Разработка урока по теме «Плотность вещества»


Разработка урока по теме «Плотность вещества»

1. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия.7-11классы/ Сост. Ю.И.Дик, В.А.Коровин.- 2-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2001.-256.
Перышкин А.В. Физика.7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.

2. Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 7 классе обучается 4 человека: 1 девочка и 3 мальчика. Коллектив сформировался в начальной школе. На «4» и «5» учится 2 человек, что составляет 50%.
Мотивация на изучение высокая, основанная на интересе к предмету. Познавательные интересы учащихся развиты в достаточной степени, учащиеся охотно участвуют не только в основных учебных, но и во внеклассных мероприятиях, являясь активными участниками школьной жизни.
У 25% учащихся преобладают логические формы запоминания, развиты оперативная, смысловая, долговременная виды памяти. У 50% учащихся доминирующими являются зрительная и комбинированные виды памяти. 25% учащихся характеризуются низким уровнем развития памяти. Преобладает зрительная память, смысловое запоминание учебного материала затруднено.
Дети из неблагополучных семей: 2 мальчика воспитываются в неполной и многодетной семье, 1 мальчик воспитывается в многодетной семье. Все дети из малообеспеченных семей.
Взаимоотношения в классе доброжелательные, конфликты в классе редки. Уважительно относятся к учителям. В целом класс дружный.



2. Тема урока: «Плотность вещества»
3. Изучаемая тема: «Взаимодействие тел»
4. Тип урока: 1) По дидактическим целям – урок получения новых знаний
2) По приемам активизации познавательной деятельности - практикум.
5. Цель и задачи урока
Цель урока: изучение нового материала
Задачи: Образовательная:
Сформировать общие представления о плотности вещества, численно равной массе единицы объема;
Научить определять эту физическую величину.

Развивающая:
Продолжить работу по формированию умения:
1) обобщать опытные данные, сравнивать их и делать выводы,
2) работать самостоятельно;
3) «доказывать» свои действия;
4) отвечать на вопрос «Как ты рассуждал?»

Воспитательная:
Способствовать воспитанию:
1) ответственного отношения к труду; культуры мышления и речи;
2) пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.

6. Методы и приемы:
1) методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия);
2) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: наблюдение, демонстрация опыта);
3) методы передачи информации с помощью практической деятельности (экспериментальная работа);
4)методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи);
5)методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка).

7. .Принципы: научности, последовательности, доступности, развития личности.

8. Форма обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение демонстрации.


Средства обучения:

Материально-технические: цилиндры из алюминия и латуни, бруски из разных веществ одинакового объема, бруски из одного сорта дерева, но разного объема, стальные бруски разных размеров, весы, мензурки, пластмассовые кубики.
Дидактические: учебники, тетради.

Хронометраж урока:
Организационный момент 2 мин.
Актуализация ранее усвоенных знаний 5 мин.
Мотивация учебной работы 3 мин.
Постановка цели урока 1 мин.
Работа над изучением нового материала 20 мин.
Закрепление на воспроизведение знаний; 9 мин.
на понимание материала; на применение знаний
Подведение итогов 3 мин.
Организация домашней работы 2 мин.







Содержание и ход урока
Обоснование деятельности учителя
Прогнозирование деятельности учащихся



1. Организационный момент.
Приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих.

2. Актуализация ранее усвоенных знаний.

Ответьте на вопросы:
- Что такое физическое тело? (любой предмет)
- Из чего состоят физические тела? (из различных веществ)
- Какие вещества вы знаете? (твердые, жидкие, газообразные )
- Какие свойства тел вам известны? (твердые тела сохраняют форму и объем; жидкости сохраняют объем, но меняют форму; газы не имеют постоянного объема и собственной формы)
- Как определить массу тела? (взвесить тело на весах)
- Как узнать объем тела? (с помощью измерительного цилиндра-мензурки, если тело имеет неправильную форму; с помощью линейки, если тело имеет форму параллелепипеда)



3. Мотивация учебной работы.
Существует легенда об Архимеде и царской короне.
«Царь Гиерон поручил Архимеду проверить честность мастера, изготовившего золотую корону. Хотя корона весила столько, сколько было отпущено на нее золота, царь заподозрил, что она изготовлена из сплава золота с другими, более дешевыми металлами. Архимеду было поручено узнать, не ломая короны, есть ли в ней примеси.»(16, с 159)
Помогите Архимеду решить задачу царя.
Достаточно ли у нас знаний чтобы ответить: из чего сделана корона? Что для этого нужно знать?



4. Постановка цели урока.
Учитель подводит итог высказываниям.
Для того чтобы помочь Архимеду, нужно знать массу вещества единицы объема.




5. Изучение нового материала.
Эксперимент 1.
Приборы и материалы: весы, два бруска, изготовленных из разных веществ, линейка
Учитель дает классу задание: сравните массы и объемы двух брусков.

Порядок выполнения работы

1 Взвесить каждый брусок на весах.
2 С помощью линейки найти длину (a), ширину (в), высоту (с) бруска. Затем по формуле 13 EMBED Equation.3 1415 определить объем бруска.
3 Сделайте вывод.
Вывод: Объемы равны, а массы разные.

Эксперимент 2.
Приборы и материалы: цилиндры из стали и дерева, весы.
Задание: сравните массы двух цилиндров.
Порядок выполнения работы
1 Взвесить каждый цилиндр на весах
Сделайте вывод.
Вывод: Массы равны.

Вопрос классу: Что вы можете сказать об объемах тел? (объемы тел разные (визуально))
Почему, по вашему мнению, объем стального цилиндра больше деревянного?

Гипотеза: 1 см13 EMBED Equation.3 1415этих веществ имеет разную массу.

- Как в этом убедиться?
(Надо определить массы обоих цилиндров и их объемы. А потом рассчитать массу 1см13 EMBED Equation.3 1415
·каждого вещества; сравнить полученные результаты.

Эксперимент 3.
Приборы и материалы:
цилиндры из алюминия и латуни, весы, мензурка.
Порядок выполнения работы
Определить массы обоих цилиндров;
С помощью мензурки определить объемы обоих цилиндров;
Рассчитать массу 1см13 EMBED Equation.3 1415каждого вещества, поделив массу цилиндра на его объем;
Сделать вывод.
Вывод: У алюминия и латуни массы 1см13 EMBED Equation.3 1415разные.
Эксперимент 4.
Приборы и материалы:
2 цилиндра из алюминия, весы, мензурка
Порядок выполнения работы
1)Определить массы обоих цилиндров;
2) С помощью мензурки определить объемы обоих цилиндров;
Рассчитать массу 1см13 EMBED Equation.3 1415каждого вещества, поделив массу цилиндра на его объем;
Сделать вывод.
Вывод: У одинаковых веществ масса 1см13 EMBED Equation.3 1415одинаковая.

-Следовательно, масса 1см13 EMBED Equation.3 1415 вещества может служить характеристикой вещества. (одной из многих)
Определение: Физическая величина, численно равная массе единицы объема данного вещества, называется плотностью данного вещества.
- Она обозначается буквой
·.
(учащиеся записывают в тетрадь это определение и обозначение плотности)

- Как определить плотность вещества?
(Надо массу вещества разделить на объем).

Все записывают формулы:
· = m / v
m =
·V; V = m/
·


Эксперимент 5 (1ученик)
Приборы и материалы:
весы, линейка
Задание:
Определить плотность сахара.
Порядок выполнения работы
1. Взвесить на весах.
2. определить объем сахара
3. Рассчитать плотность сахара
4. Сделайте вывод

Эксперимент 6 (2-ой ученик)

Приборы и материалы: брусок, линейка, весы
Задание: определим плотность дерева

Определить на основе измерений разных брусков массу 1см13 EMBED Equation.3 1415этого вещества.

. Порядок выполнения работы
1. Взвесить брусок на весах.
2. С помощью линейки найти длину (a), ширину (в), высоту (с) бруска. Затем по формуле 13 EMBED Equation.3 1415 определить объем бруска
3. Рассчитать плотность дерева
4. Сделайте вывод




Эксперимент 7 (3-ий и 4-ый ученик)
Приборы и материалы: бутылочка с бензином, весы, мензурка.
Задание:
Определить плотность бензина
Порядок выполнения работы
1. Взвесить на весах бутылочку с бензином.
2. Затем перелить бензин в мензурку и взвесить пустую бутылочку.
3. Рассчитать плотность бензина
4. Сделайте вывод

- Сравнить результаты и сделать выводы.

- В каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение?
( в г/см13 EMBED Equation.3 1415, кг/см13 EMBED Equation.3 1415.)

7 Закрепление.
1 уровень упражнений ( воспроизведение знаний)
-Что называется плотностью?
- По какой формуле определяют плотность?
2 уровень знаний (на понимание материала)
1.Масса алюминиевого чайника 0,3 кг. Какой объём алюминия пошёл на изготовление чайника?
2. Объём стальной детали
0,1 мі. Найдите её массу.

8. Подведение итогов
Ответим на вопросы:

- Что нового узнали на уроке?
- О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили?
- Как же помочь Архимеду решить задачу царя о его короне?



Предъявление и обсуждение домашнего задания

Ознакомиться с материалом о плотности по учебнику; ответить на вопросы в конце параграфа; составить рассказ о физической величине «плотность».









Организация учащихся; настрой на урок.



Активизирует познавательную деятельность учащихся; акцентирует внимание на необходимых знаниях; дает возможность всем учащимся включиться в работу.












Подготавливает к восприятию новых знаний; создает непринужденную обстановку на уроке.



Ставит учащихся в такую ситуацию, при которой они осознают недостаточность знаний и способов действий.




Формулировка цели урока определяет направление дальнейшей работы.






Активизация познавательной деятельности учащихся через выполнения эксперимента (школьники владеют определенным запасом экспериментальных умений и навыков, позволяющих им выполнять несложные эксперименты под руководством учителя).




Выполнение эксперимента способствует развитию практических навыков работы с лабораторным оборудованием.





Акцентирует внимание учащихся на поставленном вопросе.








Активизация познавательной деятельности учащихся через выполнение эксперимента.








При выполнении эксперимента развивается умение вести наблюдения









Акцентирует внимание учащихся на изученном материале.













Выполнение эксперимента способствует развитию практических навыков работы с лабораторным оборудованием.











При выполнении эксперимента развивается умение вести наблюдение.


































Акцентирует внимание учащихся на изученном материале; нацеливает на закрепление изученного материала.

















Оценивает деятельность учащихся на уроке.
Положительная мотивация.



Придает логическую завершенность работе на уроке





Закрепление изученного материала дома























Готовность класса к работе




Извлекают из памяти необходимые сведения о строении вещества; готовность к активной учебно-познавательной деятельности.













Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности; устанавливаются доброжелательные отношения между учащимися и учителем.
Высказывают предположения, мнения.
Осознают недостаточность знаний для ответа на поставленный вопрос.



Цель урока показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность.




Намечают и обсуждают план предстоящей работы; обращают внимание на технику безопасности при проведении экспериментов.
Формулируют вывод из поставленного эксперимента.






Развивают практические навыки работы с лабораторным оборудованием.









Выдвигают гипотезу;
Развивают умения объяснять наблюдаемые процессы.




Учащиеся выполняют эксперимент согласно инструкциям.








В условиях ограниченного времени учатся говорить кратко, учатся делать выводы из результатов эксперимента.







Запись в тетради способствует развитию зрительной памяти, происходит непроизвольное запоминание материала.





Возможность каждому учащемуся высказать свое мнение.



Учатся планировать свою деятельность в условиях ограниченного времени.













Развитие познавательных процессов, внимания, наблюдательности, способности анализировать свои наблюдения, умений делать выводы.































Приводят, полученные знания в систему.




Применяют полученные знания для решения поставленных задач













Выявляют положительные и отрицательные моменты в своей деятельности на уроке.
Получают моральное удовлетворение от своей работы.







Формирование позитивной мотивации на выполнение домашнего задания































Root Entry