Программа по оздоровлению детей Здоровье


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Игишевская средняя общеобразовательная школа

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол №1 от 29.08.2016г. Утверждаю
______________ А.С.Овсянникова
Директор МКОУ « Игишевская СОШ»
Приказ № 1. 72 от 30.08.2016г.
Программа «Здоровье»

2016-2019 г
1.ВВЕДЕНИЕ
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.

У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения (миопия, рефракционная или осевая, и т.д.), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие).
Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, так как каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среда способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

Биологическая реакция организма школьника зависит от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.


Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.

В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, технический персонал.

II.ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
III. ЗАДАЧИ.
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.


Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.

Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
IV.ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

V.УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
фельдшер, закрепленный за учреждением;
врачи-специалисты;
родители.
VI.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная.
1.Организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям. Сентябрь- ноябрь
2.Валеологический анализ расписания уроков. Сентябрь, январь
3.Организация перемен и длительной динамической паузы с
обязательным пребыванием на свежем воздухе (1-4-е классы). В течение года
4.Организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы двигательному режиму учащихся разных возрастов. В течение года
5.Включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др. В течение года
6.Контроль за выполнением норм самообслуживания. Октябрь, декабрь,
март
7.Контроль за правильным использовнием ТСО. Ноябрь, февраль
8.Валеологический анализ урока. Декабрь
9.Повышение валеологической грамотности учителей. Январь
10.Структурирование учебных программ на основе валеологических принципов. Май
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среди обитания

1.Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой). Октябрь-март
2.Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации и их функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. Сентябрь-март
Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
1.Плановый медосмотр. В течение года
2.Мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов Сентябрь-октябрь
3.Формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов. В течение года
4.Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность. .В течение года
5.Контроль за состоянием рабочей мебели. Ноябрь, февраль
6.Контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы. Март, апрель
Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс ( в частности, курса, валеологии для учащихся младших, средних, старших классов).
1.Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса.
Сентябрь-ноябрь
2.Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. Декабрь-январь
Информационно-просветительная работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
1.Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья В течение года
2.Использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в школе, воспитание учащихся личными примером учителей ( привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек). В течение года
VII.ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.Функции медицинской службы школы:
медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской групп
2.Функции директора и его заместителей:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего для учащихся в школе;
организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;
организация и контроль уроков физкультуры;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе «Здоровья» и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
3.Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;
организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
VIII.СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Учреждение Задачи и направления Формы взаимодействия
Поликлиника Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение. Профосмотры, медицинская
помощь.
Детская стоматоло-
гическая помощь Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение Профосмортры и при
необходимости, лечение
ГИБДД Предупреждение детского травматизма. Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.
IX.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ»
НА 2016 – 2019 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
1 этап (2016/2017 уч.г.)
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и
состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
Мероприятия Срок Класс Ответственный
1. Оформление медицинских карт и листков Здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп сентябрь 1-11 Фельдшер,
Кл.руководит.,
чителя физ-
культуры
2. Профосмотры в поликлинике Февраль-
март 10-11 Фельдшер,
кл.руководит.,
специалисты
поликлиники
4. Профосмотры детей в условиях школы Декабрь
апрель 2,4,6,
8 Фельдшер,
прикрепленный
врач-педиатр
5. Анализ случаев травматизма в школе. В теч.
года 1-11 Фельдшер,
зам.директора
по ВР
6. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни В теч.
года 1-11 Кл.руководит.
2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся
1. Тестирование в рамках Комплексной прог-
раммы оценки психофизического состоя-
ния и функционирования возможностей
организма человека. В теч.
года 1-11 Зам.директора
по ВР
3.Контроль за соблюдением санитарно-гигиеническогорежима в школьном учреждении
1. Эстетическое оформление класса и школы. В теч.
года 1-11 Зам.директора
По ВР
2. Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) В теч.
года 1-11 Зам.дир. по УВР
3. Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническимтребованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка Ежедневно
1 раз в нед.
2 раза в год
2 раза в год
Ежедневно Все
поме-
щенияЗам.директора
по АХЧ,
зам.дир по УВР,

4. Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями. В теч.
года Зам.дир. по УВР
5. Организация активного отдыха на переменах. Постоянно 1-4 Кл.руководит.
4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1. Прививки детей согласно приказам Минздрава В теч.
года 1-11 Фельдшер
2. Профилактическая работа во время эпидемий. В теч.
года 1-11 Фельдшер
3. Профилактическая работа через беседы, уголки
здоровья, санбюллетени, полезные советы В теч.
года 1-11 Фельдшер
5.Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
1. Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры. В теч.
года 1-11 Учитель
физкультуры
2. Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций В теч.
года 1-11 Учитель
физкультуры,
учителя нач.
классов
3. Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях В теч.
года
1-11 Кл.руководители,
учителя физ-ры4. Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. В теч.
года 1-11 Зам.дир.по ВР
Кл.руководители5. Работа спортивных секций В теч.года1-11 Учителя физ-ры6.Профилактика травматизма
1. Занятия по правилам дорожного движения
(выступление сотрудников ГИБДД, тематичес-кие классные часы, викторины, конкурс рисунков,
плакатов) В теч.
года 1-11 Зам.дир. по ВР,
Кл.руководит.
2. Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ По программе1-11 Преподаватель ОБЖ, учителя нач.классов3. Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. сентябрь 1-11 Директор школы,
Кл.руководители4. Статистика и анализ случаев травматизма в школе. В теч.
года 1-11 Фельдшер, зам.директора по УВР
7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1. Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ и биологии В теч.
года 1-11 Преподаватели ОБЖ,
биологии
2. Тематические классные часы (Приложение 1) В теч.
года 1-11 Кл.руководители3. Тематические родительские собрания (Приложение) В теч.
года 1-11 Кл.руководители,
Зам.дир по ВР
4. Встречи с медработниками По
плану 8-11 Зам.дир.по ВР
5. Конкурсы, викторины (Приложение 3) По
плану 11 Зам.дир.по ВР
Кл.руководители
II этап (2017/2018уч.г.-2018/2019у.г.)

Заключение
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3-5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:
отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематические классные часы
1 – 4 классы
Режим дня.
Закаливание организма.
Культура поведения в общественных местах.
Культура поведения за столом.
Культура питания.
Мой друг – Мойдодыр.
Культура одежды
Профилактика простудных заболеваний.
Береги здоровье смолоду.
5 – 8 классы
Режим дня.
Что такое здоровье?
Способы укрепления здоровья.
Культура питания.
Культура одежды.
Гигиена мальчика и девочки.
Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.
О вредных привычках.
О вреде никотина.
О вреде алкоголя.
Имя беды – наркотик.
Покончить с грубостью.
Определение здорового образа жизни.
9 – 11 классы
Береги здоровье смолоду.
О вкусах не спорят, о манерах надо знать.
Гармония тела.
Роль спорта в жизни человека.
Как одеваться: стильно, модно, удобно?
Система питания старшеклассника.
Культура гигиены девушки.
Культура гигиены юноши.
Покончить с грубостью.
Победить зло.
Стресс.
Традиции и табакокурение.
Исторические аспекты винопития на Руси.
Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.
Почему принимают наркотики.
Когда возникает интерес к наркотикам.
Наркотики и их жертвы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематика родительских собраний
Психологические особенности учащегося (по возрастам).
Режим дня и гигиенические нормы.
Режим питания.
Встреча с сотрудниками ПДН ОВД Савинского района.. Лекции нарколога и врача кожно-венерологического диспансера.
Семейные конфликты (ведет психолог)
Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конкурсы, викторины
1.Конкурсы рисунков:
«Осторожно, дети!»;
«Я за здоровый образ жизни!»;
«Зеленая аптека».
2.Конкукрс плакатов:
«Жизнь без наркотиков»;
«Нет вредным привычкам».
3.Викторины:
«Красный, желтый, зеленый»;
«Кушайте на здоровье».
4.Ролевая игра «Суд над табаком».
5.Веселые старты.
6.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».
7.Товарищеские встречи по разным видам спорта.