АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ


С П Р А В К А
осуществление межпредметных связей
на уроке биологии
На основании приказа от 04.04.2016 № 53 «Об организации изучения осуществления
межпредметных связей на уроке биологии», в школе была создана комиссия по изучению данного вопроса, организованно посещение уроков, проведено собеседование с учителем.
Изучение биологии в школе осуществляется Скоркиной Людмилой Александровной, образование высшее, категория «специалист».
Одна из главных задач современного общего образования - сформировать мировоззрение ученика на основе целостной научной картины мира. Поэтому Людмила Александровна считает, что современный подход к обучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами. Целью такого обучения по ее мнению является формирование научного мировоззрения школьников на основе современных знаний о единстве мира, о взаимодействии биологической формы движения материи с физической, химической и социальной, о взаимосвязях биологической науки с идеологией, философией, моралью, искусством, с общественной практикой. В процессе изучения биологии учащиеся могут приобрести умения синтеза и обобщения знаний из различных наук, природных явлений и деятельности человека в природе, а так же умения комплексного применения знаний по биологии, физике, химии, географии, истории, к решению практических задач.
Проводя аналогию между физическими процессами и жизнедеятельностью биологических систем, учитель развивает у учащихся умения анализировать, сравнивать и обобщать, расширяя тем самым границы познания. Уже в 6 классе при объяснении биологических явлений учитель использовал знания физических понятий и законов, которые учащиеся смогу применять при изучении физики в старшей школе. На стыке биологии и химии возникла наука биохимия, элементы которой дети изучают и на биологии, и на химии. Основной проблемой биохимии следует считать поиск ответа на вопрос, как взаимодействие молекул порождает жизнь, как произошёл переход от химической эволюции к биологической. Понятие о неорганических и органических веществах Людмила Александровна вводит ещё в 6 классе. В последующие годы на уроках биологии разбирается биологическая роль воды в связи с её физическими и химическими свойствами. На уроках химии и биологии 9 и 11 классах большое внимание уделяется белкам, липидам, углеводам, нуклеиновым кислотам. При изучении надвидовых уровней биологических систем физические и химические подходы к объяснению биологических явлений Скоркина Л.А. дополняет географическим подходом. Раздел «Биосфера» присутствует в курсе биологии 6, 9 и 11 класса и в курсе географии 6, 7 и 11 классов. Учитель биологии, опираясь на знания, полученные на уроках географии, старается рассмотреть более подробно вопросы геоботаники, географии растений и зоогеографии, которые очень полезны при изучении эволюционного учения в 11классе. Людмила Александровна широко применяет в практике своей работы и культурологический подход к преподаванию, который требует использования произведений литературы и живописи при изучении живой природы, знакомства с биографиями знаменитых биологов и историей науки. Таким образом, современное преподавание биологии, использование межпредметных связей на уроке создаёт условия, способствующие личностному росту обучающихся, формирование у них научной целостной картины мира. 
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1.Учителю биологии Скоркиной Л.А.:
1.1. Продолжать работу по применению межпредметных связей в процессе преподавания биологии.
(постоянно)
2. Руководителю школьного МО естественно-математического цикла Сулеймановой З.Э.
2.1. Проанализировать и обсудить итоги изучения осуществления межпредметных связей на уроке биологии на заседании МО.
(до 25. 04.2016)
Утверждено: Пр. № 72 от 18.04.2016
Зам.директора по УВР: С.М.Щукина