Рабочая программа. Внеурочная деятельность Мастерская чудес


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №2»
Кемеровская область город Таштагол
РАССМОТРЕНО:
На заседании ШМО
Протокол №____от________
Руководитель ШМО: __________/Старикова О.А./
Принято
Педагогическим советом
Протокол №____от_________
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_________/Старикова Н.А./
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «ООШ№2»
_________/Зайцева Е.Е/
Приказ №____от_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
«Декоративно - прикладное искусство»
для обучающихся 1- 4 классов
на 2015 – 2016 учебный год
Автор составитель
Бурова Ольга Владимировна
Учитель технологии
МБОУ «ООШ №2»
2015 год
Пояснительная запискаЦели программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
Задачи программы:
Научить приемам исполнительного мастерства.
Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Создавать предметы декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать чувство ответственности.
Реализация программы:
Форма - групповая.
Наполняемость в группе 10-12 человек.
Возраст детей 7-10 лет.
Режим работы- 1 раз в неделю.
Продолжительность 1 занятия- 35-40 минут.
Место проведения- классная комната.
Вид деятельности- декоративно-прикладная.
Планируемые результаты:
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
стремление к творческой реализации средствами художественной деятельности;
эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению Декоративно-прикладного искусства - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно обсуждать план и этапы намеченной работы;
развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности являются:
умение определять и стилизовать под руководством учителя самые простые и общие природные формы;
умение осознанно использовать образно-выразитеные средства для решения творческой задачи.
Формы учёта знаний, умений.
Тематические выставки согласно тематического плана.
Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам.
Выполнение самостоятельной творческой работы.
Содержание курса 3 класс
№ Наименование темы Количество часов Формы контроля
Общее кол-во часов Теория Практика 1 Вводное занятие 2 2 2 Работа с природными материалами 6 6 Выставка работ
3 Работа с бумагой 6 6 Творческая работа
4 Поделки из ненужных вещей 6 6 Творческая работа
5 Работа с пластилином 7 7 Тематическая выставка
6 Работа с тканью 6 6 Выставка поделок
7 Отчетная выставка работ школьников 1 1 Итоговая выставка
8 Итого 34 34 Второй год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага, картон и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Тема 1. Вводное занятие. (2ч.) Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. Экскурсия в школьный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества. Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музея.
Тема 2. Работа с природными материалами. (6ч.) Дары леса. Заготовка природного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для изготовления фигурок, аппликаций, букетов, тематических композиций.
Тема 3. Работа с бумагой. (6ч.) Создание занимательных игрушек из бумаги. Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
Тема 4. Поделки из ненужных вещей. (6ч.) Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Практическая работа: выполнение работ из различных материалов.
Тема 5. Работа с пластилином. (7ч.) Познакомить с видами и способами лепки из пластилина и теста, с видами глиняных народных игрушек. Практическая работа: изготовить изделия для украшения своей квартиры, подарки друзьям и близким.
Тема 6. Работа с тканью. (6ч.) Выполнение изделий из ткани и других волокнистых материалов, виды работ, технологий изготовления. Практическая работа: выполнение подарков к празднику, изготовление игрушек, сувениров, украшений.
Тема 7. Отчетная выставка работ школьников.(1ч.)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация проведения школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Практическая работа: проведение выставки.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока Дата Тема урока Кол. часов Вид контроля Пр.р. Коррекция
1 Вводное занятие. 2 2 1/1 Собираем листья для поделок. 1 1 1/2 Сушим листья для поделок. 1 1 2 Работа с природными материалами. 6 6 2/3 Ежик из сосновой шишки. 1 1 2/4 Аппликация из листьев. 1 1 2/5 Сувенир из ракушек. 1 1 2/6 Сувенир из ракушек. 1 1 2/7 Гербарий. 1 1 2/8 Цветы из листьев. 1 1 3 Работа с бумагой. 6 6 3/9 Апликация. Вырезание и аппликация из геометрических фигур (круги и части круга) 1 1 3/10 Комочки из бумаги. Радуга. 1 1 3/11 Комочки из бумаги. Радуга. 1 1 3/12 Оригами. Коробочка. 1 1 3/13 Оригами. Закладка. 1 1 3/14 Конверт для поздравления. 1 1 4 Поделки из ненужных вещей. 6 6 4/15 Фоторамка из трубочек из старого каталога. 1 1 4/16 Фоторамка из трубочек из старого каталога. 1 1 4/17 Подставка для карандашей из бутылки. 1 1 4/18 Декупаж бутылки. 1 1 4/19 Бабочка из фантиков. 1 1 4/20 Браслет из старого каталога. 1 1 5 Работа с пластилином 7 7 5/21 Аппликация на стекле. 1 1 5/22 Лепка. Цветы. 1 1 5/23 Лепка из пластилиновых шариков. 1 1 5/24 Лепим зайца. 1 1 5/25 Мраморная лепка. 1 1 5/26 Мраморная лепка. 1 1 5/27 Лепим птиц. 1 1 6 Работа с тканью 6 6 6/28 Создаем рельеф на пластилине. 1 1 6/29 Кукла. Рванка-мотанка. 1 1 6/30 Куклы. Обереги. 1 1 6/31 Куклы. Обереги. 1 1 6/32 Куклы из ткани и крупы. 1 1 6/33 Саше. Оберег. 1 1 7 Отчетная выставка работ 1 1 Итого 34 33 Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса
Список литературы для учителя1. Григорьев, Е. И. Современные технологии социально - культурной деятельности [Текст]/ Е. И. Григорьев.- Тамбов, 2004.- 60с.
2. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. [Текст] : Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК /В.Н. Иванченко.- Ростов: Из-во Учитель, 2007. -288с.
3. Беспятова ,Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации [Текст]/ Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с.
Дополнительная литература:
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества[Текст] : учебно – методическое пособие /С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. [Текст]/ П. П. Блонский. - Воронеж: НПО «Модек», 1997. - 278с.
3. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия [Текст]/ И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994. - 32с.
4. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей [Текст]/ З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
5. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров[Текст]: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений / 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
7. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. [Текст]/ - М.: 1975. - 112с.
8. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с.
11. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
12. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
13. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст]/ Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
14. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Список литературы для детей1. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка. [Текст]/ Н. М Войдинова. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с.
2. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины [Текст]/ Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с.
Терминологический словарьк программе «Декоративно ̶ прикладное искусство»
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.