Статья Развитие коммуникационных компетенций учащихся с помощью педагогической технологии Дебаты



Дебаты – это интеллектуальная игра в форме регламентированной дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Некоторые темы дебатов, проведенных в школе в рамках предмета географии: «НТР ведёт к гибели цивилизации», «Многонациональность государства способствует развитию экономики», «России выгодно вступление в ВТО», «Трудовую миграцию в Россию следует ограничить».Темы дебатов, проведенных в школе по другим актуальным проблемам, не относящимся к географии, но играющие важную роль в развитии значимых качеств личности: « Переговоры с террористами недопустимы», «Рекламу на телевидении следует отменить», «Школьная форма для учащихся должна быть обязательной», «Служба в Армии должна быть обязательной», «Школа подавляет личность ученика». Организация и суть игры. Наиболее распространенным и приемлемым для учащихся старшего школьного возраста является формат (вид) дебатов Карла Поппера: 2 команды из трех человек ( спикеры) обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис, эту команду называют «утверждающей», а «отрицающая» команда его опровергает. Их задача - убедить членов жюри (судей) в своей правоте неопровержимыми аргумеентами и риторикой.
Подготовка к игре начинается за две-три недели: выбирается актуальная проблема и формулируется тема дебатов. Это не простая задача, так как формулировка должна отвечать определённым принципам: тема должна быть пригодной для вынесения на дебаты, тема формулируется в виде утверждения и не должна давать преимуществ ни одной из сторон. Обсуждается критерий - цель, ценность, которую необходимо достигнуть при решении проблемы. Например, в игре на тему: «России выгодно вступление в ВТО» был выбран критерий « улучшение качества жизни россиян». Команды по жребию получают роль отрицания или утверждения, начинается сбор информации и написание кейса команды. (Кейс - набор аргументов и доказательств.) При подготовке кейса по проблемному вопросу как раз и формируются обще учебные умения и навыки: работа с документами , краткое и точное изложение мыслей, подбор убедительных примеров и аргументов, написание тезисов. Идет продумывание контраргументов оппонентов. За соблюдением регламента игры следит таймкипер, который показывает спикерам крупного формата таблички с указанием минут и секунд до окончания выступления в соответствии с регламентом. Отличительной чертой самой игры является высокая степень стандартизированности: жёсткий временной лимит выступления каждого участника, чёткие ролевые предписания, объективность критериев оценки. Стиль одежды должен быть во время проведения игры торжественно - деловым и соответствовать публичному выступлению перед аудиторией. Игра заканчивается вердиктом трех «судей» : какая команда логичными выступлениями, достоверностью аргументов, яркостью и манерой речи убедила их в правоте своей позиции и набрала наибольшее число баллов. Выставляются баллы за каждое выступление по трём критериям: содержание, структура, способ(не более 10 б) . Данные заносятся в судейский протокол. Называются лучшие спикеры обеих команд. Команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает. То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Победа всецело зависит от мастерства команды: именно индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры и приводят к успеху. В дебатах на тему «Трудовую миграцию в Россию следует ограничить», проведенную в марте 2012года, победу одержала команда отрицания, так как её аргументы в пользу того, что России на данном этапе не обойтись без «дешёвой» рабочей силы были очень убедительными. В качестве доказательств были приведены убедительные доводы: в частности, спикеры доказали, что Федеральная миграционная служба уже на практике осуществляет ограничение притока нелегальных мигрантов, принимает меры по оказанию помощи в регистрации, легальном трудоустройстве и улучшении бытовых условий наших бывших соотечественников, ранее проживавших в СССР. С помощью данной педагогической технологии формируется толерантное отношение наших учащихся к людям , а об этом мы много говорим в последние годы в школе. Слушая ребят, испытываешь истинное удовлетворение от выполнения высокой миссии учителя по формированию гражданской позиции личности выпускника.
.