Тематическое планирование курса по выбору Литературное краеведение, 8 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фроловская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора директор школы по УВР__________/Лагунова А. В./ _____________/ И. Г. Старкова/
Рассмотрено
на заседании МС
протокол № 2 от 20.08.2015 г.
Руководитель МС
_______________/Старкова И. Г./

Тематическое планирование
Курс по выбору «Литературное краеведение»
класс 8
учитель Михайловых О. С.
учебный год
2015-2016
Пояснительная записка
Тематическое планирование по предмету Литературное краеведение, 8 класс, составлено в объеме 1 часа в неделю, 17 часов в год в соответствии с учебным планом школы и региональным компонентом по предмету на основе учебника «Родное Прикамье». Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7 - 9 классов средних школ Пермского края / Автор - составитель Д. А. Краснопёров. – Пермь: «Книжный мир», 2007. – 224 с.
Методическое обеспечение:
Из истории Пермского края. Избранные труды. / Николаев Ю. К. – Пермь, 2011.
Литературное Прикамье: Литературно-художественный сборник «Молодой человек» № 21(специальный выпуск). – Пермь: кн. из-во. 1983.
Народы и культура Урала в XIX – XX вв. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. / Чагин Г. Н. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002. – 296 с.
Пермь от основания до наших дней: Исторические очерки/ Науч. ред. М.Г. Нечаев. – Пермь: Книжный мир, 2000. – 392 с.
Страницы истории земли Пермской. Части 1-2: Прикамье в XVIII-XX вв. / под ред. А. М. Белавина. – Пермь: Книжный мир, 1997. – 336 с.
Так как в настоящее время особое внимание уделяется гражданскому воспитанию обучающихся, то оно может осуществляться через уроки по литературному краеведению. Занятие краеведением, по мнению пермского профессора В. В. Абашева, "может дать ученику редкую возможность увидеть воочию, как культура осваивает реальность и как перестраивает ее, : может развить у ученика ощущение нахождения в культурном пространстве (а не только в бытовом), ощущение, что культура создавалась и создается здесь и сейчас". И для нас очень важно такое мироощущение ученика. Эта программа позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, расширять их кругозор и способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Дети знакомятся с национальными культурами родного края (в Прикамья - более восьмидесяти разных народов), получают уроки гражданственности и патриотизма.
Задачи курса:
привлечь внимание детей к культуре, истории, природе, людям, судьбам родного края;
раскрыть уникальность Прикамья;
воспитывать у школьников чувство гордости за свою малую Родину;
формировать культуру чтения.

урока Тема урока Количество
часов
Общее краеведение
Часть 1. Летописи 1. Особенности летописей Прикамья. Кунгурская летопись. 1
2. Строгановская летопись. Сказание сибирской земли. 1
3. Из истории заселения Прикамья. Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре. 1
Литературное краеведение
Часть 2. Древнерусская литература 4. А. М. Домнин. Слово о полку Игореве. Поэтическое переложение. 1
5. Из предисловия Е. Осетрова к сборнику А. Домнина. «Тропы предков». «Матушка-Русь». 1
Часть 3. Литература XVIII века 6. А. И. Попов. Эпиграммы. Эпитафии. 1
7. Д. В. Дягилев. Клад. 1
8. А. Н. Радищев. Записки путешествия в Сибирь. Письмо А. Р. Воронцову. Дневник путешествия из Сибири. 1
Часть 4. Литература пушкинской поры 9. Пушкин и Пермь. История Пугачева. 1
10. А. С. Пушкин. Записки Н. А. Дуровой. О Дурове. 1
11. Н. А. Дурова. Кавалерист-девица. 1
12. . Ф. Ф. Вигель. Записки. 1
13. К. Т. Хлебников. Письмо А. С. Пушкину. Взгляд на полвека моей жизни. 1
14. Е. А. Вердеревский. От Зауралья до Закавказья: письма с дороги. 1
15. М. А. Осоргин. Настоящий ревизор. 1
Часть 5. Край ты мой любимый 16. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Бойцы. 1
17. Защита творческих работ (презентации) 1