Технологическая карта урока. Искусство Древнего Египта. «Загадки Египетских пирамид»


Класс: 5
Тема: «Загадки Египетских пирамид»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема Искусство Древнего Египта. «Загадки Египетских пирамид»
Цель Овладение целостными представлениями об искусстве древнего Египта
Задачи Образовательные: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта
Развивающие: развивать умение работать с фактическим материалом. Развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации. На основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса. 
развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР
Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта и их значимости в современном мире .
УУД Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.
Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Планируемые результаты Предметные:
-знать:
основные достижения искусства Древнего Египта, их значение в жизни древних египтян;
основные понятия по изучаемой теме: искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, обелиск, колонна
-уметь:
находить нужную информацию в тексте учебника, дополнительных источниках;
применять основные культурологические термины и понятия по изучаемой теме.
Личностные:
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества;
приобретение опыта эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
Метапредметные:
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с целями и задачами урока;
умение проводить поиск основной и дополнительной информации учебной и научно-популярной литературой, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными задачами;
представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах
Основные понятия Древний Восток, искусство, египетские пирамиды, сфинкс, чудеса света, Тутанхамон, Хеопс, Геродот,
Межпредметные связи МХК, ИЗО, Литература, Музыка, Обществознание, ИКТ.
Ресурсы:
Основные
Дополнительные Основные: Рабочая программа, учебник, проектор, интерактивная презентация, раздаточный материал.
Дополнительные: Интернет – ресурсы
Вид урока Урок открытия новых знаний
Технологии Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий
Дидактическая структура урока Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Приветствие учителя, подготовка к уроку. Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока Включаются в деловой ритм урока.
 
ЛУУД: самоопределение.
РУУД: целеполагание.
КУУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Проверка домашнего задания Выполняют работу: интерактивная презентация.
Сверяют ответы на слайде. Определяют количество баллов в технологическую карту урока. участвуют в беседе, высказывают собственное мнение Следит за выполнением работы учащихся. Направляет учащихся на выявление неточностей. После заполнения технологической карты, коррекция ошибочных и неточных представлениях о понятиях
(Диалог, беседа с учащимися)
Выявление типичных ошибок и пробелов в ЗУН;
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Интерактивная презентация. «Религия Древнего Египта»
1.Что называется религией?
А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов
Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других
В) вера в силы природы
2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?
А) Осирис
Б) Амон-Ра
В) Сет
3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:
А) Осирис
Б) Амон-Ра
В) Тутанхамон
4. Где Саркофаг ?
Апис – это бык, бог полородия? Да/нет
Освоение знаний по теме «Религия древних египтян»
Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира РУУД: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
КУУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
ПУУД:
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности
Демонстрируют знания по пройденному материалу
Обмениваются полученной информацией
ЛУУД:
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Рассуждение учеников
Актуализация опорных знаний Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового
Предлагаю сыграть в игру «Реставрация» Я буду называть признаки предмета, который я загадала, а вы должны отгадать этот предмет.
Это огромное здание высотой в 50 этажей;
Его основание в два раза больше ширины Красной площади в Москве;
В нем никто никогда не жил;
Оно построено вручную из известняка;
Оно находится в Египте.
 Это Египетская пирамида. Рассказ учителя.
До сих пор ученые не могут понять, как древние египтяне обрабатывали и соединяли каменные глыбы весом от 2,5 до 30 тонн. В пирамиде эти камни ничем не скреплены, а удерживаются силой собственного веса. Зазоры между глыбами так малы, что между ними нельзя просунуть даже лезвия ножа. Самая большая пирамида – пирамида Хеопса – находится недалеко от города Гизы. Это сооружение высотой в 147 метров. С северной стороны пирамиды находится неприметный вход, который по тесному коридору приведет в так называемую комнату царицы. Здесь стоит богато украшенный, давно пустой саркофаг. По системе вентиляционных шахт сухой воздух пустыни попадает в пирамиду и способствует сохранению мертвых тел. Существует мнение, что сама форма пирамиды обладает магическим свойствами.
- Скажите, если в этом здании никто никогда не жил, для кого же они были построены?
Наверное, вы уже догадались, что тема нашего урока – Искусство Древнего Египта: «Загадки Египетских пирамид» Отгадываю загадку.
Записывают тему урока Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. КУУД: Совместная деятельность 
ЛУУД: Рассуждение учеников
ПУУД: Обмениваются полученной информацией
РУУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока
Целеполагание и мотивация учебной деятельности Постановка учащимися целей, задач, планирование хода урока. Определение методов работы. Организует
формулирование
темы урока
учащимися.
Организует
постановку цели,
формулировку
темы урока
учащимися, корректировка методов работы.
Сформулировать цели изучения темы и задачи, необходимые для достижения цели. Определить основные методы, которые необходимы для решения поставленных задач. Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам РУУД: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
ФИЗМИНУТКА Встали дружно, потянулисьБогу солнца улыбнулись!Богу ГЕБУ наш поклонМногократным будет он.Руки вверх к богине НУТ Пусть немножко отдохнут.Тело наше сделай кругПовтори АМОНА  путьГотовы из знанийПлести сотни сотПоможет нам в этомБог мудрости ТОТ.
Изучение нового материала Диалог.
Работа с картой урока.
Соотнесение Заполнение таблицы
Организует самостоятельное чтение учебника и работу в технологической карте урока, оценивание результатов в парах по эталону.
Создаёт ситуацию успеха.
-Учитель : Ребята, оказывается загадка в древности являлась еще и средством проверки и выявления мудрости.
-Учитель:
Ребята, а не интересно ли Вам заглянуть внутрь пирамиды?
Как мы можем сформулировать нашу следующую загадку!?
Помощь в разгадке окажет наш учебник,
Учитель обращает внимание на доску, на которой мелом изображен
рисунок-схема пирамиды, а также на магнитах прикреплены перевернутые листочки с напечатанными новыми терминами
гробница
погребальная камера
шахты
саркофаг
мумия
Учащимся предлагается найти в учебнике новые слова имеющие отношение к внутреннему устройству пирамиды, а также выписать их в тетрадь.
Работа с документом Как выглядела пирамида внутри?

гробница
погребальная камера
шахты
саркофаг
мумия
Работа с документом
Геродот. История
124. ...Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Так, камней из каменоломен в Аравийских эрах (через реку камни перевозили на кораблях)... сто тысяч людей выполнить эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили эти ленные глыбы... сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет.
125. Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок. Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений.
Вопросы к документу:
1. Из чего строили пирамиды?
А) из кирпича
Б) из камня
В) из гранита
—Как поднимали камни для строительства пирамиды?
А) при помощи подъемного крана
Б) при помощи деревянных полозьев
В) поднимали вручную
Выполните задания в индивидуальной карте:
1.Опишите свои чувства, вызванные просмотром данного сюжета.
2.Где мы можем подробнее узнать о достижениях искусства Древнего Египта Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник, видео.
Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам РУУД: Формулируют вывод;
Обобщают и формулируют понятия
КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи; совместная деятельность
ПУУД: Поиск и выделение необходимой информации; Работают с текстом учебника
Узнают интересные факты.
Работа с текстом, смысловое чтение;
Исследовательские действия (поиск информации).
ЛУУД: Рассуждение учеников.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Закрепление нового материала Ответы учеников
Организует
самопроверку.

Организует
самооценку
Просмотр видеофрагмента: 5 мин .
После чего, учащиеся записывают на выданные листочки-стикеры свои загадки (вопросы) в течение минуты.
Передают с парт на первую, учитель складывает листочки в Ларец – загадок,
перемешивает и предлагает всем желающим участникам экспедиции загадать друг-другу загадки. Вытаскивая листок из «Ларца» учащийся читает загадку и сразу предлагает к ней разгадку.
(ответы учащихся )
Как выглядела пирамида внутри?
Проверка заполнения индивидуальной карты урока, подсчет баллов, набранных за работу на уроке.
— Что же вы нового узнали на уроке?
— Поделитесь своими впечатлениями, которые произвели на вас достижения искусства Древнего Египта?
Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Египта ПУУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
КУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем;
РУУД:
Способность к
самооценке на
основе критерия
успешности учебной
деятельности
Итог урока Оценивают свою работу на уроке.
Проверка заполнения таблиц.
Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Проверка заполнения индивидуальной карты урока, подсчет баллов, набранных за работу на уроке. КУУД: Уметь оформлять
свои мысли в устной форме
Уметь оценивать
правильность
выполнения
действия на уровне
адекватной
ретроспективной
оценки
РУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу;
Оценивание качества и уровня усвоения.

Рефлексия Ученики рассказывают, что положили в свои «корзины знаний»
Учитель использует метод
« Моя корзина знаний»
- Что увидел?
- Что услышал?
-Что прочитал?
-Что понравилось?
Ученики рассказывают, что положили в свои «корзины знаний» Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира ЛУУД: оценивание собственной роли в учебном процессе;
РУУД: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
КУУД: оценка действий партнера
Информация о домашнем задании Записывают домашнее задание в дневник.
Объясняет выполнение домашнего задания
- А теперь обратите внимание на карточку - на ней для каждого прописано домашнее задание: для тех у кого красная- я советую не огорчаться и прочитать страницы параграфа и поработать по памятке.
П. 11. Образец красной карточки
Спасибо за путешествие в мир
загадочных пирамид. Если во время путешествия
ты столкнулся с трудностями, не огорчайся,
у тебя всё получится!
Помни, трудолюбие и творчество –
важные качества человека!
Для того чтобы последующие путешествия были более интересными для тебя, выполни домашнее задание в тетради, прочти с.38-39 учебника (подготовься по памятке).Для тех у кого карточка зеленая- своё, для вас оно носит творческий характер…. Образец зеленой карточки Молодец!
Спасибо за интересное
путешествие в мир загадочных пирамид.Твоим домашним заданием будет:задание на карточке (которую ты держишь в руках) в форме короткого вопроса, рисунка оформи свою загадку и отгадку, подбери картинку.