Технологическая карта урока литературного чтения по теме Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы


Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Учитель: Бачева Н.Н.
Предмет: литературное чтение.
Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»
Класс: 3
Тема: Повествовательное произведение в стихах Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 2-ой урок
Тип урока: урок - проект (групповая работа)
Форма урока: урок с применением ИКТ
Цель: составить проект – презентацию к произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи: 1. умение распределять роли в группе;
2. стремление самому открывать новые знания и умения;
3. развивать творческие способности детей, логическое мышление;
4. умение анализировать и оценивать работу товарищей.
Познавательные УУД:
выявляют основную мысль произведения;формулируют цель и задачи на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
характеризуют поведение действующих лиц произведения;
ориентируются в произведении, находят ответ на вопросы;
преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях)
Личностные УУД:
проявляют интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
портрет писателя, зрительные метки, компьютер, проектор, экран, презентация , карточки, рисунки, листы бумаги, ручки.
Л - личностные
П - познавательные
Р - регулятивные
К - коммуникативные
Этапы урока Работа учителя Работа обучающихсяФормирование УУД
1.Оргмомент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем. Слушают
2.Мотивационный этап. 1.Речевая разминка
Прочитаем стихотворение Е. Евтушенко вместе, медленно.
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Прочитайте выразительно.
-Как вы понимаете эти строчки?
-О каких зверях внутри нас говорит автор?
Пусть стихотворение Е. Евтушенко будет эпиграфом к нашему уроку.
-Что такое эпиграф?
Деятельность: направляет, организует, предлагает идею. -Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает.
-О любви к природе и животным, о человеческих отношениях.
Эпиграф - короткий текст, состоящий из крылатого высказывания или небольшой цитаты из какого-либо текста.
Эпиграф помещается перед текстом произведения.
Деятельность: уточняют информацию, обсуждают формулируют К. Выявляют основную мысль, договариваются о совместных правилах и следуют им.
3.Постановка учебной цели -Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Достает шапку, лодку, зайца.
-Попробуем сформулировать тему урока.
На доске слова-подсказки: презентация, Мазай, творческий проект, Дедушка.
На экране выходят записи: Творческий проект Стихотворение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и Зайцы»
-У нас пока нет этого проекта, нам надо его составить.
Помогите сформулировать цель урока.
-На прошлом уроке мы познакомились с этим произведением, а сегодня нам предстоит создать проект , который мы так и назовём «Дедушка Мазай и зайцы»
-Автором произведения является Н.А. Некрасов. А что вы знаете о нем?
-Вспомним о чём это произведение? Анализировать мы его не будем, т.к. работали над этим на прошлом уроке.
-Прочитаем стихотворение Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Деятельность: направляет, предлагает идею. -Будем работать с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Творческий проект Стихотворение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и Зайцы»
Цель: составить проект – презентацию к произведению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Сообщение делает ученик, показывает портрет писателя и книжку.
-Рассматривают книгу, вспоминают, о чём пойдёт речь в стихотворении.
-Читают выразительно цепочкой.
Деятельность: уточняют информацию, обсуждают задания, формулируют цель и результат. П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Л. Проявляют интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов
Л. Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами
4.Планирование
-Я предлагаю работать в группах.
-И задача №1, которая стоит перед вами - (умение работать в группе, распределять роли)…
-Сегодня каждой группе я даю одинаковые задания.
Выполнив эти задания, у нас получится проект в виде альбома. После чего каждый из вас познакомит нас со своей работой, а эксперты дадут оценку работе. Затем мы его выполним на компьютере.
-Давайте вспомним правила работы в группе:
1. уважай
2. помогай
3. слушай
4. оценивай
-Этих правил мы будем сегодня придерживаться. Задача №1. Умение работать в группе, распределять роли.
-Распределиться на группы.
-Выбрать руководителя.
-Распределить обязанности.
-Уточняют информацию.
1. уважай
2. помогай
3. слушай
4. оценивай П. постановка и формулирование проблемы
5.Выполнение работы -Перед тем, как начать работать, давайте поставим перед собой задачу. Что нам надо сделать?
Задача 2 - стремление самому открывать новые знания и умения;
Задача 3. развивать творческие способности, логическое мышление;
1.задание. Словарная работа.
-Т.к. стихотворение было написано давно, в нём много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы нам легче было понять суждение текста, давайте выполним словарную работу. Определим значения следующих слов:
Багор - шест с металлическим крючком и остриём
Аршин - старая русская мера длины, равная 0,71м.
Сажень - старинная русская мера длины, равная 3 аршинам.
Зипун - крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
Силки - петли для ловли птиц.
Показ некоторых предметов. Багор - это инструмент, которым до сих пор пользуются пожарные. Что же они делают этим предметом?
Зипун – это старая одежда, которую носили наши бабушки и дедушки.
2.задание. Найти к иллюстрации подходящие строчки из стихотворения и соедини их при помощи клея.
3.задание. Выписать из текста прилагательные, которые характеризуют Мазая, зайцев.
4.задание. Составить задачу по тексту.
Задача 2 - стремление самому открывать новые знания и умения;
Задача 3. развивать творческие способности, логическое мышление;
Дети работают со словарями.
Показ тех предметов, которые имеются в наличии.
Разбирают, вытаскивают, достают при помощи багров.
Индивидуальная работа.
П. уметь оформлять свои мысли письменно.
К. уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. Осмысливают правила работы в группе.
К. распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях
П. Сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
6.Защита проекта. Работы выполнили. Что теперь надо сделать?
Задаёт наводящие вопросы.
4. умение анализировать и оценивать работу товарищей.
Выступает 1 группа. Вторая группа будут экспертами.
Кто такие эксперты?
1 задание. Дети, послушаем, что у вас получилось.
2 задание. Группы слушают и дают оценку друг другу,
3 задание. Проверяют руководители групп.
4 задание. Задачу решают всей группой. Учитывается содержание задачи.
-Все выполненные вами работы, мы собираем вместе. У нас получился проект.  
4. умение анализировать и оценивать работу товарищей.
Эксперты – это те, кто оценивает работу.
Эксперты дают оценку.
- Мы умеем работать в команде.
-Провести рефлексию. П. объясняют значения слов.
П. Совместная коллективная деятельность
К. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

7.Рефлексия.
Мы хорошо поработали, давайте оценим друг друга.
Какова же основная мысль стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»?
-Что хотел нам рассказать автор?
-Какие чувства переполняли вас на уроке?
-Как бы вы поступили на месте Мазая?
-Случалось ли вам спасать животных?
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал……………………
Я почувствовал…………………………………
Мне захотелось, чтобы…………………………..
-Прошу встать тех, кому на уроке было интересно. Дети оценивают работу друг друга.
Ставят оценки за урок.
-Главная мысль произведения – не оставлять в беде не только товарища, но и братьев наших меньших. Помогать им, быть добрым и отзывчивым.
-Мы должны защищать животных. Л. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.