Проект Диагностические методики выявления социальной одарённости у детей в начальной школе


Проект
«Диагностические методики выявления социальной одарённости у детей в начальной школе»

Учителя начальных классов МБОУ СОШ №83
Корольковой Любови Геннадьевны
г. Ногинск-9
2013г.
Оглавление
1. Введение 3
2. Сущность и структура социальной одарённости 4
3. Диагностические методики выявления социальной одарённости
у детей в начальной школе 6
3.1 Методика для изучения социализированности личности обучающегося 6
3.2 Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся 8
3.3 Методика определения общественной активности обучающихся11
4. Заключение 15
5. Список литературы 16
1.Введение
В условиях современной школы выявление социально одарённых детей становится актуальной задачей практически всех участников образовательного процесса, как в системе общего, так и в сфере дополнительного образования. Современная школа существует в условиях постоянного реформирования различных сфер жизни. В связи с этим размывается понятие социальных норм как исторически сложившихся в конкретном обществе пределов, мер допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций .
Взаимодействия детей друг с другом в школе и за её пределами являются зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе. Агрессия, неприятие, отсутствие эмпатии, психологический инфантилизм, конформность становятся характеристиками современных обучающихся. Перед педагогом встаёт задача противостоять данным тенденциям, обеспечивать условия для выявления и поддержки социально одарённых детей. Ведь основа успешности человека в социальной среде во многом зависит от его социальной одарённости . Одно из определений социальной одаренности гласит о том, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми . Ребёнок не рождается с такой способностью, она формируется в процессе взаимодействия детей с родителями и другими родственниками в семье, воспитателями и другими детьми в дошкольном образовательном учреждении, с учителями и одноклассниками в школе и т.п. Практика показывает, что успеха в жизни часто добиваются не те, кто обладает высоким интеллектом, а те, кто легко вступают в общение, способны к установлению благоприятных отношений с окружающими . Поддержать социально одарённого ребёнка, направить его энергию на благо, помочь развиться обучающемуся, не обладающему данной компетентностью, – одна из задач школы в целом и каждого педагога в отдельности. Для решения этой задачи и была проведена работа в рамках данного проекта.

2.Сущность и структура социальной одарённости.

Проблема развития социальной одаренности, еще изучена явно недостаточно, несмотря на то, что все чаще находит отражение в психолого-педагогической литературе.
Прежде всего необходимо определиться с пониманием сущности этого явления. Современная психолого-педагогическая наука не имеет однозначного подхода к пониманию как одаренности вообще, так и социальной одаренности
Социальная одаренность выражается в легкости установления и высоким качеством межличностных отношений. Психологами выделяются характерные черты, присущие детям, одаренным в социальном отношении (например, их активность в организации различных общественных мероприятий, восприятие их как авторитетных арбитров в группе). Они относятся к сверстникам и к старшим как к равным. Этих людей можно опознать по проявлению социальной активности. В отечественных педагогических исследованиях в двадцатом веке термин «социальная одаренность» практически не употреблялся. Однако многие исследователи употребляли термин «социальная активность». Это было связано с идеологическими установками, которые предполагали, что проявление социальной активности, прежде всего, зависит от социальных установок личности, а не от ее потенциала.
С позиции развития социальной одаренности детей, развития у них лидерских качеств впервые изучил эту проблему Л.И. Уманский, а впоследствии его ученики А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Т.Л. Крюкова, А.Г. Кирпичник, М.И. Рожков и др.
Социальная одаренность проявляется в реализации готовности к социальной деятельности. Это не противоречит точки зрения на социальную одаренность как способность устанавливать зрелые, конструктивные отношения с окружающими людьми. Развитие социально одарённых детей идёт через включение обучающихся в различные виды деятельности, подразумевающие непосредственную коммуникацию.
Учитывая многогранность человеческих отношений, социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, сопереживать, влиять на людей, организовывать их деятельность.
В современных условиях особое значение приобретает тот факт, что социальная одаренность является предпосылкой формирования готовности к управленческой деятельности, так как предполагает достижения успеха в сферах деятельности типа «человек-человек».
Какие качества отражают наличие социальной одаренности у ребенка? Сегодня в работах психологов и педагогов можно встретить различные подходы к ответу на этот вопрос.
Д.В. Ушаков считает, что социальная одаренность представляет собой сложный сплав когнитивных компонентов (общий академический интеллект, практический интеллект, социальный интеллект) и некогнитивных факторов (темперамент, личностные особенности, воля и т.д.)
Ряд авторов (И. В. Ивенских, Т. М. Хрусталева) включают в структуру социальной одаренности коммуникативно-организаторские способности и эмоционально-волевые черты личности.
По характеру проявлений социальную одаренность характеризуют как одаренность социально-коммуникативную, организаторскую и аналитико-прогностическую.
Социально-коммуникативная одаренность личности представляет освоенные субъектом способы социально-ориентированного общения, и характеризуется умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению среды общения к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении и совместной деятельности.
Организаторская одаренность характеризуется способностью достигать результат в руководстве деятельностью, связанной с созданием связей, взаимодействием между субъектами деятельности.
Аналитико-прогностическая одаренность характеризуется способностью к установлению и структуированию отношений между элементами информации, построению целостного и дифференцированного образа проблемной ситуации и на этой основе осуществлению прогнозирования развития явления, создание образа будущего в виде проекта, модели, плана будущего, гипотезы и т.п.
Основные параметры социальной одаренности:
• способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
• способность к самоутверждению, уверенность в себе;
• проявление инициативы в социальных ситуациях;
• чуткость, способность к сопереживанию;
• способность сотрудничать и разрешать конфликты;
• способность руководить и принимать на себя ответственность;
• общительность, популярность в классе;
• способность хорошо понимать недосказанное;
• способность генерировать идеи и решение задач;
• лёгкость в общении.
3.Диагностические методики выявления социальной одарённости у детей в начальной школе.
Для выявления социальной одарённости у детей третьего класса мною были использованы несколько методик . Изучалась социализированность личности обучающегося, выявлялись коммуникативные склонности, определялась общественная активность. В диагностике принимали участие 23 учащихся.
3.1 МЕТОДИКА
для изучения социализированности личности обучающегося
Цель: выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся.
Ход проведения: обучающимся предлагается прочитать (прослушать) 20 утверждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:4 - всегда;
3 - почти всегда;
2 - иногда;
1 - очень редко;
0 - никогда.
Утверждения:
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого обучающегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Обработка результатов: среднюю оценку социальной адаптированности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой.
Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Результаты диагностики.
В ходе изучения социализированности личности обучающихся данного класса были выявлены следующие уровни:
- высокая степень социальной активности - 13 человек – коэффициент больше трёх;
- средняя степень социальных активности – 7 человек – коэффициент от двух до трёх;
- низкая степень социальной активности – 3 человека – коэффициент меньше двух баллов.
3.2 МЕТОДИКА
выявления коммуникативных склонностей обучающихся
Ход проведения: обучающимся раздаются опросные листы с 20 вопросами. Отвечать необходимо быстро, не задумываясь.
Опросный лист для обучающихся Инструкция: свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них только «да» или «нет». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, отвечайте быстро».
Ф.И. ученика:
№ Вопросы Да Нет
1 Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения? 2 Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 3 Нравится ли Вам заниматься общественной работой? 4 Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного? 5 Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 6 Часто ли Вы откладываете «на потом» дела, которые нужно выполнить сегодня? 7 Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 8 Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9 Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 10 Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 11 Раздражаетесь ли Вы, если не удается закончить начатое дело? 12 Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13 Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 14 Верно ли, что Вы всегда стремитесь к доказательству своей правоты? 15 Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)? 16 Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 17 Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18 Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 19 Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своихтоварищей? 20 Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Обработка результатов: показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:
0,1-0,45 - низкий уровень;
0,46-0,55 - ниже среднего;
0,56-0,65 - средний уровень;
0,66-0,75 - выше среднего;
0,76-1 - высокий уровень.
В результате диагностики были выявлены следующие уровни развития коммуникативных способностей детей:
- низкий уровень – 0,1 – 0,45 – 0 человек;
- ниже среднего – 0,46 – 0.55 – 4 человека;
- средний уровень – 0,56 – 0,65 – 9 человек;
- выше среднего – 0,66 – 0.75 - 6 человек;
- высокий уровень – 0,76 – 1 – 4 человека.
Четверо обучающихся с высоким уровнем коммуникативных способностей в предыдущей методике имели высокую степень социализированности.
3.3 МЕТОДИКА
определения общественной активности обучающихся Ход проведения: на доске составляется список обучающихся с порядковыми номерами перед каждой фамилией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.
Бланк ответов обучающихся
Инструкция: занесите на бланк ответов в первую строку номера самых активных обучающихся, соответствующих требованиям 1-го ориентира, во вторую - 2-го, и т. д. до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех обучающихся.
1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.
2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.
3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.
4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.
5-й ориентир. Уклоняется от поручений и участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.
Ф.И.:
Порядковые номера, соответствующие Ф.И. оцениваемых учеников
1-й ориентир 2-й ориентир 3-й ориентир 4-й ориентир 5-й ориентир В одну из пяти строк обучающийся заносит свой порядковый номер, тем самым осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные обучающимся листки сдаются исследователю.
Обработка результатов: исследователь обрабатывает полученные данные с помощью матрицы.
МАТРИЦА ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Порядковый номер, Ф.И. испытуемого Порядковый номер оцениваемого1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Сумма оценок (искл. самооценку) Средняя оценка (статус активности обуч-ся) В матрицу (напротив каждой фамилии) заносятся оценки, которые поставил испытуемый, оценивая общественную активность своих товарищей.
Например, обучающийся под номером 1 внес фамилию ученика под номером 3 во вторую строку (2-й ориентир), - в матрицу ставится цифра 2 на пересечении 1-й строки и 3-го столбца.
Далее подсчитывается сумма и количество оценок, полученных каждым испытуемым, исключая самооценку. Вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого (статус активности обучающегося).
По уровню статуса активности испытуемых можно классифицировать на пять групп:
Номер статусной группы Активность обучающегосяВеличина статуса
1 Высокая (организаторская) А <1,5
2 Хорошая (активно-исполнительская) 1,5< А <2,5
3 Средняя (пассивно-исполнительская) 2,5< А <3,5
4 Низкая (принудительная) 3,5< А <4,5
5 Не проявляется 4,5< А Результаты диагностики.
На основании приведенных данных испытуемые классифицируются следующим образом:
1-я группа – высокая (организаторская) активность – 3 человека
2-я группа – хорошая ( активно-исполнительская) – 7 человек
3-я группа – средняя ( пассивно-исполнительская) – 6 человек
4-я группа – низкая ( принудительная) – 7 человек
5-я группа – не проявляется – 0 человек
Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выделены жирным шрифтом) и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников. Из трёх человек из 1 группы с высокой организаторской активностью у одного обучающегося самооценка занижена, у двух обучающихся соответствует мнению одноклассников.


4.Заключение.
Сопоставляя результаты трёх методик, только у трёх обучающихся класса совпал высокий уровень социальной активности, высокий уровень коммуникативных склонностей и высокая организаторская активность.
На основе проделанной работы можно судить о социальной одарённости трёх обучающихся класса: Кокуриной Насти, Кудиновой Лилии и Богдановой Лизы.
Результаты проведённых диагностик помогут в дальнейшем осуществлять дифференцированный подход к учащимся на уроках, использовать и поддерживать организаторские способности социально одарённых детей в групповой работе и во внеурочной деятельности, развивать социальную одарённость у обучающихся с уровнями коммуникативных склонностей и социальной активности выше среднего и средний.
5. Список литературы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.)
Приоритетный образовательный проект «Образование» / http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Симонов В.П. О характеристике развития одаренности личности ребенка / В.П. Симонов, В.А. Пчелина // Прикладная психология и психоанализ. – 2006. – № 4. – С. 54–63.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. - 336 с.
Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. - 1995. - № 3. - С. 39-45.
Богоявленская М. Требуется помощь: школьные проблемы одаренных детей / М. Богоявленская // Школьный психолог. – 2005. – 16-31 янв. (№ 2). – С. 6–9.  
Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М., 1994.
Шакуров, Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность / Р.Х. Шакуров (Механизмы психодинамики). – Казань, 2001.
. Ушаков Д. В. (ред.). Психология одаренности – от теории к практике. М., 2000.
Ивенских, И.В. Развитие социальной одарённости как условие будущей профессиональной успешности [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.school2100.ru/upload/iblock/4f5/4f5c0994fa4b53f14156c4a43c957e77.pdf.
12.Психология социальной одарённости: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников [Текст] / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Линка Пресс, 2009.
13.Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст] / Е.И. Щебланова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 368 с.
14. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема //Нач. шк..-2000.-N 1.-С.94.
15. Работа с одарёнными детьми //Методическая поддержка заместителя директора школы. Выпуск №1. – М. : МЦФЭР ресурсы образования, 2011.(диск)