Проектная деятельность в выпускном классе, как форма итоговой аттестации учащихся художественного отделения Новоспасской ДШИ (из опыта работы).


И.А.Теплова
Ульяновская обл., р.п. Новоспасское
МБУДО Новоспасская ДШИ
преподаватель художественного отделения
Проектная деятельность в выпускном классе, как форма итоговой аттестации учащихся художественного отделения Новоспасской ДШИ (из опыта работы).
«Проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» (Е.С. Полат).
На художественном отделении вот уже более 13 лет проводятся выпускные проекты, как форма итоговой аттестации учащихся. Проекты максимально выявляют способности, наклонности и умения каждого выпускника. Его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовать свои замыслы. Это оценка приобретенных графических и живописных знаний и навыков, умение работать с подготовительным материалом: эскизами, этюдами, набросками, литературой. Проект охватывает все предметные области: Рисунок, Живопись, Композиция станковая и декоративно-прикладная, История искусств. Учащиеся должны реализовать выбранную идею в серии работ, связанных одной темой. Проект выполняется в различных видах изобразительной деятельности: живописи, графике, декоративно-прикладной. Учащимся предоставляется самостоятельность в выборе художественных материалов. В своих работах они могут сочетать различные техники. Приемлемы любые комбинации, наиболее полно раскрывающие выбранную тему. Проект включает в себя: 1.Реферат(презентация) 2.Наброски по теме 3. Композиция по наброскам 4. Натюрморт на фоне пейзажа 5. Портрет (в живописи, в графике) 7. Архитектоника, декоративно-прикладное искусство, скульптура и т.д. (по выбору учащегося).
Тема проекта объявляется в сентябре и в течение первого полугодия выпускники ведут поисковую работу, готовят необходимый материал для работы над проектом. Тема должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Она должна быть не только близка и интересна, но и доступна.
Затем преподаватель расставляет акценты значимости, предлагая тот или иной вариант, заостряя внимание на тех моментах, которые будут фигурировать в выпускном проекте. Таким образом намечаются этапы работы над проектом.
И наконец, преподаватель в той степени, которая зависит только от его искусства владения вниманием ребят и от его индивидуального артистизма, эмоционально-окрашено формулирует цели и задачи проекта. Главной целью использования метода проектов является: - развитие мышления и творческого воображения, эмоционально – целостного восприятия окружающего мира и произведений искусств. Задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели: -создание условий для творческих способностей обучающихся; -развитие художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности; -формирование таких свойств личности, как самостоятельность, инициатива, настойчивость, целеустремленность, аккуратность; -формирование у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков для воплощения творческого замысла и решения творческой задачи. Роль преподавателя в проектной деятельности:
— помогает ученикам в поиске источников;
— сам является источником информации;
— координирует весь процесс;
— поддерживает и поощряет учеников;
— организует представление результатов работы в различных формах.
Для самостоятельной деятельности учащихся необходимо создать условия для творчества уже в самом начале. До начала работы учащихся над проектом преподаватель проводит большую подготовительную работу. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым, то есть материально-техническим и информационным обеспечением, в противном случае можно свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Если нет возможности использовать компьютер для презентации, то можно подготовить реферат. Во время работы выпускники могут обсудить с преподавателем или одноклассниками качество своей работы или поделки, еще раз посмотреть справочный материал или образцы, понаблюдать за работой других учеников.
На первом этапе учащиеся самостоятельную ведут поиск информации по теме проекта и работу с готовым материалом. В него входит подбор иллюстративного и справочного материала, на основе которого делается презентация или реферат.
На втором этапе учащиеся разрабатывают в эскизах, этюдах, набросках ряд сюжетов по теме проекта и выбирают для итоговой работы наиболее выразительные.
Во втором полугодии выпускники переходят к работе над третьим этапом, то есть выполняют многофигурную композицию по теме, используя отобранные эскизы. От учащихся требуется: самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно-выразительными средствами свое отношение к нему.Для примера можно взять один из проектов тема «Семья». Учащиеся изобразили себя и свою семью на отдыхе, за работой, в путешествиях. Но были работы в которых выпускники показали сказочный, фантастический мир- « Семья эльфов» . В данной композиции предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, их отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Стремление к выражению своего отношения к действительности. Композиция здесь понимается в широком смысле: не только как выполнение сюжетно-тематического рисунка, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения с целью реализации определенного замысла, самостоятельного применения художественно-выразительных средств с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.
На четвертом этапе учащиеся выполняют натюрморт на фоне пейзажа. Натюрморт в проекте определяется как учебно-творческий; он,так же как и композиция, должен нести определенную идею, должен быть связан с действительностью. Натюрморт и пейзаж являются продолжением предыдущих работ.Учащиеся должны показать свое умение передать в рисунках пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, объем, светотеневые отношения изображаемых объектов, их композиции в листе, выделять композиционный центр.
На пятом этапе выполняются 2 композиционных портрета: один в живописи, другой в графике. В которых выпускники должны передать не только изображение головы человека, пропорции, характер, выражение лица, но и раскрыть внутренний мир своего героя, его настроение, используя живописные и графические материалы.
Шестой этап включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности в области декоративно –прикладного искусства и дизайна. Применение разнообразных технических приемов и видов практической деятельности (на плоскости, в объеме, в пространстве). Искусство создания художественных работ в различных матариалах (глина, пластилин, бумага, ткань и т.п.). Специфику использования цвета в декоративно-прикладном искусстве, народном творчестве, дизайне. Понимание ритма, зрительного равновесия форм и цвета находят затем применение в различных работах выпускников. Например по той же теме проекта «Семья» учащиеся выполили композиции в стиле народных промыслов, модели национальной одежды, скульптуру, дизайнерские разработки украшений, архитектонику, ланшафтный дизайн.
В мае проходит выстака всех работ и защита проекта. Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е. рассказать и показать,
представить на всеобщее обозрение. Для учащихся возможность получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. Поэтому на защиту проекта, чтобы поддержать выпускиков, приходят учащиеся художественного отделения, родственники, друзья, знакомые.
В презентациях или рефератах выпускники рассказывают не только о художниках, стилях, направлениях в изобразительном искусстве относящихся к данной теме, но и как именно они работали над проектом , своих достижениях, о том, что узнали нового, ход рождения идей, аргументируя принятие того или иного решения и то, как были использованы полученные в школе знания, умения, навыки, какая новая информация поступила и откуда, что хотели выразить в своих работах. А так же какие средств живописи, графики, декоративно-прикладной композиции они использовали в своих работах, предъявляя самоанализ и рефлексию своей деятельности.
Заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, познать, испытать себя в деле. Проектная деятельность, как форма итоговой аттестации, представляет собой органическое единство образования и воспитания; единство активных методов обучения и творческой самостоятельности детей, а так же умения анализировать свою деятельность, предъявляя результаты самостоятельной работы. Защита проекта не только демонстрация работ выпускников, но и рассказ о самой деятельности, рассказ о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали идеи, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности.
Оценивая работы выпускников важно учитывать их возраст. Обычно это подростки от 12 до 14 лет и в этом возрасте они очень ранимы, важно их поддержать, а не критиковать. Не должно быть почвы для развития комплекса неполноценности, дети сами разберуться в своих слабых сторонах. Задача преподавателя-деликатно помочь им в этом, применив сравнительный анализ.
Практика показала,что многие учащиеся прошедшие через систему
дипломного проектирования, продолжают активно работать творчески, но естественно, на другом, более профессиональном уровне.
Список источников:
Метод проектов-Википедия https://ru.m.wikipedia.org>wiki>