Опыт работы по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности


HYPERLINK "http://doshkolnik.ru/zdorove/13337-opyt-raboty-po-formirovaniyu-osnov-valeologii-u-mladshih-doshkolnikov.html" Опыт работы по оздоровлению детей старшего дошкольного возраста в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Воспитатели: Ястребенко Т.С.
Родина З.А.
Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В. А.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
Существует множество факторов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей:
соблюдение режима дня;
рациональное питание и режим питания;
пребывание на воздухе;
закаливание;
двигательная активность;
соблюдение санитарно — гигиенических норм и правил.
психологическая безопасность детей в ДОУ.
На этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
В нашей работе мы ставили своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу.
Свою работу мы начали с проведения анкетирования родителей воспитанников по теме «Физическое развитие ребенка в домашних условиях» и др. Нами также были изучены литературные источники: методические пособия, статьи, научная и специальная литература.
Сформирована предметно-пространственная развивающая среда в группе. Затем был разработан и включен в образовательный процесс перспективно тематический план.
Учитывая наглядно — действенный и наглядно — образный характер мышления дошкольников, материал образовательной деятельности строился на методах формирования новых знаний и способов деятельности детей (наглядных, словесных и практических). Для этого использовались: НОД, экскурсии, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, простейшие эксперименты. Данные формы организации детей были включены в педагогический процесс, в первой или во второй половине дня, в разные режимные моменты, индивидуально, с группой или подгруппой детей, длительностью от 5 – 15 минут.
Темы образовательной деятельности были выбраны с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и реализовывались в игровой форме и проблемных ситуациях: «Простые правила», «Праздник чистоты», «Аккуратный шкафчик» и т.д.
При знакомстве с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах. Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, стихи дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз».
В сюжетно-ролевой игре, «Больница», где происходило знакомство с работой врача, дети выполняли соответствующие игровые действия, внимательно относились к заболевшему, называли и использовали в игре медицинские инструменты. А экскурсия в медицинский кабинет ДОУ с целью наблюдения за работой медицинской сестры, закрепила знания детей.
В непосредственно-образовательной деятельности детям предоставляется возможность участвовать в экспериментальной деятельности. Например:
Проведем эксперимент:
—Закройте глаза и скажите, какой предмет находится у меня в руках?
—Можете? Почему?
—Теперь снова закройте глаза. (Стучу молоточком) А теперь, какой
предмет находится у меня в руках?
—Почему вы догадались, что это молоточек, ведь вы его не видели.
Вывод: Какой орган чувств помог нам?
Детям очень нравятся пальчиковые игры, используя различные пальчиковые игры в работе, дети легко запоминали названия пальцев. Особенно хорошо закрепляются полученные знания детьми во время ежедневного проведения утренней гимнастики, динамических пауз, физкультминуток, гимнастики после сна.
Оздоровительные мероприятия помогли нам в решении множества задач, таких как:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей
формировать осознанное отношение к своему здоровью
знакомить детей со строением человеческого организма
формировать навыки и соблюдать правила личной гигиены
формировать гармоничную личность.
Многочисленные исследования показывают, что успех в развитии ребенка на 80% зависит от слаженной работы педагога с родителями. Работу с родителями тоже организовываем разнообразными методами и приемами в целях более глубокого просвещения в теме оздоровления дошкольников.
С целью привлечения родителей, была проведена фотовыставка «Здоровый ребенок в здоровой семье». Родители воспитанников принесли фотографии семейного спортивного отдыха с детьми.
В группе функционирует «Уголок Здоровья» для родителей. Были проведены беседы и консультации на тему оздоровления детей. Мы стараемся поддерживать дружеские связи с детьми и их родителями, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для совместного активного отдыха.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель — воспитывать здоровых детей.