Статья Реализация межпредметных связей на уроках физической культуры и биологии



Гайнуллина В.А. , учитель физической культуры,
МАОУ СОШ №29, Екатеринбург
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БИОЛОГИИ
Предмет физическая культура интегрирует с другими с предметами естественного цикла: биология, физика, химия.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
-способствуют повышению мотивации учения, формированию учебной деятельности, познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с сточки зрения двух предметов- это развития физических качеств человека и воздействия физических упражнений на развитие дыхательной и кровеносной систем человеческого организма;
- способствуют развитию общеучебных умений и навыков, таких как развитие речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
- углубляют представление о предмете, расширяют кругозор и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах, позволяют обучающимся применять знания в быту, в практической деятельности.
Работа над общей физической подготовкой невозможна без применения таких биологических понятий как дыхание, обмен веществ, кровообращение, пульс, давление, объем легких.
Важно раскрыть обучающимся анатомические и физиологические основы физической культуры, т.е. познакомить их с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности (физические упражнения, физическая работа). Преподавание уроков биологии в школе формирует интерес к физической культуре, а на уроках физической культуры формируется интерес к физиологии. Это возможно только при тесном взаимодействии учителей биологии и физической культуры и правильно организованной методической работой в школе. Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья.
Лабораторная работа на тему «Влияние физической нагрузки на работу сердца» проводится на уроке физической культуры, так как выполнять приседание и другие упражнения лучше в спортзале и в спортивной форме. Затем анализировать, рассуждать, делать выводы и их записывать обучающиеся продолжают на уроке биологии. Обучающиеся приходят к выводу, что изменяется деятельность сердечно-сосудистой системы при мышечной работе - учащаются ритмы сердца, увеличивается скорость кровообращения, повышается кровяное давление. Так, частота пульса после интенсивной мышечной работы подростка может достигать 200-220 уд/мин, время полного круга кровообращения крови - 8-10 с, кровяное давление 160/80 мм рт.ст. После мышечной работы кровообращение восстанавливается, т.е. достигает величины покоя (частота сердечных сокращений - 65-75 уд/мин, время полного круга кровообращения крови 22-25 с, кровяное давление - 120/70 мм рт. ст.).Межпредметная связь естественнонаучных дисциплин позволяет решить одну из важнейших задач – формирование личности с новым образом научного миропонимания и развитие у неё естественнонаучного мышления.