Креативное чтение как вид подготовки к ЕГЭ. Из опыта работы

Республика Татарстан, г.Зеленодольск,
МБОУ «Лицей № 9 им.А.С.Пушкина ЗМР РТ»
Никитина С.Н. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Креативное чтение как вид подготовки к ЕГЭ.

Идея единого государственного экзамена возникла в условиях резко возросшего разнообразия средств и методов обучения в школе, использование вариативных учебных планов, программ, учебников и учебных пособий. В отечественном образовании со всей остротой встала задача повышения качества образования, повышение степени заинтересованности каждого участника процесса: учителя и ученика.

Таким образом, необходима особая система подготовки к данному виду работы.
В практике учебной работы мы сталкиваемся с тем, что ребята, оказавшиеся в 10 классе, когда как раз и начинается интенсивная подготовка к ЕГЭ, имеют разный уровень обученности. На этой ступени необходимо использование самых эффективных методических приемов. Один из них – креативное чтение, его еще называют поисковым.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из текста. Именно чтение является средством информационной и образовательной деятельности, средством самообразования. Именно вдумчивое чтение делает успешной подготовку к написанию сочинения части С.(3.3)
Можно рассказать детям о «трёх китах» любого произведения. «Прежде чем начать писать, - говорил Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель.
Что же происходит сейчас? Ученик начинает работу по этой формуле с обратного. Он знает для чего пишет. Конечно же, для высокого балла на ЕГЭ. Он имеет представление, как нужно писать. Мы его этому научили, вооружили возможными планами, схемами и клише. А вот самый главный вопрос- что хочу написать – у выпускника уходит на второй план. И если мы не научим его креативно подходить к процессу чтения, творчество в письменных работах наших выпускников исчезнет совсем.
Все читатели без труда находят тему, это происходит легко и быстро. Более внимательно докапываются до идеи. Это сделать чуть сложнее, но и с этим справляемся. О форме произведения при его чтении задумываются только специалисты – лингвисты, литературоведы. Но на единый государственный экзамен мы должны прийти уже умеющими анализировать текст.
В практике читательской работы по методике развивающего обучения Эльконина-Давыдова ученика всегда встает в позицию читатель – критик – автор. Он должен не только познакомиться с текстом произведения(позицией читателя), но вынести свою оценку (позиция критика) и по возможности написать сначала стилизацию целого произведения или его фрагмента, а уже потом попытаться создать что-то свое.
На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются.
Любое предложение содержит тему, идею и имеет какую-то форму, т.е совокупность.
Эти знания учащиеся получают уже в 5 классе, и следует использовать их при анализе любого текста, будь то обычное упражнение или произведение на уроке литературы.
Постепенно, по мере ознакомления со стилями речи, необходимо вводить упражнения и по этой теме. Например, после изучения любого стиля речи даю задание : привести примеры данного стиля речи из разных источников. Затем стиль речи определяем у любого текста, с которым имеем дело.
В 10 классе ( если обучение веду не с этого года) и в 11 классе ( если преподаю с десятого) проводится самая глубокая работа по выполнению заданий части С. С точки зрения большинства, самой жуткой, пугающей, страшной частью экзаменационной работы ЕГЭ является эта часть , в которой сформулированное задание требует развёрнутого монологического ответа. Любая из формулировок выявляет такие умения:
1) внимательно читать предложенный текст;
2) понимать читаемый текст;
3) определять тему текста, позицию автора;
4)формулировать основную мысль своего высказывания;
5)развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
6)выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
7)отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
8)соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числек орфографические и пунктуационные.
Прежде всего нам нужно выяснить, что такое сочинение-рассуждение, отзыв, рецензия и сочинение-описание и чем они отличаются. А затем пробовать писать в каждом из предложенных жанров. Единственное условие – работа должна быть написана с опорой на предложенный текст. То есть, прежде чем писать своё, нужно проанализировать прочитанное, значит, провести лингвостилистический анализ. Осуществление его предлагаю по следующему плану:
Тема.
Идея.
Форма: а).стиль текста; б) тип текста; в) композиция; г) лексические средства выразительности; д) стилистические фигуры речи; е) синтаксический строй ( способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др. ).
Хорошо работает так называемая методика «разноуровневой группы». Из всех классов, где я работаю (7,8,10,11) беру по 8-10 человек и провожу с ними урок-анализ какого-то текста. Причем во время обсуждения активно работают все дети. Они к таким занятиям привыкли и очень их ждут. Это своеобразная возрастная вертикаль в условиях большой школы. В конце занятия даю задания для обсуждения. Очень интересно старшеклассникам вспомнить, какими они были, а ребятам помладше – увидеть, до каких «высот» еще нужно расти. Конечно, задания нужно продумывать с учетом психологических особенностей возраста. Задания по рассказу Джонатана Кимельфельда «Санька» 5 класс. Выделите цветовую гамму рассказа и объясните символику цвета в авторском замысле. 7 класс. Продолжите рассказ, сохраняя авторскую стилистику. 8 класс. Придумайте себе задание сами. (Ребята придумали следующее: В каких еще произведениях литературы поднимаются аналогичные проблемы?) 11 класс. Назовите проблемы, аргументируя которые, можно вспомнить этот рассказ. Удачно проходит анализ небольших рассказов В.Гаршина, М.Гелприна, Т.Крюковой,Д.Кимельфельда.
Анализ текстов проводится поэтапно: вступление, основная часть ( выделение проблематики, выражение собственного мнения, отражение авторской позиции, заключение), создание текстов с использованием готовых штампов, клише. Сначала ученик должен вставить нужные слова и словосочетания в готовый текст, затем предполагается создание отдельных структурных частей сочинения и только потом – готовый вариант.
Активно проходит групповая работа, когда ученики пишут один из фрагментов сочинения(вступление, комментарий, позицию автора, аргументы). От группы один человек выходит к доске и читается сочинение, которое получилось в целом. Потом проходит обсуждение.
Все предлагаемые тексты вариантов ЕГЭ по поднимаемым в них проблемам можно разделить на несколько групп, Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу, т.е. тексту.
После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.
Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы.
Думаю, многие согласятся, что сейчас процесс чтения для многих учеников и учителей превратился в «поиск аргументов». Чтобы этого не происходило, мы должны помнить, что чтение – творческий духовный процесс.
Большую работу провожу по построению предложений сочинения части С. Подбираем синонимы , чтобы избегать повторов, составляем предложения по комментарию проблемы, учимся, как лучше оформить авторскую позицию, аргументы и т.д.
Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на допускать подобных самим.
У каждого моего ученика есть блокнот, в котором он фиксирует основные данные о произведении (автор, герои, проблемы, которые поднимаются в тексте). Такой блокнот-шпаргалка помогает перед экзаменом «освежить» память, потому что дети часто забывают прочитанные давно произведения. Именно поэтому мы не прекращаем практику ведения читательского дневника уже в начальной школе.
Замечательный результат дает и такая методика как чтение с остановкой. Ребята внимательнее вслушиваются в текст, выстраивают версии возможного его продолжения, учатся формировать вопросы и давать развернутые ответы.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов различных стилей. И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить поверить в это детей – задача нас, педагогов.