Разработка повторно-обобщающего урока по теме

Урок биологии в 9 классе












Тема: Повторно – обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение»











Учитель: Сосян Л.А.




Тема урока: обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учеников по теме «Кровь и кровообращение», закрепить знания о форменных элементах крови, строении и работе сердца, кровеносных сосудов, профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы.
Развивать аналитические операции:
логическое мышление, установление причинно – следственных связей, формировать ассоциативное мышление. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: таблицы по теме, опоре человека, мультимедийные материалы по теме кровь, кровообращение.
Ожидаемый результат: качественные знания
- о составе крови и ее функциях;
- о структуре кровеносных сосудов и сердце;
- о движении крови в малом и большом кругах кровообращения;
- объясняет профилактику сердечных заболеваний кровеносных сосудов и крови;
- понимает значение здоровья сердечно – сосудистой системы в жизни человека;
- анализирует качество знаний и результат своей работы по теме.

Тип урока: итоговый урок по теме.


Ход урока

І – организационный момент
ІІ – Актуализация опорных знаний
- Просмотр презентаций по изученной теме.
- Раздача заданий для разных специальностей
ІІІ – Контроль знаний в нетрадиционной форме

Анатомы.

1. На муляже «Торс человека» показать месторасположение сердца.
2. На таблице продемонстрировать предсердия и желудочки. Указать на разницу в толщине стенок.
3. Указать на створчатые клапаны. Зачем они нужны?
4. Где в сердце начинается аорта, легочная артерия, куда впадает нижняя и верхняя полые вены?
5. Какое строение имеют артерии, вены, капилляры?

Физиологи.

1. Расскажите о форменных элементах крови и их функциях.
2. Какие компоненты образуют внутреннюю среду организма? Какую роль они играют?
3. Как происходит свертывание крови?
4. Что такое малокровие?
5. Что вы знаете об «искусственной венной крови»?

Кардиологи.

1. Составьте таблицу отражающую «сердечный цикл». Укажите время сокращения и расслабления капилляр сердца.
2. Опишите путь крови по большому кругу кровообращения. Укажите все сосуды.
3. Движение крови по малому кругу кровообращения. Сосуды, которые в него входят.
4. Измерьте больному давление. Объясните свои действия.
5. Какое значение имеет разница давления в крови в разных участках сосудистой системы. Благодаря чему кровь движется беспрерывно в правильном русле?






Гигиенисты.

1. Дайте обоснованные рекомендации, которых надо придерживаться больному человеку во время болезни.
2.Чем отличается сердце у тренированного и нетренированного человека?
3. Что такое «порок сердца» и как при этом нарушается его работа?
4. Объясните влияние никотина и алкоголя на сердечно – сосудистую систему?
5. Какие способы сохранения здоровья вы можете предложить?

Эпидемиологи.

1. Начертите схему классификации иммунитета.
2. Чем отличается действие прививок от действия сыворотки?
3. Объясните явление фагоцитоза.
4. Профилактика СПИДа.
5. Какие болезни и как влияют на сердце.

Травматологи.

1. Объясните схему переливания крови.
2. Как по цвету крови можно определить вид кровотечения?
3. Окажите помощь при капиллярном кровотечении.
4. Окажите первую помощь при венозном кровотечении.
5. Наше растение могут причинить вред сердечно – сосудистой системы.

Фитотерапевты.

1. Почему ландыш майский называют «цветком больших сердец»?
2. Какие растения используют в народе при сердечных заболеваниях.
3. Могут ли растения внешним видом и нежным ароматом лечить «сердечные недуги»?
4. Какие из комнатных растений благоприятно влияют на больших людей?
5. Какие растения могут причинить вред сердечно – сосудистой системе?











Конкурс «Быстрый знаток»

В тетради дать письменные ответы с 1 по 10

1. К какому типу тканей принадлежит кровь?
а) соединительная;
б) нервной;
в) мышечной;
г) эпителиальной?
2. Дописать пропущенные слова в схеме свертывания крови:
протромбин, > тромбин, > фибриноген, > ... > ...
3. В каких клетках крови нет ядра ...
4. Какие клетки крови могут жить несколько лет ...
5. Какую функцию выполняют тромбоциты ...
6. Вода в плазме крови составляет 90%?
7. Кровь играет роль в гомеостазе?
8. Как называется болезнь, при которой в крови недостаточно гемоглобина?
9. Наружная оболочка сердца эндокард?
10. Самые маленькие кровеносные сосуды?
11. Вены несут кровь от сердца?
12. Зачем нужны полулунные клапаны в венах?



Конкурс «Узнай по портрету»

Трем учащимся предлагается 3 рисунка
а) эритроциты; б) лейкоциты; в) тромбоциты

Конкурс «Найди ошибку»

1. Соединение гемоглобина с кислородом – карбогемоглобин.
2. Когда человек болеет, количество лейкоцитов резко снижается.
3. Человек, которому переливают кровь – это донор.
4. Стенки кровеносных сосудов имеют от двух до четырех прослоек ткани.
5. Иммунитет может быть только врожденным.
6. В сердце 3 камеры.
7. Сердце человека весит от 350 до 600 грамм.
8. Инфаркт миокарда – болезнь кровеносных сосудов.
9. Варикоз и тромбофлебит – болезни сердца.
10. Кровь насыщается кислородом в большом круге кровообращения.

IV. Подведение итогов, оценивание знаний.
V. Домашнее задание: Повторить тему «Кровь и кровообращение»




15