Выступление на Городском методобъединении


Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни ребенка, поскольку меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Поступление в школу для многих детей является эмоционально-стрессовой ситуацией. Тяжелее адаптация протекает у детей с ограниченными возможностями здоровья, а в нашей школе, наряду с относительно здоровыми детьми, обучаются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и органов зрения. От правильной организации адаптационного периода зависит не только успешность овладения детьми учебной деятельностью, но и их здоровье, комфортность пребывания в школе, отношение к учению.
При организации адаптационного периода мы учитываем возрастные особенности детей седьмого года жизни: сложность произвольной регуляции деятельности, быструю утомляемость, трудность оценки результата деятельности и самооценки, чрезмерное эмоциональное реагирование на успехи и неудачи в своей деятельности.
Для облегчения процесса адаптации детей в первых классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки. В сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. После второго урока в расписании предусмотрена динамическая пауза, которая проводится преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и во время уроков. Учителя 1 классов проводят специальные физкультминутки, направленные на снятие напряжения с мышц спины, конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.
Все начальные классы нашей школы обучаются по традиционной системе «Школа России». Данная система на наш взгляд органично сочетается с требованиями новых образовательных стандартов, в частности, позволяет реализовать системно-деятельностный подход. Работа над формированием личностных, метапредметных и предметных результатов обучения начинается уже в адаптационный период.
Обучение ведется в «зоне ближайшего развития», но чтобы обучение действительно было развивающим, необходимо определить уровень «актуального развития» каждого ребенка. В связи с этим в сентябре-октябре мы проводим стартовую психологическую и учебно-предметную диагностику первоклассников. В этой работе учителям активно помогает социально-психологическая служба школы. Мы изучаем психофизиологическую и интеллектуальную зрелость (умение ориентироваться в системе требований, действовать по правилу, уровень развития произвольности, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, мотивации, самооценки, утомляемость), наличие учебных навыков у ребенка, его индивидуально-личностные особенности, состояние здоровья, семью, стратегию родительского поведения. Таким образом, выделяются три группы детей:
1. Дети с высоким адаптационным потенциалом (обладают достаточными возможностями для овладения позицией школьника, готовы к усвоению школьных требований. Для них характерен высокий уровень психофизиологической зрелости, хорошие коммуникативные навыки);2. Дети с неустойчивым адаптационным потенциалом (для них характерен средний уровень сформированности учебных навыков, уровня готовности к школе);
3. Дети с низким адаптационным потенциалом (низкий уровень готовности к школе, базовых учебных навыков, низкие значения самоконтроля, навыков коммуникации).
В период адаптации учителя нашей школы обеспечивают плавный переход от игровой деятельности к учебной, варьируя объем учебного предметного материала в зависимости от уровня развития конкретных детей в классе, организуют коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Организуют знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока. Для формирования положительного отношения к школе мы используем упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Собери картинку», «Бывает - не бывает». Особое внимание учителя уделяют подбору детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом личных склонностей детей, но замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.
С первого дня обучения дети учатся слушать и слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать коллизии, «ловушки». Для этого вводятся знаки согласия - несогласия «+» и «—»(сигнальные карточки), «умный вопрос». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений.
В адаптационный период основная педагогическая задача - заложить основы для целенаправленной оценочной деятельности, так как здоровая самооценка есть основа учебной самостоятельности, к которой мы стремимся. Наша школа стремится к новой «философии оценки», которая, прежде всего, ориентирована на личные достижения каждого конкретного ученика. К сожалению, дети, приходящие из детского сада, из семьи уже имеют штамп авторитарной оценки, которая возможно уже выражалась пятибалльной отметкой со стороны взрослого. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. В адаптационный период начинается серьезная работа по обучению первоклассников приемам оценивания. Формируя у первоклассников самооценку, мы соблюдаем следующие условия:
- начинаем с самооценочного суждения ребенка, ведь если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает;
- предлагаем оценить только одно усилие;
- при оценивании каждый ребенок имеет право на собственное мнение (учитель знакомит детей с мнениями одноклассников, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства, дети учатся ценить достижения другого, проявляя уважение).
Для формирования оценочной деятельности учителями используются шкала успеха, жетончики.
В адаптационный период необходима постоянная связь между школой и родителями. Задача первого года обучения - сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей. С этой целью в нашей школе проводятся регулярные так называемые «родительские рефлексии», на которых учителя и родители обмениваются своими наблюдениями, впечатлениями по поводу изменений, происходящих с детьми, обсуждают возникающие проблемы, ищут пути их решения. Учителя разъясняют родителям, как создать дома условия, обеспечивающие комфортное вхождение ребенка в школьную жизнь (в чем они должны помогать, чему научить, во что не вмешиваться), помогают увидеть сильные и слабые стороны учебной работы детей.
Ряд авторов: Л. М. Ковалева, Ю. А. Александровский - выделяют пять подгрупп детей, у которых по- разному протекает процесс адаптации.
Подгруппа I - "Норма"
На основании психологической диагностики наблюдений, характеристик, в нее можно включить детей, которые:
- хорошо справляются с учебной нагрузкой и не испытывают значительных сложностей в обучении;
- успешно взаимодействуют как с преподавателями, так и со сверстниками, то есть не имеют проблем в сфере межличностных отношений;
- не жалуются на ухудшение состояния здоровья - психического и соматического;
- не проявляют асоциальных форм поведения.
Процесс школьной адаптации у детей этой подгруппы в целом происходит достаточно успешно. У них высокая мотивация обучения и высокая познавательная активность.
Подгруппа II - "Группа риска" (возможно возникновение школьной дезадаптации), требующая психологической поддержки. Дети обычно плохо справляются с учебной нагрузкой, не проявляют видимых признаков нарушений социального поведения. Часто сфера неблагополучия у таких детей достаточно скрытого личностного плана, у учащегося возрастает уровень адаптации и напряженности как показатель неблагополучия развития. Важным сигналом о начинающемся неблагополучии может служить неадекватный показатель самооценки ребенка при высоком уровне школьной мотивации, возможны нарушения в сфере межличностных отношении. Если при этом увеличивается число заболеваний, это свидетельствует о том, что организм начинает реагировать на возникновение сложностей в школьной жизни из-за снижения защитных реакций.
Подгруппа Ш - "Неустойчивая школьная дезадаптация".
Дети этой подгруппы отличаются тем, что не могут успешно справляться с учебной нагрузкой, нарушен процесс социализации, наблюдаются существенные изменения психосоматического здоровья.
Подгруппа IV - "Устойчивая школьная дезадаптация".
Помимо признаков школьной неуспешности эти дети имеют еще один важный и характерный признак - асоциальное поведение: грубость, хулиганские выходки, демонстративное поведение, побеги из дома, прогулы уроков, агрессия и т. д. В самой общей форме, отклоняющееся поведение школьника - всегда результат нарушения усвоения социального опыта ребенка, искажение мотивационных факторов, расстройство адаптированного поведения.
Подгруппа V - "Патологические нарушения".
Дети имеют явное или неявное патологическое отклонение в развитии, незамеченное, проявившееся в результате обучения или умышленно скрываемое родителями ребенка при поступлении его в школу, а также приобретенное в результате тяжелого, осложненного заболевания.
К таким проявлениям патологических состояний можно отнести:
- психические (задержки психического развития различной степени эмоционально-волевой сферы, неврозоподобные и психопатические расстройства);
- соматические (наличие стойких физических недугов: нарушения сердечнососудистой, эндокринной, пищеварительной систем, зрения и т. д.)
Если школа, учитель не учитывают трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического и физического здоровья. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Правильно организованный адаптационный период позволяет сделать процесс обучения интересным, развивающим и, что не мало важно, по-настоящему безопасным для детей.