Доклад для педагогического совета школы Ситуации успеха на уроках гуманитарного цикла


Министерство образования и науки ДНР
Петровский районный отдел образования
Донецкая общеобразовательная школа № 103
ДОКЛАД
«Создание ситуаций успеха на уроках гуманитарного цикла»
Подготовила:
Учитель истории
Райко И.И.
Донецк – 2016
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется доклад на тему: «Создание ситуаций успеха на уроках гуманитарного цикла». На примере предмета: «История».
Начать свой доклад хотела бы словами Василия Сухомлинского: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Цели выступления:
Анализ влияния успеха на различные аспекты деятельности учащихся.
Систематизация приемов и методов конструирования ситуации успеха на уроках
Создание школьного “Банка ситуаций успеха”.
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу?
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
УСПЕХ - это положительный результат деятельности.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
В рамках сегодняшних изменений в политике и мировоззрении жителей ДНР, несомненно, моделируется историческое образование. Очень важно на данном этапе привить интерес учащихся к истории родного края, отечества, дать правильную оценку происходящему, ведь мы вместе сейчас «пишем» современную историю, воспитываем патриотизм.
Прежде всего необходимо сформировать у учащихся внимание и интерес к истории, что наиболее успешно осуществляется при условии творческого взаимодействия учителя и учеников (схема НАУЧИТЬ). Известно, например, что знание определений терминов не приводит к знаниям истории. Выучить определение термина и освоить исторические факты с помощью понятий - не одно и то же. Исторические понятия необходимо донести до сознания ученика в таком виде, чтобы оно могло служить способом определения исторических событий, фактов, а не просто загружало память.
В большей степени учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее, развивая тем самым навыки познавательной деятельности. Способности к познанию существуют у любого ребенка и их нужно выявить и развивать.
Особенно актуален вопрос о развитии навыков познавательной деятельности на современном этапе развития общества, которое сегодня ориентирует человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. В этой связи в процессе обучения истории целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся.
И если «научить истории» всех детей практически невозможно, то научить не бояться истории, научить любить её - это цель, которую можно реализовать.
Иначе говоря на уроке необходимо обеспечить снятие тревожности и высокую мотивацию. Именно этой цели и подчиняется моя деятельность на уроке. Исходя из этой идеи я подбираю средства достижения ситуации успеха, которые можно разбить на четыре блока:
1. средства организации сотрудничества учителя и ученика;
2. средства организации комфорта для ученика в учебном классе и дома, при подготовке к уроку;
3. средства контроля усвоения знаний, умений и навыков;
4. создание такого алгоритма урока, который позволял бы реализовать все эти средства на практике.
Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс.
При построении уроков истории я стараюсь создавать проблемные ситуации, даже спорные ситуации, чтобы развить интерес у учащихся к фактам и событиям. Создавая проблемную ситуацию, предлагаю найти выход из нее, сравнить с современностью, проанализировать.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Применение информационно-компьютерных технологий открыло передо мной, новые перспективы и возможности для обучения истории, мировой художественной культуры и права. Я практикую различные варианты работы в рамках ИКТ:
- компьютерные презентации мои и учащихся;
- иллюстрации,
- документальные фильмы, аналитические передачи;
- анализ Интернет – ресурсов для подготовки к уроку;
- социальные сети для расширенного изучения материала с помощью систематизации учебных материалов.
Созданная мной в марте 2015г. группа в социальной сети «Вконтакте» называется «Изучаем Отечественную историю» школа 103, первоначально функционировала для дистанционного обучения и для получения информации по предмету История. На сегодняшний день в группе состоит 43 ученика нашей школы. В данной группе систематизирован по классам электронные варианты учебников и дополнительной литературы по Истории Отечества и Всеобщей истории, что позволяет ученикам получать знания с применением современных средств связи более точно и напрямую от учителя.
Технологии, используемые для связи учащихся в сообществах с учителем и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении.
В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте многих учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.
И самое главное это создать ситуацию успеха во время контрольной, самостоятельной, проверочной работ. Этот метод называется «Анонсирование». Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: повторить даты, посмотреть, повторить темы, обсудить непонятный материал. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах. «У вас обязательно получиться…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
«Закон успешности» гласит: успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха, счастливого человека может воспитать только счастливый.
Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха: слайд