Социальный проект «Стратегия успеха»





Социальный проект

«Стратегия успеха»







Работу выполнила: Радченко С.В.
Классный руководитель,
учитель биологии и химии.



2009-2011 учебный год
Пояснительная записка

«Стратегия успеха»
в формировании здорового образа жизни и социально- адаптивной личности школьника.

Воспитательная программа для учащихся 8 - 9 классов составлена на основе технологии поддержки социального становления школьников «Как стать личностью», автор Тыртышная М.А.

Цель программы:
Формирование социально- мировоззренческих компетентностей, основ здорового образа жизни и рост социального опыта учащихся как совокупности социальных знаний, ролей и навыков социально- адекватного поведения.
Задачи:
Естественно- культурные:
- создание условий и возможностей для физического развития личности в соответствии с возрастными и половыми особенностями и в соответствии с нормами общества.
- формирование основ здорового образа жизни
Социально- культурные:
- создание условий для интеллектуального и духовного развития личности, интересов и способностей, творческого, художественного и гносеологического потенциала;
- формирование гуманистической ориентации.
Социально- психологические:
- создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвитие личности в соответствии с индивидуальными личностными особенностями.
Практические результаты технологии:
- Расширение социального опыта ребенка в его общественных связях, разнообразии социальных действий;
-рост социальной и личностной активности;
-рост актуальных социальных знаний, умений и навыков;
-наличие четкой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов).
-укрепление и сохранение здоровья
-овладение методическими рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья школьников


2
В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных положений обновления содержания образования. Современное общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребенка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и самое важное – быть здоровым. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Создание условий для формирования ЗОЖ – важнейшая цель.
В соответствии с целью определила задачи:
Систематически проводить мониторинг динамики здоровья и психофизического здоровья учащихся;
Выявить потребность и определить способности каждого ребенка в области физкультуры;
Сформировать у учащихся и родителей осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья;
Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержанию нормативного здоровья средствами физкультуры;
Реализовать интересы учащихся и запросы родителей в сфере средств оздоровления.
Внедрять методические рекомендации, индивидуальные программы по коррекции здоровья каждого ребенка;
Проводить профилактику развития искривления позвоночника, близорукости, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что способствует значительному ускорению восприятия учебного материала.
Решить эти задачи можно путем создания в социальной среде обитания ребенка условий, требующих от детей самостоятельного осознанного выбора вида действия и уровня деятельности, ценностей и целей, мотивов и способов поведения, проб на выстраивание разнообразие круга общения, требующих творческого проявления как групповых так и индивидуальных коммуникативных навыков.



3
На протяжении многих лет работы в школе стало ясно, что вопросами здоровья детей целенаправленно не занимается никто: родители, в силу своей неграмотности по данному вопросу, врачи работают по факту заболевания, а профилактическая работа сведена до одной, двух лекции в год.
Учителя, в соответствии со спецификой своего предмета и знаниями возрастных особенностей школьников, пытаются обращать внимание детей и родителей на свое здоровье. Процент больных детей так высок потому, что в нашем обществе нет целенаправленной работы по формированию здорового образа жизни на всех уровнях.
Вопрос по данной теме остается открытым, то есть перед нами большое поле деятельности. Мне, как учителю биологу, эта тема близка и вполне понятна, поэтому она и выбрана мной в 2008 учебном году. Работу по новой теме начала с того, что выделила основные направления, по которым в первую очередь надо вести просветительскую деятельность среди учащихся и их родителей: двигательная активность и физическое состояние, закаливание, питание, физическое здоровье и окружающая среда, профилактика заболеваний. В воспитательном плане отразила тематику бесед классных часов и родительских собраний. Я считаю, что эту работу следует вести параллельно, чтобы добиться желаемых результатов. Из бесед с родителями стало ясно, что они очень заинтересованы в том, чтобы их дети получили знания основ здорового образа жизни, поэтому родители - это наши союзники и помощники в данном вопросе. Мне было интересно, а как дети настроены на данную проблему? Для этого я провела анкетирование учащихся в своем классе.
1.Как вы понимаете выражение «здоровый образ жизни»?
2.Необходимы ли вам знания по данной теме?
3.О чем вы хотели бы знать?
4.Есть ли у вас вредные привычки?
5.Назовите их, если это возможно.
6.Родители беседуют с вами на темы здоровья?
7.Как вы думаете, почему следует вести беседы о ЗОЖ и дома и в школе?
8. Как вы считаете, вы ведете здоровый образ жизни?
Результаты показали, что детям необходима помощь по этой теме, чтобы уметь противостоять вредным привычкам и как-то бороться с ними; знать основные правила закаливания и не болеть, если этого можно избежать; как укрепить свое здоровье, народными средствами не используя лекарств.
Следует добавить, что эта тема не ограничивается только проведением часов общения, Дней Здоровья, работа ведется в системе и имеет свое логическое продолжение в элективных курсах «Сто минут для красоты и здоровья», « Ты, я и экология», где понятие « здоровье» связано с окружающей средой человека и дает более полное представление о здоровом образе жизни, а именно о качестве жизни.

4

Старшеклассники, выступая на районных НПК, занимают призовые места: 2007г-Терскова Н. 10 кл. «За дымовой завесой» (III место),
2008г- Спирина О. 8 кл.«Влияние никотина на организм подростка» (II место),
2009г – Гачегов С. 9 кл. «Влияние физической нагрузки на состояние здоровья учащихся»,
2009г – Спирина О. 9 кл. «Содержание витаминов и микроэлементов в организме учащихся и их влияние на состояние здоровья».
2010г – Спирина О. 10 кл. «Влияние компьютера на состояние здоровья школьников»,
2010г - Гачегов С. 10 кл. «Исследование чая»
Опорные понятия данной программы:
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб.

Духовное здоровье

Физическое Психическое
здоровье индивидуальное здоровье
здоровье


социальное здоровье
Социальная адаптивность – это способность к социальному, нравственному, бытовому (физическому и коммуникативному) выживанию, статусному самоутверждению, сотрудничеству в существующих и новых, ожидаемых и непредвиденных обстоятельствах, реальная и потенциальная возможность вырабатывать адекватные условиям способы поведения и деятельности.
Социальная зрелость - состояние оптимального здоровья, самостоятельности в принятии решения, опора на собственные силы
Технология проектирования социального становления личности представляет способ организации деятельности учащихся в классе и в местном социуме через самостоятельную работу с дневником развития.
При подведении итогов собирают как можно больше материалов, показывающих их личное развитие и достижения (в виде отзывов, благодарностей, результатов, тестов, опросов, дипломов, грамот)

5

Сборник понятий

Тренинг – это психологическая практика, мотивом которой выступает тренировка тех или иных психических, психологических, психосоциальных свойств личности или группы.
Шаблоны – набор педагогических приемов организации обсуждения, общего разговора, анализа, проблемной работы в группе.
Дневник развития – комплект материалов, определяющих содержание деятельности детей по программе, отражающих их основные успехи и достижения.
Проект и промежуточный проект – это форма индивидуальной или групповой работы участников, направленной на улучшение окружающей жизни и собственное развитие.
Презентация – способ общественного представления и защиты идей, предложений.
Эдвайс – встреча – форма работы с родителями.
Фаворитизм- стремление благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Талант – высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.
Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Интолерантность – противоположное толерантности.
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода.
Социально – строительные компетентности – компетентности личности, обеспечивающие его успешность в социальном развитии и социализации в целом.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Социальная зрелость - состояние оптимального здоровья, самостоятельности в принятии решения, опора на собственные силы, смелость, умение пойти на риск, чтобы вырваться из тупика.




6
Краткое содержание программы

5-6 классы: «Шаги к познанию себя и мира».
В этой части программы определяются специальные способности, интересы и физические возможности детей (особенности восприятия, воображения, памяти, мышления, направленность личности, состояние здоровья), проводятся тренинговые упражнения на развитие воображения, памяти, мышления, тренинг групповой деятельности. Как результат рассматривается наличие в конце работы маршрута саморазвития на следующий год (набор спец. курсов, кружков, студий, программы самовоспитания и самообразования).

7-8 классы: «Воспитание характера».
В этой части программы определяются особенности темперамента, самооценки, характера личности. Тренинговые упражнения направлены на развитие социально- позитивных навыков поведения и социально- значимых черт характера личности.

9 класс: «Ключ» (личностное и профессиональное самоопределение)
В этой части программы деятельность направлена на определение профессиональных интересов и способностей учащихся, определение реальных карьерных планов и образовательного маршрута, приобретение и развитие специальных навыков и способов поведения.

Основные содержательные элементы программы:
Социально- психологический тренинг
Групповая работа
Шаблоны
Дневник развития
Промежуточный проект
Презентация
Аналитический разговор
Эдвайс- встреча
Информационный стенд
Индивидуальная консультация





7
Изучая технологию поддержки социального становления школьников «Как стать личностью» автора Тыртышной М.А., я пришла к выводу о необходимости использования элементов данной технологии в воспитательной работе с классом, так как:
Во – первых: ни один предмет учебной программы не дает возможности ребенку «познать себя» - узнать о своих возможностях, психических особенностях, культуре здоровья, определиться в интересах и планах на будущее, найти свое место в обществе;
Во – вторых: в моем классе 17 человек – 9 девочек и 8 мальчиков, четверо из которых состоят на внутри школьном контроле по поводу плохого поведения и слабой успеваемости. Индивидуальные беседы с этими детьми и их родителями не дают желаемых результатов по разным причинам: либо это семья, где пьющие родители, либо полное отсутствие контроля со стороны родителей. Я надеюсь изменить ситуацию в лучшую сторону через занятия по программе «Стратегия успеха», взяв за основу ключевые моменты технологии. С другой стороны в классе половина детей активных, творческих, которые с успехом участвуют в районных и республиканских конкурсах. Для них эта программа поможет достаточно полно развить свои способности, знания, умения и использовать их в жизни. Особенно ценно, что в основе данной технологии – самостоятельная деятельность учащихся, направленная на самосознание и развитие различных сторон личности и сохранения собственного здоровья.
В третьих: известно, что ребенку самому крайне сложно организовать свое свободное время, а еще сложнее – учебный процесс. Классный руководитель, руководствуясь системой целей и задач данной технологии способен сформировать у детей познавательно – мировоззренческие и информационные компетентности: способность к самостоятельной организации учебной, исследовательской, проектной и другой познавательной деятельности, интерес к творческому разнообразию.


Цель программы «Стратегия успеха»:
Формирование основ здорового образа жизни и социальной адаптации школьников.










8
Программа занятий (35 часов)
I Раздел «Шаги к познанию себя и мира» (19 часов)

Части программы
Темы занятий
Кол-во часов
Задачи части

Часть А
«Вводная»
Занятие 1. «Правила работы в группе»
1
Развитие интереса к саморазвитию.
Пояснение форм и методов работы.
Создание собственной программы развития.


Занятие 2. «Книга про меня»
1



Занятие 3. «Программа развития»
1



Занятие 4-5. Промежуточный проект «Программа развития»
2


Часть Б
«Способности человека»
Занятие 6-7.«Определение индивидуальных способностей»
2
Формирование представлений о видах способностей.
Определение способов и форм их развития.

Часть В
«Познание мира»
Занятие 8-10.«Что такое толерантность»
3
Формирование и тренинг понятия «толерантность», зож.


Занятие 11. Промежуточный проект «Рецепт радости»
1
Развитие информационно- познавательных компетентностей


Занятие 12-14. «Как сохранить здоровье»
3



Занятие 15. Промежуточный проект «Рецепт здоровья»
1


Часть Г
«Мыслю, значит существую»

Занятие 16-17.«Мыслю, значит существую».
«Тренинг памяти и мышления»
2
Формирование представлений об особенностях и возможностях памяти.

Часть Д
«Эмоции и чувства»

Занятие 18.«Алфавит эмоций и чувств»
1
Формирование представлений об особенностях проявления собственных эмоций и чувств.
Развитие навыков самоуправления.


Занятие 19. Промежуточный проект «Образ Я»
1


9
II Раздел «Воспитание характера» (10 часов)
Части программы
Темы занятий
Кол-во часов
Задачи части

Часть А
«В начале»
«Представимся лично»

Постановка целей работы по программе, выработка индивидуальной программы деятельности, развитие навыков групповой работы.


Занятие 20
Старт – анкета «Узнай меня»
1



Занятие 21 «10 обещаний самому себе на год»
1


Часть Б
«Зачем и почему»
Занятие 22 День «Почему»
1
Формирование представлений о мотивах деятельности, роли здоровья, общечеловеческих ценностей в построении жизненной перспективы.


Занятие 23 День «Зачем»
1







Часть В
«Характер»
Занятие 24.«Тренинг уверенного поведения»
1
Развитие навыков самоуправления. Формирование представлений об особенностях характера.


Занятие 25-26.«Стратегия успеха в достижении»


2


Часть Г

Занятие 27.«Социальная зрелость»
Занятие28. .«Стратегия успеха»
2
Развитие навыков поведения в обществе, самоуправления. Развитие навыков здоровье сбережения

Часть Д

Занятие29. Промежуточный проект «Неделя качеств»
1
Составление и защита проекта.




10


III Раздел «Ключ»
(6 часов)

Части программы
Темы занятий
Кол-во часов
Форма проведения

Часть А
Введение





Занятие 30 «Профессиональное самоопределение»

1
Тренинг

Часть Б

Диагностика профессиональных и личностных интересов, способностей и возможностей личности







Занятие 31Анкета
«Профессиональное самоопределение»

1
Анкетирование
«Профессиональное самоопределение»

Часть В

Занятие 32. Резюме «Я буду»
1
Анализ результатов анкетирования

Часть Г

Занятие 33. Познавательно- мировоззренческие, профессиональные и социальные компетентности личности
(активизация профессионального и личностного самоопределения, развитие и приобретение специальных знаний, умений и навыков)
1
Специальные занятия и упражнения, спец. Курсы и элективные курсы. Тренинг профессионального самоопределения



Занятие 34.
«Выпускной проект»
1


Часть Д

Занятие 35.Портфолио достижений и личные образовательные и профессиональные планы
1
Анализ результатов





11
Занятие 1
«Правила в группе»
Цель: подвести учащихся к мысли о том, что человек проявляется как личность в сообществе других людей и чтобы достичь взаимопонимания, нужны определенные правила.

10 правил работы в группе:

1. Уважение к говорящему;
2. Активное участие в работе (говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех);
3. Критикуя, не обижай, а предлагай лучшее;
4. Говори сначала о хорошем, а потом критикуй;
5. Говори точно и только по делу, не повторяясь;
6. Говори от себя - «Я думаю, я считаю»;
7. Умей видеть и отметить хорошее в каждом;
8. Откровенность и искренность приветствуются и не критикуются;
9. Доброжелательность в высказываниях обязательна;
10. Цель любого обсуждения – узнать больше о себе, о других, сделать мир лучше.
Тренинг
Упражнения на «сближение»

«Созвучие». Двое, встав спиной друг к другу, удаляются. Они должны оглянуться одновременно, почувствовав тот момент, когда другой хочет обернуться. Затем они обмениваются своими ощущениями.

«Волшебное слово». Группа встает тесным кольцом, взявшись за руки, а один в центре. Он должен найти какие – то слова, жесты, доводы, интонацию, обращаясь к кому либо, чтобы тот поверил в его искренность и выпустил его из круга.

«Лучшее качество». Один из участников группы садится в центре и все называют 1-2 лучших его качества (поступка) за сегодня.







12

Занятие 2
«Книга про меня»
Цель:
- закрепить навыки и правила работы в группе;
- определить способы работы над дневником развития;
- мотивировать интерес к самопознанию и целеполаганию к деятельности по программе.
Анкета- интервью
Имя, фамилия, отчество
Возраст, дата рождения
Увлечения
Любимый предмет в школе
Любимая книга
Любимая игра
Любимый урок
Любимый цвет
Любимое животное
Страна, где хотел бы жить
Кем хотел бы стать
Любимая еда
Любимый фильм или сериал
Знак зодиака
Внешние данные
Хронические заболевания
Цвет глаз, цвет волос
Адрес
Любимое время года
Любимый музыкант (певец)
Любимый день в году
Мечта
Цель учебы
Цель жизни
Главные интересы
13
Занятие 3

Рефлексия

№п/п
Вопрос
Ответ

1
Что нового узнал о себе?
Диана:
«У меня очень большой недостаток. «Умение не осуждать других» у меня нет. Я осуждаю и говорю это человеку в глаза.
Катя:
«Мне стало нравиться ходить в школу
Кристина: «То, что я могу учиться, но не хочу»
Марина: «Ничего нового. Я себя знаю.»


2
Что нового узнал о других?
Диана:
«У некоторых есть хорошие качества, о которых я и догадывалась. Люди такие разные и у каждого свои интересы»
Марина: «Некоторые завышают свое мнение о себе»
Вера: «Все к чему-то уже сейчас стремятся»
Кристина: «У каждого есть мечта и возвышенная и реальная»


3
Что мешает мне быть более активным на занятии?
Вася: «Плохое настроение»
Света: «Неуверенность в себе»
Кристина: «Стеснительность»


4
Что мешает мне быть более искренним на занятии?
Вера: «Боязнь, что будут над тобой смеяться»
Катя: «Я не всегда уверена, что думаю правильно»

Марина: «Последствия»




5
Что не понравилось, не получилось?

Диана:
«Не получилось уметь владеть собой»
Марина:
«Не все говорят правду»



6
Успешно ли я действовал?
Диана:
«У меня качества хорошие есть, но и плохих достаточно. Я не могу сказать, что во всем была успешной»
Вера: «В некоторых ситуациях успешно, когда очень хотелось и все получалось»




14
Занятие 4
«Я буду, или Программа развития»
Цель:
- развитие потребности к саморазвитию;
- активизация деятельности по самосовершенствованию.
Образ будущего:
Вопросы для обсуждения, касающиеся навыков целеполагания. Обсуждаются, насколько реальны поставленные цели.

Каким я хочу стать;
Какое я хочу видеть окружение;
На какой работе я вижу себя;
Определи свой ресурс (состояние здоровья, способности, наклонности, что я умею из того, что не умеют другие);
Могу ли я долг и упорно работать или интенсивно, но краткосрочно;
Какие предметы мне легче даются;
Какие предметы мне даются труднее;
Какое мое хобби;
Приобретенные навыки. Как их можно использовать для достижения цели?
«Моя программа развития»

Чего хочу добиться
Как этого добиться
Какие проблемы
Что буду делать

Хорошо сдать экзамены, хорошо закончить школу, стараться не болеть
Стараться хорошо учиться, соблюдать гигиену, избавиться от вредных привычек
Не хватает времени, некоторые предметы даются тяжело
Интенсивно учиться, дополнительно заниматься с учителями, делать зарядку

Поступить в вуз,
в мед. училище,
в ПУ № - 14
Хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ,
Придется много учить
Буду стараться и перестану лениться

Найти хорошую работу высокооплачиваемую
Буду представлять рекомендации, надо получить хороший диплом
Мне не должно ничего помешать
Буду добиваться

Хочу стать врачом, юристом, хореографом
Много знать и суметь выучиться
Терпение не хватит или не получу диплом
Наберусь терпения

15
Занятие 5

«Моя программа развития»

_________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Занятие 6

«Определение индивидуальных способностей»
Цель:
- определение различных видов способностей у участников программы;
- развитие навыков групповой и самостоятельной работы.

№ п\п
Лучше всего я умею
Я не очень хорошо умею
Больше всего я хочу научиться
Что мне для этого надо


Диана:

Вязать,
вышивать,
плести макрамэ,
играть на баяне,
готовить


Разбираться в программах,
писать итоговые работы


Освоить какой нибудь вид спорта (каратэ)


Жить в городе
и мое желание













Вася:

Заниматься спортом,
учиться,
Пародировать,
Кататься на велосипеде


Планировать свое время,
кататься на коньках


Ездить на машине, понимать других людей


Пересилить свой характер, укреплять здоровье


Опиши в нескольких предложениях, как твои умения могут быть использованы для улучшения своей жизни и окружающего мира в целом:


Вася:
Желание учиться позволит мне получить профессию, а занятия спортом укрепят мое здоровье___________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Занятие 7

Мои достижения (реализация моих способностей)

Цель:
- развитие навыков самостоятельной работы с документами.


Дата получения
Какая деятельность отмечена
Чем отмечен (награжден)
Примечание
(значение дальнейшего развития)

































































18
Занятие 8
Эдвайс- встреча

«Что такое толерантность»
Цель:
- ознакомить подростков и родителей с понятием «толерантность»;
- стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности.



Упражнение «Мы похожи»: « Выйди в круг ко мне, т.к. мы похожи – у нас белые волосы» и так дот тех пор пока все не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»: Бросаем мяч и говорим комплимент: «Саша, ты справедливый» и т. д.Важно, чтобы комплимент был сказан каждому.

Упражнение «Лукошко»: Игрушка-синоним толерантности.

Упражнение «Превращения»: «Если бы я был книгой (то я был бы словарем Даля».

Упражнение «Волшебная лавка»: Мне нужно «терпение» (для чего?), а взамен я дам чувство юмора.

Упражнение «Построиться по росту»: или встать по кругу с закрытыми глазами (несколько попыток).

Упражнение «Аплодисменты»: Сидим по кругу. Ведущий просит встать тех, кто обладает определенным умением «Встаньте те, кто умеет вышивать. Вам аплодисменты ».

Обсуждается понятие «толерантность» и «интолерантность»:

Дать определение: «Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.»

Значение данного качества для человека в его жизни.




19
Занятие 9

Черты толерантной личности
Цель:
- формирование и тренинг понятия черты толерантной личности


Черты толерантной личности
Я
Идеал

Расположенность к другим



снисходительность



терпение



чувство юмора



чуткость



доверие



альтруизм



терпимость к различиям



умение владеть собой



доброжелательность



умение не осуждать других



гуманизм



умение слушать



любознательность



способность к сопереживанию





Мои выводы:___________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20
Занятие 10

Диагностика коммуникативной толерантности

Цель:
- Определить уровень коммуникативной толерантности

Вам представляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. Вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности. Сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень общей коммуникативной толерантности.

Проверьте себя: насколько вы способны принимать индивидуальности других людей.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
Шумные детские игры переношу с трудом.

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я».

4. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
Меня раздражают любители поговорить.
6. Мне трудно найти общий язык с людьми иного интеллектуального уровня, чем я.

Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.

Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.







21
Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
Мне трудно скрыть, если человек чем – либо неприятен.
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

Проверьте себя: есть ли у вас склонность переделывать или перевоспитывать других людей.

Я имею привычку поучать окружающих.
Я люблю командовать близкими.

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными.

Меня раздражают старики в транспорте или в магазинах.
Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
Иногда мне нравится позлить кого – нибудь из родных и друзей.


Интерпретация результатов теста


Вы ознакомились с некоторыми поведенческими признаками, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности.
Сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень общей коммуникативной толерантности.








22

Критерий
Да
Нет
Вывод

1
Насколько вы способны принимать индивидуальности других людей.
25
20
Еще не способны

2
Нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я».
15
30
Иногда

3
В какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.
15
15
50% на 50%

4
в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей.
21
24
50% на 50%

5
есть ли у вас склонность переделывать или перевоспитывать других людей.
6
24
иногда

6
в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными.
10
20
Иногда

7
в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих.
16
14
50% на 50%



Выводы и рекомендации:

1. Уровень общей коммуникативной толерантности в классе средний;
2. Продолжить работу по формированию понятия толерантной личности.

23
Занятие 11

Промежуточный проект «Рецепт радости»
Цель:
- установление эмоционального контакта между участниками;
- осознание общности с другими;
- осознание собственной уникальности.

Болезнь
Рекомендуемые процедуры


цвет
вкус, запах
Звук

Когда мне грустно





Когда мне страшно





Когда я возбужден





Когда я злюсь





Когда я раздражен






Я люблю
1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________


Я не люблю 1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

Таблица цвета

Цвет радости


Цвет доли
Цвет страха

Цвет Печали
Цвет разочарования
Цвет удовольствия



Цвет надежды
Цвет добра
Цвет любви



24
Занятие 12

Тренинг «Как сохранить здоровье»

Цель:
- Формирование у учащихся осознания необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья;
- Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по развитию физических качеств, поддержанию нормативного здоровья

Составление памятки по сохранению зрения, снятия зрительного утомления
Общие требования к гимнастике
упражнения

Глубоко дышать
Плотно закрыть и широко открыть глаза (5-6 раз)

Глаз в постоянном движении
Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево (5 раз)

Во время упражнения моргать
Вращение глазами по часовой и против часовой стрелке (5-6 раз)

Упражнения выполнять без очков
Сидя. Крепко зажмуриться на 3-5 сек, открыть на 3-5 сек (8 раз)

Не допускать утомления
Сидя. Быстро и легко моргать 1-2 мин.

Улыбайтесь
Посмотреть вдаль.


Правила хорошей осанки:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия: Все учащиеся встают парами и желают здоровья друг другу без слов, жестами, мимикой



25
Занятие 13

Тренинг «Как сохранить здоровье»

Цель:
- Формирование у учащихся осознания необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья;
- Овладение теоретическими знаниями о вреде никотина.
Притча
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, собралась огромная толпа. Купцы кричали «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!»
Подошел мудрый старец, сказал: «Этот «Божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится». Купцы с радостью смотрели на него.
Ты прав, о мудрый старец! - сказали они. - Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»?
И мудрец пояснил: «Вор не войдет к курящему в дом потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости
Отошли крестьяне от купцов и задумались.


Вопросы для обсуждения:
Почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?
Что мы можем сказать тем, кто предлагает сигарету?
Каковы последствия курения?

Тест
«Почему я курю»
(участвуют 4 учащихся)

Рефлексия: Советы курящим одноклассникам.




26
Занятие 14

Тренинг «Как сохранить здоровье»

Цель:
- Формирование у учащихся осознания необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья;
- Овладение теоретическими знаниями о личной гигиене

Составление памятки (рекомендации)

Режим дня
Личная гигиена


Гигиена кожи



Профилактика угрей



Гигиена волос




Уход за ногтями



Гигиена одежды



Гигиена обуви



Профилактика простудных заболеваний:
(советы)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия: Ребята берутся за руки, набирают воздух в легкие и, опуская руки, говорят: «Будьте здоровы»


27
Занятие 15

Промежуточный проект «Рецепт здоровья»
Цель:
- осознание необходимости заботиться о здоровье, заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья;
- осознание собственной уникальности.

Болезнь
Рекомендуемые процедуры


Физ.упражнения
питание
профилактика

Простуда





Проблемы с осанкой





Проблемы со зрением





Вредные привычки (табакокурение)





Плохое настроение






Я укрепляю свое здоровье:
1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

Народная мудрость
(пословицы о здоровье):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
28
Занятие 16

Особенности памяти, мышления, внимания
Цель:
- определение индивидуальных особенностей внимания, памяти и мышления;
- развитие этих особенностей;
- формирование навыков критического мышления.

Характеристики
Выявление
Программа развития

Память
развита


Кратковременная
85%
Работа с текстом на пересказ


Зрительная
52%
Работа с текстом, рисунками, графиками

Слуховая
47%
Внимательно слушать


Моторная
60%
Работа с конспектами, планами


Смысловая
45%
Работа с ассоциациями, сравнение


Долговременная
32%
Читать, пересказывать, записывать


Мышление



Скорость
30%
Решать головоломки, загадки, шарады, кроссворды

План действий
33%
Анализировать по элементам


Сравнение
48%
Находить общее и отличное


Выделение главного
42%
Выяснить, какова основная мысль


Обобщение
40%
Подвести итог по основным моментам и связать в единое целое

Воображение
58%
Мечтать, мылить отвлеченно от предмета

Внимание



Устойчивое
62%
Развивать сосредоточенность, проявлять интерес и силу воли









29

Занятие 17

Тренинг памяти, мышления, внимания
Цель:
- сформировать потребность и интерес к развитию внимания, памяти и мышления;
- развитие общего познавательного интереса.

Составление памятки (Марина)
Общие рекомендации
Личные рекомендации

Мыслю – значит существую!

Решать задачи на смекалку, ребусы, шарады, сканворды. Все это развивает логическое мышление







Внимание + наблюдательность = успех

Нужно научиться слушать других, уметь слушать может не каждый.
Обращать внимание на разные мелочи, а многие не замечают их





Для развития памяти

Читать, пересказывать, писать конспекты, учить стихотворения, работать на компьютере





30

Занятие 18.
«Алфавит эмоций и чувств»
Цель:
- формирование умения распознать чувства и эмоциональные переживания;
- развитие умений выражать свои чувства разными способами;
- развитие умений контролировать свои чувства и эмоции.

Отрицательные чувства и эмоции
чувства или эмоции
Причина возникновения
Способ контроля

Угрызение совести
плохие поступки
Не могу справиться со своей совестью

разочарование
Что-то не удается, не получается
Чувство юмора


смущение
Выступление перед
большой аудиторией
Пытаюсь внушить себе, что у меня все получится



Положительные чувства и эмоции
чувства или эмоции
Причина возникновения
Последствия проявления

доверие
Когда знаешь, что тебя не предадут
Буду с ним общаться


гордость
Когда нравлюсь сама себе
Становлюсь уверенной


симпатия
Человек с чувством юмора, может выслушать, понять, поддержать

Общаюсь с симпатичными мне людьми


Мои выводы о себе:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
31
Занятие 19

Промежуточный проект «Образ Я»


Цель:
- собрать, обобщить, проанализировать и представить все, что ты открыл в своем «Я».

Форма представления (яркая визитка твоего Я):
- журнал, газета, стенд с фото, компьютерная презентация, «раскладушка», видеоролик, другое.

Информация по разделам:

Ф.И.О.
возраст
способы укрепления здоровья
выявленные и проявленные способности, ЗУН
личные увлечения
результаты и отзывы о промежуточных проектах
личные достижения
благодарственные письма, благодарности устные
фото
анализ личностного роста (чего достиг, что изменилось в жизни, в учебе, во взаимопонимании с окружающими).
оценка других людей
перспективы развития на ближайшее время

Цели (я хочу)
Необходимая деятельность (я буду)
Как это сделать

Закончить четверть на отлично
Усиленно готовить уроки
Внимательно слушать учителя

Съездить на выставку
Подготовить неоконченные работы
Вязать, вышивать

Заполнить портфолио
Учительские советы
Собрать материал







32
9 класс: «Ключ»
(личностное и профессиональное самоопределение)


Занятие 20
Старт – анкета «Узнай меня»

Собери информацию о своих одноклассниках
(это поможет тебе лучше узнать их)

имя
имя
имя















_________________



_________________

имя
имя
имя















_________________








Мои выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

33

Занятие 21

«10 обещаний самому себе на год»

Цель: лучше познать себя, чтобы стать счастливым


1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4.______________________________________________________________
5.______________________________________________________________
6.______________________________________________________________
7.______________________________________________________________
8.______________________________________________________________
9.______________________________________________________________
10._____________________________________________________________ Мои выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









34
Занятие 22
День «Почему»

Цель: научиться анализировать возникшие жизненные ситуации


Что произошло
Мои действия
Чем они вызваны
оценка окружающих
































Мои выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________














35

Занятие 23

День «Зачем»

Цель: научиться анализировать возникшие жизненные ситуации



Что было сделано
Какая польза для меня
Какая польза для окружающих




























Мои выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












36
Занятие 24
Тренинг уверенного поведения

Цель: научиться анализировать возникшие жизненные ситуации.

Инструкция к уверенному поведению:
1.В чем для меня выражаются затруднения самопознания, самовосприятия?
2.Какие слова или словосочетания я говорю себе при этом?
3.Что я при этом испытываю?
4.Что препятствует мне самореализоваться?

Ситуации в течение дня
Действовал уверенно
Действовал не уверенно
Почему
































Мои выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




37
Занятие 25
Стратегия успеха в достижении

Цель: лучше познать себя, чтобы стать счастливым
Инструкция к успеху
Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:
1.Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.
2.Прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих.
3.Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
4.Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств
5.Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.



п/п
Ситуации, в которых проявляются
Ситуации, в которых не проявляются

1





2





3





4





5






Мои выводы:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

38
Занятие 26
Стратегия успеха в достижении
(что и как я буду делать)
Чтобы достичь успеха мне надо__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы достичь успеха мне
не надо__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что для Вас означает наличие таких качеств, как СПОСОБНОСТЬ К

Качества
Собственное мнение
Наличие

Самопознанию





Самоопределению





Самоорганизации





Самореализации





Самодеятельности





Самоконтролю




Самооценке




Самоусовершенствованию




Самоуправлению




Мои выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
39
Занятие 27

Социальная зрелость

Цель: Попробовать проанализировать качества социально – зрелой личности



Качества социально – зрелой личности
Самооценка
(+ - )
Качества инфантильной личности
Самооценка
(+ -)

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10







Мои выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





40
Занятие 28
Стратегия успеха

Инструкция по постановке цели и анализу затруднений в учебе, в деятельности.

Какие бывают затруднения
(виды деятельности)
Почему есть эти затруднения
Что надо делать






























































41
Занятие 29

Промежуточный проект «Неделя качеств»
Цель: оценить деятельность товарища в течение недели.

Место
события
Ф.и.
Что им было сделано
Чем он заслужил твою оценку












































































































42
Занятие 30
Тренинг профессионального самоопределения

Цель: помощь в профессиональном самоопределении участников

1.Разминка:

Ведущий рассказывает о своей профессиональной деятельности, опыте работы, личных ожиданиях и о пожеланиях относительно предстоящей работы. Предпочтительно провести ярмарку профессий.

2.Актуализация темы

-Как вы думаете, что значит для социальной зрелости профессиональное самоопределение?
-Зачем человеку нужно профессиональное самоопределение?
-Достаточно ли каждый из участников само определен в своем образовательном и карьерном росте?


3.Игры и упражнения в кругу


«Профессия»:какая группа больше вспомнит профессий.
Профессия на одну букву.
Профессиональные качества – назвать профессию и качество, которое необходимо больше всего
«Размышления вслух»:отвечать по кругу на вопросы из «Конверта откровений»:
-стоит ли в наше время честно трудиться?
-зачем учиться после школы, если можно хорошо устроиться и так?
-ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?







43
Занятие 31
Анкета
«Профессиональное самоопределение»

Цель: определить ориентиры в выборе профессии

1.Назовите профессию, которую вы хотели бы приобрести.
2.Когда вы приняли такое решение?
3.Что повлияло на ваш выбор?
4.Укажите причины, определяющие привлекательность избранной профессии:
-по предмету труда: нравится работать с людьми; привлекает работа с техникой; люблю работать со схемами, цифрами, условными знаками; люблю природу; нравится искусство.
-по характеру труда: привлекает творческий характер труда; относительная легкость труда; работа, связанная с романтикой; повышенная ответственность за результаты труда; работа требует оперативности в решении сложных и даже опасных ситуаций; привлекает работа по образцу; работа позволяет быть самостоятельным в ее выполнении; больше нравится физический труд.
5.Какие профессионально важные качества необходимы для успешного освоения профессии?
6.Что вы делаете для того, чтобы развить в себе эти качества?
-занимаюсь самостоятельно
-посещаю кружок, факультатив
-читаю специальную литературу
-встречаюсь с людьми данной профессии
-анализирую свой характер, умения и интеллектуальные способности
-изучаю требования этой профессии к человеку.
7.Уверены ли вы в правильности своего профессионального выбора?
8. Какие ваши недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
9.Как вы собираетесь работать над собой?
10.Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии?






44
Занятие 32
Резюме «Я буду»

Цель: Диагностика профессиональных и личностных интересов, способностей и возможностей личности по вопросам анкеты «Профессиональное самоопределение»


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

45
Занятие 33
Познавательно- мировоззренческие, профессиональные и социальные компетентности личности

Цель: Активизация профессионального и личностного самоопределения, развитие специальных знаний, умений и навыков.

Образ профессии
У вас имеется образ той или иной профессии. Попытайтесь в процентном отношении оценить, какие факторы оказали влияние на его формирование:
- Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
- опыт общения с людьми той или иной профессии.
- художественная литература.
- телефильмы.
- книги, журналы.
Профессиональная занятость

Вспомните знакомых вам людей, занятых различной профессиональной деятельностью и ответьте на вопросы:
1.Какая профессиональная работа оставляет человеку больше свободы?
2. Какая профессиональная работа занимает человека значительно больше, чем обязательное рабочее время?
3. Могли бы вы привести примеры профессиональной работы, когда человек почти себе не принадлежит, почти не имеет свободного времени?
4. Что помимо профессиональной работы позволяет человеку самореализоваться?
Интерес к профессии

Оцените по 10 бальной системе интерес и привлекательность таких профессий как:
1.библиотечный работник___________________________
2.оператор промышленного оборудования_____________
3.директор центра детского творчества________________
4.инженер – конструктор____________________________
5.школьный психолог_______________________________
6.священнослужитель_______________________________
7.инженер – испытатель_____________________________
8.офицер милиции__________________________________
9.учитель__________________________________________
10.врач – хирург ___________________________________


46
Занятие 34
Эдвайс встреча

Познавательно- мировоззренческие, профессиональные и социальные компетентности личности

Цель: Активизация профессионального и личностного определения, диагностика.
Анкета для родителей


Как, по-вашему, изменилось поведение ребенка, его отношение к учебе, окружающим за последние 2 года?
Проявляет ли ваш ребенок инициативу в беседе (если «да», то на какие темы), в выполнении домашней работы и др.?
Советуется ли с вами (если «да», то по каким вопросам) или принимает решение самостоятельно?
Посвящает ли в свои дела, проблемы?
Повысился ли уровень самостоятельности?
Просит ли совета в отношении выбора экзаменов или будущей профессии?
Какие качества личности стали проявляться более отчетливо?
Что вас настораживает в поведении вашего ребенка?
Как вы думаете, с Вас берут пример (если «да», то в чем именно)?
Вы в курсе, кем хочет стать ваш ребенок?
Кто повлиял на его профессиональный выбор?
Как вы думаете, это подходит ему?
Как планируете помочь в профессиональном и личностном определении.
Ваш ребенок хорошо адаптируется в обществе, в кругу незнакомых ему людей?
На что, по вашему, следует обратить внимание, чтобы социальная адаптация проходила успешно в будущем?








47
Занятие 34
Эдвайс встреча

Познавательно- мировоззренческие, профессиональные и социальные компетентности личности

Цель: Активизация профессионального и личностного определения, диагностика.
Анкета для родителей


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





48
Занятие 35
«Выпускной проект»

1. Мои приоритетные цели, или чего я добивался, добиваюсь, буду добиваться в будущем.
2. Каковы мои увлечения, творческие интересы?
3. Как бы я оценил уровень моих творческих способностей (по 5-бальной)
4.Как серьезно я отношусь к профессиональному самоопределению?
Что я ценил, ценю и думаю, что буду ценить в людях?
Какие личностные качества мне удалось, удается, и я думаю, что еще удастся усовершенствовать?
Какие я допускал ошибки и какие ошибки я не хотел бы совершить в будущем?
Через какие творческие дела я проявил себя в прошлом, стремлюсь реализовать себя сейчас и в чем планирую реализовать себя в будущем?
Каковы мои успехи, творческие достижения?
Каковы мои типичные проблемы и трудности?
Как я их преодолевал, преодолеваю и планирую преодолевать?
Каковы мои три главных принципа или правила жизни?
В чем я видел и вижу смысл своей жизни?

Программа развития

Временные отрезки
Опишите ваши карьерные планы

Сегодня я



Через год я буду



Через 3года
я буду



Через5 лет
я буду



Через 10 лет
я буду



К 30 годам я







49
Занятие 35
«Выпускной проект»


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

50

Литература.
Бойко В.В. Диагностика коммуникативной толерантности «Дискуссионная трибуна». – Минск «Красико- Принт» 2009
Пластинина Ю.Л. «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» «Классный руководитель» №5 - М., 2009
Тыртышная М.А. «Как стать личностью» : технология поддержки социального становления школьников «Классный руководитель» №4 - М., 2009
Тыртышная М.А. «Как стать личностью» : технология поддержки социального становления школьников «Классный руководитель» №5 - М., 2009
Тыртышная М.А. «Как стать личностью» : технология поддержки социального становления школьников «Классный руководитель» №1 - М., 2010

Интернет – ресурсы.

1. http:// vsetesti / ru / 73.

















51


Управление образования администрации Муниципального образования Ширинский район
Муниципальное образовательное учреждение
Борцовская средняя общеобразовательная школа № 5



Дневник развития
по программе
«Стратегия успеха»


Фамилия_______________

Имя___________________

Отчество_______________

Класс__________________

Период, за который представлены документы и
материалы
с_____________20 г
по____________20 г

Подпись учащегося____________


20 -20 учебный год

15