Статья Функции и содержание вокальной музыкально-исполнительской деятельности учащихся.


ГБОУ ВПО города Москвы
Московский городской педагогический университет
музыкально-педагогический факультет







СТАТЬЯ


Функции и содержание вокальной музыкально-исполнительской деятельности учащихся.






Автор Спицына Елена Владимировна
учитель музыки и МХК














Введение.

Современное состояние образовательного процесса в России во многом определяется социальными и экономическими изменениями, в результате которых утверждается приоритет творчества. Как никогда ранее становится актуальной проблема творческого развития школьников в период обучения.
Творческое развитие-необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума.

Музыкальное образование – это целенаправленное формирование личности ребёнка, его интересов, потребностей, способностей, эстетического восприятия путем воздействия музыкального искусства.
Обучение музыке – образовательный процесс, в котором педагог помогает учащимся приобрести музыкальные знания. Умения и навыки, накопить музыкальный опыт.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.



Исполнительская музыкальная деятельность является непременной частью всех музыкальных занятий. Она помогает ребенку ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и её воплощению в собственной деятельности.
Сутью музыкального исполнительства является творческая художественная интерпретация музыкального произведения, проявляющаяся в озвучивании, произнесении, интонировании музыкального текста для слушателей с помощью специфических исполнительских музыкально-выразительных средств: тончайших интонационных нюансов, агогических, динамических, тембровых и темповых отклонений, разнообразных способов звукоизвлечения и артикуляции.
Специфика исполнительской деятельности учащихся на музыкальных занятиях в системе общего образования, и прежде всего на уроках музыки, заключается преимущественно в коллективной исполнительской деятельности детей и она осуществляется в следующих основных видах: хоровое, ансамблевое и сольное пение, игра на музыкальных инструментах.





Функции вокальной музыкально-исполнительской деятельности.


Вокально-хоровое музицирование, следуя традициям русской музыкальной культуры, является приоритетным видом исполнительства на уроках музыки.
Оно направлено на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника, обладает уникальными возможностями для развития музыкального слуха у детей.
На уроке музыке пение у ребёнка вызывает чувство единения с другими детьми и учителем в самых разных эмоционально-образных проявлениях.
Искусство хорового пения требует овладения всеми элементами, образующими красоту хорового звучания. Это область вокальной культуры, вокальных исполнительских навыков. Работа над каждым элементом вокальной и хоровой звучности является не только технической работой, дающей накопление умений рост исполнительской техники, но и работой над раскрытием содержания данного музыкального произведения.
В результате расширяется круг идейных, художественных, эмоциональных представлений учащихся и соответственно арсенал их технических умений и навыков.
Вокальная музыкально-исполнительская деятельность учащихся направлена одновременно на решение задач вокально-хорового обучения и воспитания, на формирование разнообразных музыкальных способностей, умений и навыков, на развитие музыкального вкуса, потребностей, а также на решение общих задач воспитания и развития личности.
Функцией вокально-исполнительской деятельности являются развитие вокального слуха и певческого голоса детей, эстетического отношения к звучанию отдельного голоса и всего хора, а также передача эмоционально-образного содержания произведения в процессе вокально-хорового интонирования. И стоит заметить, что это не только правильное пение, не только эмоциональное и выразительное исполнение произведения, но и одновременно активное усвоение закономерностей музыкального искусства в опоре на восприятие музыки.

Принципы вокально-хорового обучения:

перспективности
систематичности
учёта индивидуальных особенностей учащихся при коллективном характере обучения
посильной трудности заданий
положительного фона обучения
единства художественного развития учащихся и технического совершенствования их голоса
предшествования слухового восприятия музыкального явления его теоретическому осознанию
целенаправленного управления регистровым звучанием голоса


Содержание вокальной музыкально-исполнительской деятельности.

В содержание вокальной музыкально-исполнительской деятельности входят:

система основных специфических знаний о певческом голосе и его охране
правила пения в хоре
соответствующие вокально-хоровые умения и навыки
опыт музыкально-творческой учебной деятельности учащихся, проявляющийся в процессе занятий хоровым пением
опыт эмоционально-эстетического отношения к музыке и к окружающему миру, являющийся условием формирования у детей системы ценностей


Вокально-хоровые навыки формируются на основе восприятия учащимися художественного, образного музыкального материала.

Основные категории и структура вокально-хоровых навыков:

дыхание
звукообразование
дикция
строй
ансамбль


Также сюда входит навык пения под управлением дирижера в соответствии с основными указаниями: внимание, дыхание, начало пения, окончание.

Для формирования вокально-хоровой культуры учащихся огромную роль играет правильный подбор репертуара, включающий в себя народную, классическую и современную музыку, способный благодаря своей идейной, художественной направленности, разнообразию стилей, жанров и форм воспитывать эстетический вкус учащихся, их нравственные убеждения, творческое, эмоционально-положительное отношение к жизни и ощущение возможности её преобразования.
В репертуар включаются художественные, педагогически целесообразные, доступные и привлекательные для учащихся образцы хоровой музыки. Возможность их введения в репертуар определяется уровнем певческого и общего развития детей конкретной возрастной группы. Очень важно, чтобы выученный на уроках и занятиях музыки репертуар смог стать ребёнку помощником в творческом самовыражении. Со временем пение становится для ребёнка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

В содержание вокально-хоровой работы входит и система вокально-хоровых упражнений, направленная на развитие певческого голоса, певческого слуха, освоение вокально-хоровой техники:

включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой
применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции К. Орфа (развитие чувства ритма, формирование хорошей дикции и артикуляции, знакомство с динамическими оттенками и знакомство с музыкальными формами)
использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность
применение упражнений учителя-исследователя В. В. Емельянова, которые дают положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса
использование методики обучения вокалу Д. Огородного (которые способствуют выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умению слышать и слушать себя)

Формы вокальной музыкально-исполнительской деятельности:

Пение без сопровождения (a cappella) – способно в значительной мере развивать музыкальность ребёнка, так как создаёт оптимальные условия для постижения им интонационной природы хорового пения и его особенностей. Но оно представляет трудность, так как требует более сложных вокально-хоровых навыков и умений.
Пение с сопровождением – облегчает процесс правильного интонирования, достижения чистоты певческого звучания, так как в процессе исполнения у ребёнка есть интонационная поддержка. Но возникает трудность, заключающаяся в необходимости сочетания вокального и инструментального тембров звучания.





Структура певческой деятельности ( по Стуловой Г.П.):

восприятие эталона певческого звучания
вокально-слуховое представление данного звучания
воспроизведение голосом
оценка и самооценка полученного звучания
осознание его качеств и способа звукообразования
повторное воспроизведение по подражанию, а затем и творческое

Этапы развития певческого голоса детей:

7-10 лет – младший школьный возраст (детский голос)
10-12 лет – предмутационный возрастной период
13-15 лет – мутационный период
16 – 18 лет – послемутационный период


Диапазон детских голосов варьируется, с учётом природных данных, возрастных особенностях, уровнем развития умений и навыков:

Начальный этап – ре1 – ля1
Заключительный этап – ля – фа2



Заключение.

Исполнение музыки при помощи певческого голоса – одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несёт в себе духовную энергию.
Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребёнка – оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий, прежде всего, преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение, обладает необычайно сильным свойством – образовывать человека как такового. Человека, который может думать, внимать, постигать, поддержать.


Литература

Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – Москва : Академия, 2004.
Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе (Текст): пособие для учителя/ -Москва: Просвещение, 1983.
Стулова Г.П. Хоровое пение в школе (теоретические основы)/ -Москва: Музыка, 2003.
В.В Кашляев, Л.Ф. Черемисова Музыкальное воспитание и основы вокала/ -Москва, 2007.
Сергеева Г.П. , Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Программа «Музыка 1-4», - Москва: «Просвещение», 2009


15