Доклад на тему: РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО


Аннотация
В статье рассматривается одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.
Методика предъявления учебного материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся в процессе анализа художественного текста, так как нацелена не только на содержание учебного материала, но и на сам процесс обучения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся.
Педагогом накоплен материал по работе с младшими школьниками в рамках данной технологии. Материал носит инновационный характер, поэтому рекомендован педагогом региона для использования в своей педагогической практике.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ
ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Финько Оксана Геннадьевна,
учитель начальных классов, ГУ ШПН «Стикс»
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем.
Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недора-зумения». Именно мышление становится в центр развития ребёнка в период его младшего школьного возраста. Развивать ребенка через изучаемый мате-риал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекоди-ровать информацию, работать с литературой, находить нестандартные реше-ния, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать ос-мысленно [3]. Одна из таких универсальных технологий позволяет значительно повы-сить надежность образования, потому что оно становится осознанным и реф-лексивным, повышает коммуникативный потенциал личности, - это техно-логия развития критического мышления. Это набор особых приемов и стра-тегий, которые способствуют освоению нового способа познания и учат ребёнка мыслить.  Актуальность выбранной темы «Развитие критического мышления че-рез чтение и письмо» в том, что работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо нацелена непосредственно на формирование и закрепление у детей навыков чтения и письма.
Как же технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления. Письмо – очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, хотя в то же время и наиболее эффективное средство формирования и развития у обучаемых способности к критическому мышлению. А чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут ответы, определяют пробелы в тексте [1].
Именно на уроках чтения и письма, ученики в большей части случаев работают с текстами, и технология, о которой здесь идет речь, имеет в своем арсенале оригинальные приемы и методики работы с текстами, позволяющие развивать мышление младших школьников.
Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности – организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискус-сий, а также публикации письменных работ учащихся.
Кроме того, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся –навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть твор-ческий потенциал учащихся.
В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» каждый тип урока имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, и поскольку данная технология относится к типу «рамочных», каждый урок следует вписывать в рамки базовой модели, состоящей из трех этапов.
Структура описываемой технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности
личности. В представляемой здесь технологии выделяют три основных этапа:
I. Вызов–пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.
II. Осмысление содержания (получение новой информации).
III. Рефлексия(осмысление, рождение нового знания).
Этапы работы Урок № 1 Урок № 2 Урок № 3
Работа с информационным текстом Работа схудожественным
текстом ВзаимообучениеСтадия 1.
«Вызов»
Мозговой штурм,
составление кластера Мозговой штурм Верные и
неверные
утверждения
Стадия 2.
«Осмысление»
Инсерт
Чтение с остановками. «Дерево предсказаний» «Зигзаг»
Стадия 3.
«Рефлексия»
Возвращение ккластеру, обобщение Составление кластера. Прием кубика Сводная таблица
Этапы работы Урок № 4 Урок № 5 Урок № 6
Дискуссия
Письмо Урок-
исследование
Стадия 1.
«Вызов»
«Толстые» и «тонкие»
вопросы Инвентаризация Парная мозговая
атака
Стадия 2.
«Осмысление»
Перекрестная
дискуссия
Составление чернового текста,
Работа корректора и редактора Заполнение
таблицы
Стадия 3.
«Рефлексия»
Суммирование и
систематизация
новой информации Авторский стул.
«Прием шести шляп»
«Бортовой
Журнал»
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизиру-ются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действи-ями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь проис-ходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний [2].
Ценность данной технологии  в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мысли-тельную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к дей-ствию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
ЛИТЕРАТУРА
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроке. – М.: Просвещение, 2011г. – 223 с.
Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.