Программа по оздоровлению детей Хочу быть здоровым
































В последние годы обозначились неблагоприятные процессы состояния здоровья детского населения (по данным РАМН, из Отчета на Всероссийской конференции медицинского образования, 2004г.):
высокая частота рождения детей с патологией нервной системы (более 35 на 1 тысячу родившихся);
повышение частоты врожденных и наследованных болезней;
прогрессирующий рост хронических патологий;
рост болезней аллергической природы;
повышение общего числа инвалидов.
Следует подчеркнуть печальный факт: у большинства родителей будут рождаться больные дети. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную задачу.
Проблема здоровья детей находит отражение в следующих государственных и нормативных документов:
Законе «Об образовании» РФ;
Типовом положении об образовательных учреждениях;
Приказах, Инструкциях Министерства образования и здравоохранения, Устава ДОУ.
Здоровье детей нашего сада не является исключением. Анализ заболеваемости за учебный год показал, что детей с I группой здоровья – 5 %; со II группой – 91,8%, с III группой -2,7%, IV – 0,5%.
Часто болеющих детей - 21,4%.
Детей с хроническими заболеваниями – 2,7%.
Отклонение со стороны опорно-двигательного аппарата имеют 12%. детей.
Таким образом, на педагогическом совете было принято решение: разработать и внедрить в практику программу по оздоровлению детей «Хочу быть здоровым».


Сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей.


Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

Организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

Приобщить ребенка к здоровому образу жизни.

Использовать в оздоровительной деятельности ДОУ духовно-нравственный и культурный потенциал города.

Воспитать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.



Непрерывность – обеспечение последовательности занятий и преемственности между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени.
Системного чередования нагрузок и отдыха – сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка.
Оздоровительной направленности – сочетание физических упражнений с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма.
Возрастной адекватности процесса физического воспитания – учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Осознанности – воспитание у ребенка смыслового отношения к физическим упражнениям и играм.
Научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практическими апробированными методиками.








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Перспективный план работы творческой группы «Хочу быть здоровым»
на пять лет

№ п/п
Направление деятельности
Задачи
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год

1.
Создание механизма эффективного управления ТГ «Хочу быть здоровым».
Координация деятельности ТГ по реализации перспективного плана.
1. Формирование ТГ.
2. Разработка технологии по оздоровлению детей «Хочу быть здоровым».
1. Работа ТГ по преобразованию развивающей среды.
2. Работа с родителями по диагностике развития ребенка.
3. Внедрение технологии «Хочу быть здоровым».
1. Реализация, отслеживание результатов по технологии «Хочу быть здоровым»

1. Реализация, отслеживание результатов и коррекция деятельности по технологии «Хочу быть здоровым»
1. Работа по обобщению опыта работы по оздоровлению детей.
2. Обобщение результатов совместной деятельности ТГ с другими УГ, ТГ.
3. Реализация технологии с учетом результатов коррекционной работы.

2.
Информирование участников воспитательно-образовательного процесса.
Проведение консультаций, семинаров.
Изучение научной, методической литературы по профилактике и оздоровлению детей.
1. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по оздоровлению детей.

1. Создание и оформление критериев по оценке здоровья детей.
2. Изучение опыта работы ДОУ
1. Изучение опыта работы ДОУ
1. Определение уровня развития здоровья дошкольников.


3.










Кадровое обеспечение.










1. Обучение педагогов на курсах по здоровье-сберегающим технологиям.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов в системе самообразования и работой над технологией.











4.

Методическое и дидактическое обеспечение

1. Составление перспективного планирования.







2. Приобретение методической литературы детей, педагогов и родителей.

3. Разработка и изготовление дидактических пособий.


Обогащение физкультурных уголков в группах ДОУ (картотека подвижных игр, атрибуты к подвижным играм)

Методическое оснащение, приобретение литературы оздоровительного направления.
Изготовление н/оборудования: «Дорожки здоровья».

Обогащение физкультурных уголков в группах (атрибуты для игр с прыжками, с бросанием)


Приобретение литературы для детей.

Разработка и изготовление детских игр и пособий.

Обогащение физкультурных уголков в группах (спортивные игры)




Приобретение литературы для педагогов и родителей.


Продолжение работы по накоплению материала.

Подбор оздоровительных мероприятий







Продолжение работы по накоплению материала.



Анализ методического обеспечения.







Продолжение работы по накоплению пособий.

5.
Определение уровня развития здоровья детей
Организация комплексной медицинской, педагогической диагностики.

МПК за проведением физических занятий.
МПК за проведением подвижных игр, гимнастик, зарядок.
Составление «Листов здоровья» на каждую возрастную группу
МПК за реализацией оздоровительных мероприятий.
МПК за питанием.
МПК за реализацией оздоровительных мероприятий.


6.
Установление содержательных связей с учреждениями микросоциума.
Определение и прорабатывание дополнительных возможностей по взаимодействию ДОУ с учреждениями
микросоциума.
Организация совместно с детьми углубленных медосмотров.

Посещение выставки в музее.
Разработка серий занятий в детской библиотеке.




Знакомство со спортивными сооружениями школы
Проведение совместных мероприятий с ГИБДД.

Обогащение опыта работы в данном направлении.

7.
Взаимодействие педагогов и родителей.
Повышение уровня родительской компетенции в области оздоровления.

Актуальность и активизация роли родителей.
Анкетирование проблем.




Поиск эффективных форм работы с родителями.
Создание «Школы для родителей».




Участие в совместных мероприятиях.
Выявление, изучение передового опыта семейного оздоровления.

Участие в совместных мероприятиях
Участие родителей в педагогическом совете по проблеме оздоровления детей.
Участие в совместных мероприятиях.
Анализ работы с родителями.





Участие в комплексных мероприятиях.

8.
Определение перспектив дальнейшей работы
Подведение итогов работы по технологии «Хочу быть здоров».
Методическое оснащение процесса обучения и воспитания.
Эффективность форм работы с детьми (измерение уровня развития)
Изучение и выбор диагностического материала для определения уровня физического развития ребенка.

Разработка технологий для изучения уровня физического развития дошкольников.
Анализ создания системы оздоровительной работы в ДОУ.





- комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ.


- морально-психологический климат;
- экология и гигиена;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные программы, методики и технологии.





- динамизм (возможность изменения, преобразования);
- открытость (связь с другими социальными институтами, с социумом в целом);
- гибкость (учет возможностей, как субъектов образования, так и социально-культурного пространства);
- саморазвитие и взаимосвязь педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление).



13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ




































МОДЕЛЬ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОУ
№ п/п
Форма работы
Возрастные группы
Ответственные



I мл. гр.
II мл. гр.
ср. гр.
ст. гр.
подг. гр.


1
Утренняя гимнастика
5м *5=25 м
5м*5=25м
8м*5=40м
10м*5=50м
12м*5=60м
Инструктор по физкультуре, ПДО, воспитатели

2
Физкультурные занятия
на воздухе
в помещении

10м*2=20м

15м*1=15м
15м*2=30м

-
20м*2=40м

-
25м*2=50м

-
30м*2=60м
Инструктор по физкультуре

Инструктор по физкультуре, ПДО, воспитатели

3
Ритмика


20м*1=20м
25м*1=25м
30м*1=30м
ПДО

4
Музыкальное занятие
6м*2=12м
8м*2=16м
7м*2=14м
9м*2=18м
10м*2=20
Музыкальные руководители

5
Двигательная ритмика во время перерыва между занятиями
-
Ежедневно от 3 до 7 минут

Воспитатели, ПДО

6
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
утром
вечером


6м*10=60м


8м*10=80м


10м*10=100м



12м*10=120м


15м*10=150м



Воспитатели

7
Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна
3м*5=15м
4м*5=20м
4м*5=20м
6м*5=30м
6м*5=30м

Воспитатели

8
Индивидуальная работа по развитию движений (в помещении или на воздухе)


8м*5=10м

10м*5=50м

12м*5=60м

15м*5=75м

15м*5=75м

Воспитатели

9
Самостоятельная двигательная деятельность в группе и на прогулке

Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей. Проводится под наблюдением воспитателя.

10
Активный отдых





Заведующая, зам. зав.по ВМР, мед. работник, инструктор по физкультуре


прогулки, походы
1-2 раза в месяц




-
15-20 мин
20-30 мин
45-60 мин
60-90 мин



физкультурные праздники (в группе или на воздухе)
2 раза в год
Воспитатели, зам.зав. по ВМР, инструктор по физкультуре, музыкальные руководители



-
-
до 45 мин
до 60 мин
до 60 мин



Физкультурный досуг

1 раз в месяц
Инструктор по физкультуре, музыкальные руководители, воспитатели



-
15-20 мин
15-20 мин
20-30 мин
20-30 мин



«День здоровья"
-
2 раза в год
Зам. зав. по ВМР, воспитатели, инструктор по физкультуре, специалисты

11
Занятия с детьми по коррекции и профилактики плоскостопия



20*1=20м
25 м*1=25м
25 м*1=25м


ПДО

12
Танцевальный кружок
-
-
-
25м*1=25м
30м*1=30м
ПДО

13
Задание на дом
-
-
Определяется воспитателем









ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДОУ


Содержание
Группа
Периодичность выполнения
Ответственные
Время

Лечебное полоскание горла

1
Фурацилином
ЧБД, дети, состоящие на учете у лора
После дневного сна по 2 недели с 2 недельным перерывом
Медработник, воспитатель
Ноябрь-апрель

2
Противовоспалительными травами (шалфей, эвкалипт, ромашка)
1-10
После сна
Медработник, младший воспитатель
Октябрь-апрель

Витаминотерапия

3
«Ревит», поливит
1-10
По 1 разу в течение 10 дней
Медработник
Декабрь-февраль

4
Настойка шиповника
1-10
По 1 разу в день в 10.00 3 раза в неделю
Медработник
Октябрь, ноябрь, январь, март

5
Витаминизация третьего блюда
1-10
Ежедневно
Медсестра
В течение года

Физиопроцедуры

6
Ингаляция УЗ - аппаратом «Муссон
ЧБД
По назначению врача 1 раз в день перед обедом
Медработник
В течение года

7
Вибромассаж (аппаратом для вибрац. терапии)





Природные адаптогены

8
Элеутерококк
1-10
Ежедневно после завтрака
Медсестра
Октябрь-апрель

Профилактика заболеваний

9
Массаж «9 волшебных точек» по методике А.А. Уманской
1-10
3-4 раза в день
Воспитатели, контроль медработника
С октября по апрель

10
Дыхательная гимнастика с элементами йоги по методике Т. Нестеренюк, А. Шкода
1-10
2 раза в день в неделю по 30 минут
Воспитатели, контроль медработника
В течение года

11
Оксалиновая мазь

Все группы
Ежедневно, 2 раза перед прогулкой
Воспитатели, медработник
Ноябрь-декабрь, март - апрель

12
Чесночно-луковые закуски
Ароматизация помещения (чесночные букетики)
1-10
В течение дня
Младшие воспитатели контроль медработника
Октябрь-апрель

13
Индивидуальный общеукрепляющий массаж
по назначению врача
перед обедом
медсестра
в течение года

Работа с детьми, имеющими плоскостопие

14
Хождение босиком по «дорожке здоровья»
1-10
Ежедневно после дневного сна
Воспитатели
В течение года

15
Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию со слабо сформированной стопой
старшая группа
2 раза в неделю
Инструктор по физкультуре
В течение года

Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка

16
Воздушные ванны (облегченная одежда по сезону года)
1-10
Ежедневно
Воспитатели
В течение года

17
Полоскание зева кипяченой охлажденной водой
Средняя, старшая, подготовительная группы
После каждого приема пищи
Воспитатели, младшие воспитатели
В течение года

18
Обширное умывание
1-10
Ежедневно после дневного сна
Воспитатели
В течение года

19
Прогулки на воздухе

1-10
Ежедневно
Воспитатели
В течение года

20
Утренний прием на свежем воздухе
1-10
Ежедневно
Воспитатели
Май- сентябрь

21
Дыхательная гимнастика
Средняя, старшая группы
2 раза в неделю
Воспитатели
В течение года

22
Солнечные ванны

1-10
Ежедневно
Воспитатели
В течение года

23
Хождение босиком
1-10
На занятиях физкультурой в спортзале
Воспитатели
В течение года








УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ































МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

1 год

№ п/п
Мероприятия
Форма проведения
Ответственные

1
«Игра в жизни ребенка»
Консультация
Инструктор по физкультуре

2
«К здоровью без лекарств»
Консультация
Мед. сестры, врач

3
«День здоровья»
Праздник
Педагоги ДОУ

4
Досуговые мероприятия:
«Мой друг – светофор»
Спортивное развлечение
Инструктор по физкультуре


«Защитник Отечества»
Спортивное развлечение
Инструктор по физкультуре


«По тропинкам детства»
Развлечение

Инструктор по физкультуре


«Каждый маленький ребенок – должен знать это с пеленок»
Викторина по правилам пожарной безопасности
Воспитатели, родители

5
Физическая готовность к школе
Выступление на родительском собрании в подгот. группе

Инструктор по физкультуре, мед. работник

6
Выявление потребностей семьи социума по вопросам здорового образа жизни
Анкетирование родителей

Психолог

7
Оказание посильной помощи в благоустройстве и оборудовании участков
Беседа с родителями

Воспитатели

8
«День открытых дверей»
Открытые просмотры физ. занятий

Ст. воспитатель, инструктор по физкультуре, воспитатели

9
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Консультации, информационный стенд
Психолог, воспитатели мл. групп

10
«Школа пешехода»
Ежемесячный выпуск газеты
Родители групп

11
«Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки»
Родительские собрания

Мед. работники, инструктор по физкультуре

12
Информационная корзина
Информационные стенды

Воспитатели,
мед. работники, инструктор по физкультуре


2 год

№ п/п
Мероприятия
Форма проведения
Ответственные

1
Основные направления технологии по оздоровлению детей «Хочу быть здоровым»
Групповое родительское собрание
Воспитатели,
мед. работники, инструктор по физкультуре

2
Вариативность использования нестандартного оборудования по физкультуре (дорожки, лотки, коврики)
Консультации
Инструктор по физкультуре, мед. работники

3
Школа для родителей по проблемам здоровья
Консультации, беседы