.: «Школа-Пресс» 1994г.
6.Лапатухина М.С., Скорлуповская Е.В. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение 1981г.
7.Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М: Просвещение 1984 г.
8. Орфографический словарь русского языка. М.: «Русский язык» 1979г.
9.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
10.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г.
11.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
12. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. М.: «Просвещение» 1984г.
13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М.: «Просвещение» 1986г
14. Фразеологический словарь русского языка /под ред. Молоткова А.И.- М.: «Русский язык» 1978г.