План кружка Фольклорное рукоделие


Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Фольклорное рукоделие» составлена на основе авторской программы кружка декоративно-прикладного искусства для детей младшего и среднего школьного возраста «Фольклорное рукоделие», авт. Т.Н.Хаустова, Москва, 2005г.
  Актуальность  работы кружка :  необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей , склонностей и творческих способностей.
Отличительные особенности программы :   Программа составлена на основе комплексного подхода к преподаванию искусства, прикладному творчеству во взаимодействии с музеем. Предполагаемый курс рассчитан на три года, направлен на приобщение к региональным традициям народной культуры, расширяет представления и знания об отечественной культуре России, Урала, Поволжья и др. регионов России. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, играют в народные игры, мастерят куклы-скрутки как по образцу, так и по представлению. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Вместе с тем обучающийся изучает родной край, регионы России, получает эстетическое, нравственное развитие.
Цель: осуществление нравственного воспитания на традициях русской культуры и культуры сибиряков.
Задачи:
Развивать познавательный интерес;
Развивать эмоционально-чувственные сферы;
Развивать творческие способности;
Развивать навыки шитья, вышивания;
Способствовать нравственному воспитании. На традициях русской культуры и культуры сибиряков
Воспитывать любовь к Родине, стремление к сохранению русской культуры и русских традиций.
  Участники образовательной программы :    обучающиеся 11-14лет
Режим занятий:   Программа рассчитана на  35 часов   по 1 учебному часу. Занятия проводятся 1 раз в  неделю, во
второй половине дня.
Место проведения занятий: горница музей.
Предполагаемые результаты :-нравственное воспитание;
-развитие познавательного интереса;
-уважительное отношение к людям труда, мастерам;
-развитие творческих способностей;
-развитие навыков шитья, вышивания;
-стремление к сохранению традиций;
-знание истории родного края, страны;
Характеристика курса
 Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана  с четырьмя положениями: наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В  современном мире   подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности, образование гарантирует воспитание высокого уровня духовно-нравственной и воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Знание истории своей малой родины, своего края, страныприведет не только к расширению кругозора воспитанников, но и к уважительному отношению к людям труда, творчества, уважительному отношению в семье и обществе. Изучение и изготовление кукол скруток, обыгрование житейских моментов в семье, умение правильно общаться, изучать народные песни и праздники, читать сказки и играть в старинные игры- это не только забава и развлечение, это воспитание нравственности и гражданина на основе духовности.
Ценностные ориентиры курса:
Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям институтам государства и гражданского общества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, достоинство человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свободе совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни.
Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности в начальной школе.
мастера изготавливают каждый для себя текстильную народную куклу - оберег.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятий Кол-во часов Вид занятий Форма Дата
1. «Вокруг печки» 18 часов План Факт
1 Познание человеком мира. Мы славяне. 1 Теория
Беседа 3.09 2 Кто мы, откуда? Крепость-град на Енисее. 1 Презентация 10.09 3-4 Наиболее значимые символы в календарных обычаях. Символы солнца, земли, воды. 2 Теория.
Практика-эскиз. Проект 1.«Символы солнца, земли, воды в вышивке»
Проект2.«Обережные символы на девичьем сарафане» 17.09
24.09 5 Семейные обряды и традиции. 1 Теория Беседа 01.10 6
7 Дом, дом, открой свою тайну. Внутреннее убранство русской избы. 2 Практика Проект «Красоты избы русской» 8.10
15.10 8 Загадка, загадка, открой свою тайну! 1 Практика Игра «Загадки тайну разгадаю» 22.10 9 Страшилки, потешки, да приговорки. 1 Практика Игра « Детские забавы» 29.10 10
11 Баю-баю, Машеньку качаю.
Кукла скрутка.
Играем в дочки-матери.Колыбельные песни. 2 Практика Игра.
Игра. 12.11
19.11
12-13 История кукол. Куклы Панки 2 Теория
Практика Резьба по дереву. «Куклы Панки» 26.11
03.12 14-15
16-17 Куклы обереги «Коник»
Хранительница домашнего очага
4 Практика Практика. Изготовление коника.
Изготовление куклы
хранительницы дом.очага10.12-
17.12
24.12-
31.12 18 Кукла -столбушка1 Практика Практика .Изготовление куклы-стобушки14.01 «Святочные гадания» - 3 часа
19 Святочные гадания 1 Практика Подблюдные гадания. Практика 21.01 20 Куда валенок носком, то и женихов дом! 1 Практика Уличные гадания.
Практика 28.01 21 Гадаю, гадаю, жениха себе узнаю.
Бабушкины гадания. 1 Практика Встреча с Бутенко В.С., Карадиной В.А.,Лавренюк С.А. 04.02 «Зимние забавы .Масленица» 4 часа
22 Как на Масленой неделе 1 Теория Беседа .Презентация 11.02
23-24 Широкий четверг 2 Практика Забавы Масленицы. Катание с горок на санках 18.02
25.02 25 Зимние забавы. 1 Практика Катание на санках (желательно на деревянных) 04.03 «Веснянки»-5 часов 26 О чем расскажет нам народный костюм. Рубаха Сарафан.
1 Практика Изобразительная деятельность. Эскиз народного костюма.
11.03
27-
28 Обережность в нар.костюме.
2 Практика
Практика Посещение музея Возрождения русских народных традиций.
Исследование домотк.юбки 18-19вв.
Юбка для куклы по образцу экспоната музея. 18.03
08.04 29 Христос Воскресе! Декоративное пасхальное яйцо. 1 Практика Практика 15.04 30 «Егорьев день
Жаворонушки, вы летите к нам!»
1 Практика Практика 22.04

«От солнышка тепло, от матери – добро.Марфушкины игрушки!» - 4 часа
31 Евдокия –весновка. Кукла Кормилка. 1 Практика Практика 29.04 32 Кукла на ложке. 1 Практика 06.05 33 Кукла на палочке. 1 Практика 13.05 34 Игровая кукла. 1 Проект 20.05 «Задоринки от Оленьки»- 1 час
35 Задоринки от Оленьки 1 Практика
Подведение итогов Практика 27.05 Содержание занятий
Раздел1. «Вокруг печки» 18 часов -информационно – театрализованные занятия. Проводятся в стилизованной избе горнице) на базе музея Возрождения русских народных традиций. В форме"деревенские посиделки" с рассказом о жизни, быте и традициях крестьянской семьи, происхождении славян, становлении Красноярска и Красноярского края, села Едет и п.Инголь. Воспитанники изучают наиболее значимые символы народного календаря, обычаи и тайны загадки, внутреннее убранство жилища, дома. Воспитанникам предоставляется возможность попробовать выполнить различные виды домашних работ: достать ухватом чугунок из печки, погладить белье "деревянным утюгом" - рубелем, пройтись с коромыслом. Хозяйка избы покажет гостям 2-3 игры, в которые играли крестьянские дети. Здесь же заучиваются скороговорки, потешки, шутки, поются колыбельные с покачиванием люльки, качалки. Восптанники приобретут навык правильного общения со сверстниками, взрослыми, пожилыми людьми.
Раздел 2.«Святочные гадания» - 3 часа
Интерактивная информационная программа. Проводится на территории стилизованной русской избы - горницы. Воспитанники станут участниками традиционных святочных посиделок, им расскажут, какие предметы использовались для гаданий, какие были заговоры, как растолковать результат гадания.Обучающиеся узнают, какие виды гаданий бытовали в данной местности, близь лежащих селах, они смогут сами попробовать то или иное гадание и объяснить его результат. По окончании программы - угощение чаем с пирогом.
«Зимние забавы . Масленица» - 4часа
Интерактивная игровая программа. Проводится на территории музея-горницы. Обучающиеся узнают о традициях Масленницы, сколько и какие дни празднуются. Что происходит в определенные дни празднования, станут участниками масленичного гуляния (одного из дней), скорее широкого четверга, когда все население от мала до велика предавалось разгулу, традиционным зимним крестьянским играм, забавам, покатаются с горки на санках, на запряженных в сани конях.

Интерактивная игровая программа проводится по разработке этнографического музея. Школьники станут участниками традиционных зимних крестьянских игр, покатаются с горок на деревянных санках. По окончании программы - угощение горячим чаем с пирогом.
«Веснянки»-5 часов
Интерактивная игровая программа. Проводится на территории архитектурно-этнографического музея. Расписывание пасхального яйца. Крашение пасхальных яиц. История празднования Пасхи.Школьники смогут поучаствовать в обрядах "закликания" (призывания) весны, традиционно исполняемых крестьянскими детьми. Испечь жаворонков. Дети услышат народные песни, которые, как считалось, помогали призвать весну и прогнать зиму.
«Егорьев день»
Театрализованная интерактивная программа. Проводится на территории этнографического музея. Дети узнают об отношении крестьян к домашним животным, о том, какую роль играли животные в жизни семьи, станут участниками обряда, посвященного дню Св. Георгия (в народе - Егория), покровителя домашнего скота. Именно в день этого святого животных после долгой зимы впервые выгоняли на пастбища. Это не было рядовым событием и сопровождалось множеством обрядовых действий!
«От солнышка тепло, от матери – добро.Марфушкины игрушки!» - 4часа
Информационно – игровое занятие, проводится в стилизованной русской избе. На занятии ведется рассказ о жизни, быте и традициях крестьянских семей. Узнавая особенности семейного уклада, воспитанники получат навыки в обращении с домашней утварью (ухват, коромысло, сковорода, чугунки и т.п.), примут участие в народных крестьянских играх, разучат народные песни, частушки, покажут свою смекалку и удаль ( плетение косы, одевание лаптей, наворачивание портянок ), изготовят народную тряпичную куклу. За время программы участники получают информацию по применению и времени изготовления кукол - оберегов по Крестьянскому календарю в соответствии с народными праздниками. Занятие заканчивается чаепитием с баранками.
«Задоринки от Оленьки»- 1 час
Интерактивно - игровое и информационное занятие с подведением итогов работы в течении года. Проводится на территории стилизованной избы (горницы), театрализованно - игровой форме идет познание традиций, обрядов и праздников, соответствующих времени года. Анализируются работы воспитанников, выполненные за год. Подводятся итоги, играем в разученные игры, поем выученные песни. Радуемся наступлению летечка теплого и своим успехам. Грамоты да чай со сладостями на радость всем.
Литература
Н.А.Новоселова. Ранний период Приенисейской весны в обрядах, труде и фольклоре. Красноярск, 2005;
Н.А.Новоселова. Празднование Масленицы в Енисейской губернии ХIХ-ХХвв. Красноярск, 2006;
М.Семенова. Мы-славяне! С-Петербург. Ид-во «Азбука», 1998;
Н.А.Новоселова. Вечерки и игрища Приангарья.Красноярск. 1993
Н.А.Новоселова. Казачинские вечерки. Красноярск, 1994.
М.ЮНовицкая. От осени до осени. Москва, 2003;
В.Соловьев.история россии. Москва 2003;
Н.Майорова. Литература Древней Руси, Москва, 2005;
Л.Александрова. Предания старины далекой.Москва.2004
Т.Хаустова.Фольклорное рукоделие.Авторская программа.Москва.2005.