Рабочая программа по внеурочной деятельности Я живу в России


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 29
Рассмотрено на МО Согласовано на МС «Утверждаю»
протокол № ______ протокол № ______ директор МАОУ СОШ № 29
от_______________ от_______________ __________Л.Н.Соколоварук.МО__________ зам.директора.по УВР ________________2016г.
_________________ _________________
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я живу в России»
(базовый уровень, 2 класс-34часа)
Учитель начальных классов: Курбанова Т.Б,
(высшая квалификационная категория)
г. Калининград
2016г
Программа внеурочной деятельности для 2 класса
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я живу в России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества.
1.2. Описание места программы внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Я живу в России» будет изучаться с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (2 класс - 34 часа). Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы.
Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов.
1.3. Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной
программе
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Я живу в России» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Я живу в России» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Я живу в России» во 2-м классе является сформированность следующих умений.
Обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Содержание курса
2-й класс- 34 часа
Программа внеурочной деятельности “Я живу в России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик.
Мой портфель.
Подумай о других.
Игры на развитие произвольных процессов.
Собираем коллекцию подвижных игр.
“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением.
Мама, папа, я – дружная семья.
Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, вернисажи.
“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе.
Я люблю свою школу.
Самый уютный класс. Десант чистоты и порядка.
Школьная символика (гимн, герб, флаг).
По каким правилам мы живем в школе?
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город.
О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза – наши земляки.
Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
“Я и планета”(5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Краткое содержание курса

п/п Название раздела, темы Количество
часов Практические
работы
1 Урок Мира. 1 2 Знакомство с символами Калининградской области и города Калининграда (герб, флаг). 1 1
3 Обязанности ученика в школе. Беседа. 1 4 Осень в родном городе. Фотоконкурс 1 1
5 Подумай о других. Беседа с элементами игры. 1 6 Я – ученик. Беседа с творческим заданием. 1 7 Родной край в древности. Экскурсия в краеведческий музей 1 1
8 Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры 1 1
9 Мой портфель. Игра – экспромт 1 1
10 Школьная символика (песня, флаг) 1 11
13 Проект. «Улицы моего любимого города» 3 2
14
15 Визитная карточка города Калининграда. Конкурс визиток 2 1
16 Самый уютный класс. Конкурс дизайнерских проектов 1 1
17
19 Проект «Мастерская добрых волшебников».
(проектирование, изготовление, вывешивание птичьих кормушек) 1 2
20 Экология нашего города. Беседа 1 1
21 Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры 1 22 Мы и наши права. Урок – игра 1 1
23 Моя любимая мамочка 1 24 Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика 1 1
25 «Папа может ...». Конкурс сочинений. 1 1
26 Мама, папа, я – спортивная семья. Конкурс – соревнование 1 1
27 Широкая Масленица. Игра 1 1
28 По каким правилам мы живем в школе? Игра 1 1
29 Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие в лес. 1 1
30 День птиц. Выставка рисунков 1 1
31 Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. 1 32 Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества (презентация) 1 1
33 Десант чистоты и порядка 1 1
34 Знай и люби свой край. Викторина. 1 1
ИТОГО: 34 час
Практических работ – 23ч. 34 23
4. Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Я живу в России» в частности.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) географические и исторические карты;
3) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
5. Список литературы
1. Вяземский Ю. От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах / Ю. Вяземский. – М.: АСТ, 2015. – 320 с.
2. Гафиатулина Н. Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н. Х. Гафиатулина, А. В. Роженко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283 с.
3. Детский путеводитель. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2015. – 192 с.
4. Детская энциклопедия. Чудеса света. Россия. – М.: РОСМЭН, 2015. – 96 с.
5.. История России. Праздники на Руси. – М.: Белый город, 2010. – 48 с.
6. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.
7.Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы / С. Лаврова. – М.: Белый город, 2014. – 48 с.
8. Сергеева В. П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности / В. П. Сергеева. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 28 с.