Методическая разработка Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей в фортепианном классе


Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей «Шипуновская детская школа искусств им. В.Т.Христенко»
Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей в классе фортепиано
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Разработчик: Уколова Ольга Анатольевна, преподаватель по классу фортепиано.
с. Шипуново
2016
Аннотация
Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ, направлена совершенствование профессионального мастерства.
Работа освещает проблему создания эффективной системы работы с одарёнными детьми; раскрывает вопросы развития музыкально-исполнительской техники учащихся ДШИ посредством технологии модульного обучения. Данная педагогическая технология выступает как организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Содержание:
Введение
Пояснительная записка
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
I.Введение
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать перспективные цели.
В связи с этим одной из актуальных задач современного образования становится выявление, обучение и воспитание одарённых детей. Это в свою очередь определяет задачу совершенствования педагогических подходов, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
В данном направлении к школе искусств сегодня предъявляются высокие требования. В настоящее время ДШИ рассматривается как ступень предпрофессиональной подготовки в едином образовательном пространстве.
Однако на сегодняшний день существует проблема развития одарённости у ребёнка. Сложность заключается в специфике работы с детьми с повышенным творческим потенциалом. Следует отметить слабое психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей, отсутствие научно - методической поддержка педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
Цель методической разработки – развитие творческого потенциала одарённых учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Ожидаемые результаты:
совершенствование системы работы с одаренными детьми,
увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми,
повышение качественного уровня преподавания,
выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
II.Пояснительная записка
1.Теоретические основы технологии модульного обучения
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала «создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям». Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.
Интерес различных исследователей к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению разнообразных целей. Одни исследователи (Б. и М. Гольдшмид, Дж. Расселл), стремились позволить обучающемуся работать в удобном темпе, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; вторые (Дж. Клингстед, С. Курх), - помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи (В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов, Г. Оуенс), - интегрировать различные методы и формы обучения; четвертые (В.Б. Закорюкин, В.И. Панченко), - гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; другие (И. Прокопенко, М.А. Чошанов , П. Юцявичене), - систематизировать знания и умения по учебной дисциплине, достичь высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников. Авторы данного исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
- модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Исходные научные идеи
1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий ученика, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог ориентирует ребёнка на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если ученик выполняет задание с дозированной помощью педагога, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику.
3. В основе модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность ученика, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Достоинства модульной системы обучения
К достоинствам модульной системы обучения относят:
- четкую структуру курса, упорядоченность;
- возможность отслеживания связей между элементами;
- наглядность, осознание перспективы;
- индивидуальный подход к обучению;
- гибкость предоставления информации;
- развитие продуктивного мышления;
- многофункциональность;
-возможность самоконтроля обучения учащимся и собственной деятельности преподавателем;
- активизацию познавательной деятельности;
- комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;
- возможность самоконтроля и самооценки;
- формирование самостоятельности, ответственность за свой выбор;
- формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
2.Технология модульного обучения в музыкальной педагогике
Реформа музыкального образования предъявляет более высокие требования к качеству обучения, ставит перед преподавателем ДШИ новые задачи, побуждает искать более эффективные приёмы и способы приобщения детей к основам профессионального мастерства.
Одной из главных задач, стоящих перед преподавателями фортепианного класса – преодолеть разрыв между художественным замыслом, интерпретаторскими намерениями учащихся и их техническими возможностями, которые подчас недостаточны для практической реализации этих замыслов и намерений.
Поэтому основополагающая педагогическая цель: оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков, определение современных педагогических подходов к решению этой проблемы.
Одной из современных педагогических технологий в музыкальном обучении является технология модульного обучения. «Модуль» имеет различные значения в области математики, архитектуре, информатике… В педагогике и методике «модуль» - это важная часть всей системы, без знания и освоения которой дидактическая система не срабатывает.
Модульная педагогическая технология – это проектирование по определённой теме учебной деятельности ребёнка, способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.
Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий:
- законченный блок учебного материала, представляющий составную часть более общей функции;
-целевую программу действий ученика;
-рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.
Содержание и объём модулей могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
- меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях;
-содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
-отсутствует проблема консультирования, дозированной помощи учащимся.
Данная технология позволяет:
- поддерживать интерес ребёнка к изучаемому материалу;
- целесообразно и эффективно использовать время урока;
- систематизировать учебное содержание и учебную деятельность ребёнка;
- использовать в педагогическом процессе индивидуализацию и дифференциацию, создать благоприятные психолого-педагогические условия развития личности;
- активизировать учебную деятельность ребёнка, развивать в нём самостоятельность, умение планировать, анализировать, оценивать, контролировать.
Формирование модуля – это очень сложная методическая работа. В модуле педагог определяет цели и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, прогнозирует результаты обучения по модулю, способы учебной деятельности, формы контроля и критерии оценки, рекомендации ученику.
III. Основная часть. Открытый урок «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей в классе фортепиано»
Тема урока: «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей в классе фортепиано»
Тема модуля: «Развитие музыкально-пианистических навыков»
Цель урока: накопление технических возможностей пианистического аппарата при овладении различными градациями фортепианного звука.
Задачи обучающие и развивающие:
- расширение знаний о технике пианиста, о её назначении;
- дать ученику представление о том, что техника естественным образом связана с образным строем произведения;
- научить ребёнка владеть разными видами техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений;
- изучение приёмов и способов работы над учебным материалом;
- приучить ребёнка контролировать работу мышц, отрабатывать механизм расслабление мышечного и эмоционального напряжения;
- развивать интерпретаторские способности ребёнка, исполнительский слух;
- формирование умения самостоятельно и творчески работать, умения оценивать своё исполнение с художественной точки зрения.
Задачи воспитательные:
- воспитание культуры исполнения;
- воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических проблем;
- воспитание ответственности за результат своего труда;
- воспитание самостоятельности в работе, творческой инициативы.
Задачи методические и педагогические:
- изучение технологии педагогического проектирования образовательных модулей;
- оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков учащихся путём создания гибких образовательных структур (модулей).
Тип урока: комбинированный
Форма проведения урока: традиционная
Форма организация урока: индивидуальная
Методы обучения:
- словесный (объяснение, диалог, беседа, консультация);
- наглядный (исполнение педагога на инструменте);
- инструктивно-продуктивный метод с дозированной помощью педагога;
- проблемный;
- метод практико-ориентированной деятельности (упражнения, гаммы, этюды).
Технология : модульное обучение
Средства обучения:
- два фортепиано,
- нотная литература,
- метроном.
Структура урока:
I.Организационный этап (1мин.),
II.Этап подготовки ученицы к активной и сознательной работе (1мин),
III.Основной этап (40 мин.):
Познавательная часть модуля:
-колоквиум.
Практическая часть модуля:
- Упражнения Ганона №1,2,3,6,8,11
- Гаммы
- К.Черни-Гермер 1тетрадь Этюды №1-10
- К.Черни-Гермер 1тетрадь №43
- К.Черни-Гермер 2 тетрадь Этюд №8
- К.Черни оп.718 Этюд №1
- А.Хачатурян Этюд
- А.Лешгорн Этюд соч. 136 №10
- И.Крамер Этюд (ред. Г.Бюлова) №17
- Ф.Мендельсон оп.102 №4 Песня без слов
IV.Рефлексия – анализ и оценка ученицей собственного исполнения, состояния, чувств (1мин),
V. Этап подведения итогов, на котором создается ситуации успеха (1мин),
Инструкция домашней работы(1 мин.)
Мотивация учения: «Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооружённым на любой случай, тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить свои силы на её духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат» (Ф.Бузони)
Планируемые результаты обучения по модулю:
- владение ученицей теоретической информацией, на основе которой будут развиваться пианистические умения и навыки;
- умение самостоятельно анализировать произведение, определять художественный замысел, находить формы и способы его выражения, интерпретировать;
- умение оценивать своё исполнение, самостоятельно находить способы исправления неудавшихся моментов;
- владение разными видами техники, различными градациями фортепианного звука;
- понимание степени своей успешности в исполнительской деятельности.
Продолжительность освоения модуля - полугодие
Учебное содержание модуля и технология его освоения
Познавательная часть модуля
Задачи:
-приобретение теоретических знаний, на основе которых формируются исполнительские навыки;
-придать осмысленность исполнительской деятельности;
-расширить музыкальный кругозор.
Форма:
-коллоквиум; (Приложение №1)
-словарик.
Способы закрепления полученных знаний: использование приобретённых знаний в анализе произведения и в исполнении.
Критерий оценки освоения данной части модуля: осмысленность изучения учебной фортепианной литературы; проявление инициативы в поиске дополнительной информации; расширенный объём знаний.
Контроль: самоконтроль, контроль педагога.
Практическая часть модуля
- это учебный музыкальный материал модуля. В данном модуле ведётся техническая работа над музыкальным материалом, доводится до более качественного исполнительского уровня на данном этапе работы.
Задачи:
-развитие подвижности 1-го пальца, воспитание силы, ровности и самостоятельности пальцев;
-развитие гибкости и пластичности пианистического аппарата;
-развитие связи и взаимодействия всех участков пианистического аппарата при ведущих активных, сильных пальцах;
-воспитание слухового контроля;
-освоение основных технических формул.
Критерии оценки освоения практической части модуля:
- посадка,
- свобода аппарата,
- приспособляемость к инструменту,
- умение пользоваться с большим и меньшим весом руки,
- управление работой мышц,
- освоение 4-х способов движения (пальцами, кистью, локтем, всей рукой),
- слуховой контроль в процессе исполнения,
- выразительность исполнения, логика музыкального развития,
- формообразование,
- уверенность и убедительность исполнения;
- умение управлять техническим процессом во время игры.
- умение получить нужный звуковой результат в музыкальном произведении, содержащем усвоенные технические формулы.
Контроль:
- самоконтроль
- контроль педагога
- экспертный контроль на зачётах, академических концертах, публичных выступлениях, конкурсах
Упражнения Ганона №1,2,3,6,8,11
Задачи:
- тренировка аппарата для достижения физической выносливости;
- пианистическое совершенствование;
- освоение различной артикуляции;
- формирование технической выдержки и уверенности исполнения.
Способы работы:
- левая рука f – правая p и наоборот;
- левая рука staccato - правая legato и наоборот;
- чередование staccato-legato ;
- с остановками;
- пунктирным ритмом;
- медленно-быстро.
Гаммы
Задачи:
- формирование теоретических знаний о гаммах (Приложение 2)
- техническое совершенствование, налаживание слухо-моторной координации;
- освоение различных технических формул; играть их так, как будто это фрагмент музыкального произведения.
Способы работы над гаммой B dur:
- диатонический звукоряд играть в прямом движении; разбить его на фразы; играть скольжением, мягкими руками, сбрасывая мышечное напряжение на начале каждой фразы; найти удобное положение кисти;
- хроматический звукоряд играть в размере 3/4 шестнадцатыми длительностями, в характере вальса, сбрасывая мышечное напряжение на первой доле;
- аккорды проучить, повторяя каждый аккорд три раза, при этом первый из них взять крепко, а остальные по инерции;
- короткое арпеджио полным звуком, глубоко проникая в клавиши, используя кистевое движение;
- ломаное арпеджио легко, изящно, слегка замахиваясь на первый звук в каждом мотиве;
- длинные арпеджио легато, не меняя положения кисти, не теряя веса; проучить с прибавлением.
К.Черни-Гермер 1тетрадь Этюды №1-10
Задачи:
- освоение малой формы, исполнение на одном дыхании;
- рациональные движения, точная фразировка;
- укрепление свода кисти и кончиков пальцев;
- развитие эластичности и пластичности мышц.
Способы работы (сохраняя точную фразировку):
- медленно- быстро, при этом точно выполняя динамические оттенки и фразировку;
- громко – тихо;
- транспонирование этюдов в разные тональности с сохранением первоначальной аппликатуры. Этот способ весьма труден и требует от ученика большой сосредоточенности, мобилизации внимания и слуха, теоретических познаний, но результат затраченных усилий себя целиком оправдывает.
К.Черни-Гермер 1тетрадь №43
Задачи:
- ровность и беглость в гаммообразных пассажах;
- свободное и пластичное движение всей руки;
- в ощущениях пальцев и кисти добиваться устойчивости и упругости, а во всей руке мягкость, свободу и удобство.
Способы работы:
- чётко выраженная двухчастная форма диктует работу по частям, добиваясь точной фразировки в первой части и сквозного развития во второй;
- для того, чтобы выровнять звучание пальцев, необходимо проучивать медленно с ощущением меньшего веса на сильных пальцах ( 1-2-3) и большего веса на слабых (3-4-5);
К.Черни-Гермер 2 тетрадь Этюд №8
Задачи:
- добиваться сочного плавного звучания, согласованности между руками;
- непрерывное музыкальное движение требует определить места сброса мышечного напряжения;
Способы проучивания:
- так как этюд имеет сквозное развитие, его можно проучить с конца с прибавлением, двигаясь к началу в медленном темпе; при этом пальцы переступают без толчков, кисть направлена в сторону движения звуков;
- чтобы добиться стройного звучания, необходимо слуховое внимание направить на левую руку;
- можно проучить, используя контрастную динамику в руках.
К.Черни оп.718 Этюд №1
Задачи:
- научиться перестраивать аппарат на исполнение разных видов техники;
- добиваться точного звукового воплощения;
Способы работы:
- отдельно проучивать все представленные виды техники;
- играть целиком, осмысливая все звуковые и технические задачи, чередуя темпы, при этом точно выполняя динамические оттенки и фразировку.
А.Хачатурян Этюд
Задачи:
- расширение запаса артикуляционных приёмов, освоение различных оттенков артикуляции;
- освоение эмоционального строя произведения;
- качественное звуковое воплощение.
Способы работы:
- чередуя темпы;
- проучивание отдельно музыкальные связки между построениями, добиваясь в них гладкости, мягкости, точной динамики, уверенности;
- репетицию в левой руке играть гибко, музыкально, вести звук в правую руку;
- отработать стаккато в левой руке; палец делает резкое движение под ладонь, не скользя по клавише; кисть не подпрыгивает, но запястье с пружинкой.
А.Лешгорн Этюд соч. 136 №10
Задачи:
- передать романтический характер этюда, добиться разнообразия в звучании;
- добиваться автоматизма в игровых движениях;
Способы работы:
- проучивать левую руку отдельно, так как она является составляющей частью общей задачи, порой играет ведущую роль;
- работать по кусочкам, добиваясь точного звукового воплощения; в дальнейшем – над соединением этих кусочков.
И.Крамер Этюд (ред. Г.Бюлова) №17
Задачи:
- передавать звук из руки в руку плавными эластичными движениями;
- разнообразить звучание при помощи выразительного интонирования вершины каждой фразы, подтаскивая к ней вес рук;
- продумать динамику для построения формы.
Способ работы:
- с остановками, добиваясь точной интонации, свободы и пластичности всего аппарата;
Ф.Мендельсон оп.102 №4 Песня без слов
Задачи:
- добиваться верного звукового соотношения между руками, тембрового контраста;
- точная фразировка;
- точное построение формы;
- убедительность звучания в двух кульминациях.
Способы работы:
-проучивать отдельно каждой рукой при тщательном разборе всех деталей, с выполнением динамической линии звукового рисунка;
- отдельно проучивать подход к основной кульминации и кульминацию.
Организация домашней работы
Успешность домашней работы над любым музыкальным материалом зависит от следующих условий:
заинтересованности учащегося;
его работоспособности и дисциплинированности;
правильно намеченного плана развития и обучения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося);
правильного выбора заданий;
четкости поставленных перед учеником задач;
точности указаний на способы работы;
анализа причин встретившихся трудностей.
IV.Заключение
Что же дает модульное обучение?
При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать ученика. В результате изменения деятельности педагога на учебном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью обучающихся. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения - это программа деятельности педагога. Опыт показал, что учителя в процессе овладения технологией модульного обучения значительно выросли профессионально. Поэтому можно сделать вывод, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь формирования новой педагогической культуры, развития творческих способностей педагога, повышения уровня преподавания и качества обучения.
В завершении урока я хочу сказать, тема обучения одаренных и талантливых детей одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества, во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.
Исходя из этого, одним из главных направлений учреждения дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
V. Литература
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано : 3-е изд. – М. : Москва, 1978.
Баренбойм Л.А.Фортепианная педагогика. – М. : Классика- 21, 2007.
Беспалько В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. : Просвещение, 1995.
Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. : Просвещение, 1971.
Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. : Просвещение, 1971.
Вопросы фортепианного исполнительства : вып. 1-4 / Сост. и ред. М.Соколов. - М. : Музыка, 1965, 1968, 1973, 1976.
Гальперин П.К. К теории программированного обучения. - М. : Педагогика, 1967.
Гофман Й. Фортепианная игра : ответы на вопросы о фортепианной игре. – М. : Классика – 21, 2002.
Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.
Либерман Е.А. Работа над фортепианной техникой. – М. : Классика-21, 2003.
 Молибог А.Г. Программированное обучение. - М. : Педагогика, 1967.
Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М. : Классика-21, 2004.
Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М. : Педагогика, 1988.
Третъяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М. : Новая школа, 1997.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.
http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html
VI. Приложения
1.Приложение №1
Коллоквиум –
Это одна из форм работы, теоретическая составляющая в решении исполнительских задач, которая помогает решать технические задачи осознанно и более эффективно.
1.Выссказывания великих музыкантов о развитии фортепианной техники.
«Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооружённым на любой случай, тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на её духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат». Феруччо Бузони (1866-1924гг.)- итальянский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыковед. Он является интерпретатором музыки И.С.Баха, Л.Бетховена. С 1890-1891г. он был преподавателем Московской консерватории.
«Даже в сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука». Василий Ильич Сафонов (1852- 1918гг.) – русский пианист, педагог, дирижёр, профессор Московской консерватории.
«Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами». В.И.Сафонов
«Чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая». Г.Нейгауз (1888-1964гг.) – советский пианист, педагог. С1922г. был преподавателем Московской консерватории, с 1935-1937гг. – директор этой консерватории.
2.О каком композиторе говорится?
«Он внёс значительный вклад в развитие инструктивной фортепианной литературы. Многочисленные упражнения и этюды, сочинённые им, направлены на развитие виртуозной фортепианной техники». (о Карле Черни)
3.Рассказать об этом композиторе.
Годы жизни - (1791-1857). Черни создал более 1000 произведений (861 опусов) в различных жанрах: сонаты, симфонии, трио, квартеты, этюды, упражнения). В жизни К.Черни был человеком умеренным, уравновешенным. Огромное количество произведений возникло не из-за стремления к материальному обогащению, то была «внутренняя потребность души».
Его отец был музыкантом и рано начал заниматься с Карлом. Занятия были настолько успешными, что уже в 7лет мальчик овладел обширным репертуаром из произведений В.Моцарта, Й.Гайдна, М. Клементи, свободно импровизировал, хорошо читал с листа.
В 9лет Черни знакомится с Л.Бетховеным, который становится его учителем. Занятия продолжались 3года. Интересы К.Черни не ограничивались исключительно музыкой. Он изучил самостоятельно 7 языков, занимался историей, литературой, поэзией.
Слава пришла к Черни рано. В 14лет он становится авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей. Среди выдающихся музыкантов не было ни одного, кто завоевал бы известность как педагог в 14 лет. Не случайно, что именно на Черни остановил свой выбор Л.Бетховен, когда поручил ему занятия в племянником. А Адам Лист привёл к нему своего сына Ференца, ставшего в будущем великим пианистом.
4.Что такое «этюд»?
«Этюд» в переводе с французского означает «изучение». Этюды развивают технику пианиста. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-либо технического приёма, вида техники.
5.Какие бывают виды техники?
Гаммаобразное движение, ломаные интервалы, ротационное движение, арпеджио, аккорды, чередование рук, репетиции, сексты, октавы…
6.Виды этюдов
Инструктивный этюд – это этюд, который содержит в себе инструкцию, то есть определённое правило освоения того или иного вида техники. (К.Черни, И.Крамер, Ф.Лекуппе и др.)
Концертный этюд – это этюд, который помогает овладеть каким-либо техническим приёмом, но вместе с тем является подлинным произведением художественного искусства. (Ф.Шопен, Ф.Лист, С.Рахманинов и др.)
7.Почему К.Черни сочинял этюды инструктивного характера?
Причина лежит в рациональном (без лишнего) складе мышления композитора, а также в разделении к тому времени профессии музыканта. На смену композиторам-исполнителям приходят исполнители-виртуозы. Отсюда – острый интерес музыкантов к проблемам фортепианной техники.
8.Какме требования К.Черни предъявлял к своим ученикам?
Исполнитель должен был обладать не только беглостью, но и интерпретаторскими качествами; а также прочитать с листа трудную пьесу, сохранив её темп и характер; владеть теорией музыки; импровизировать и даже настраивать инструмент.
9.Что такое интерпретация?
В переводе с латинского «интерпретация» - это «разъяснение, истолкование». Интерпретация – это процесс воплощения нотного текста, который предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное к ней отношение, наличие у исполнителя собственной творческой концепции воплощения авторского замысла.
10.Подход К.Черни к вопросу о назначении техники.
В технике К.Черни видел только средство, с помощью которого можно передать эмоциональное содержание музыкального произведения. В этом сказалось влияние Л.Бетховена. Подобное решение вопроса о сущности техники стало впоследствии классическим.
2.Приложение №2
Опираясь на современный педагогический опыт пианистической практики, а также исходя из своей многолетней работы, я пришла к выводу, что знакомство учащихся с гаммами следует осуществлять как можно раньше, причем гаммы следует сгруппировать по аппликатурному принципу, а именно:
1 группа – Гаммы с симметричной аппликатурой в расходящемся движении:
C, D, E, G, A – dur*
с, d , e, g, a – moll
В противоположном движении смена позиций происходит одновременно.
В прямом движении - 4 палец в правой руке на VII ступени,
4 палец в левой руке на II ступени.
2группа – Гаммы со смешанной аппликатурой:
H, h - в пр.руке аппликатура первой группы;
л.рука «по группам» («маленькая группа» - это две чёрные клавиши и До, Ре, Ми; «большая группа» - это три чёрные клавиши и Фа, Соль, Ля, Си) – на «маленькую группу» 3-2-1 (1-2-3), а на «большую» группу 4-3-2-1 (1-2-3-4).
F, f – в л.руке аппликатура первой группы;
в пр.руке «по группам» - 1-2-3-4 (4-3-2-1); 1-2-3 (3-2-1)
3группа – Гаммы от чёрных:
B, Es, As, Des- пр.рука вверх: после чёрной 1 палец
пр.рука вниз: «по группам»
л.рука вверх: 3-2-1, 4-3-2-1
л.рука вниз: после чёрной 1 палец
Fis, fis, dis, b, gis нат.- пр.рука вверх: после чёрной 1палец
пр.рука вниз: «по группам»
л.рука вверх: «по группам»
л.рука вниз: после чёрной 1палец
cis - пр.рука вверх: после чёрной 1палец
пр.рука вниз: «по группам», но наоборот ( на маленькую группу 4-3-2-1, на большую 3-2-1)
л.рука вверх: «по группам»
л.рука вниз: после чёрной 1палец

gis гарм., мелод.- пр.рука вверх: после чёрной 1палец
пр.рука вниз: «по группам»
л.рука вверх: «по группам», но наоборот
л.рука вниз: после чёрной 1палец
*
Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Aa, Hh, Bb (цэ, дэ, е, эф, гэ, а, ха, бэ – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, си бемоль)
is- диез
es – бемоль
Аs – бемоль; Es –ми бемоль; dur –мажор; moll - минор